1 Романтические и реалистические тенденции в русской литературе ХІХ ст. Обзор



1



Романтические и реалистические тенденции в русской литературе ХІХ ст. Обзор.

Переосмысление достижений европейского романтизма в русской культуре. Интерес к национальной самобытности, отечественной истории как особенность русского романтизма. Движение русских деятелей искусства от изображения романтически-экстраординарных проявлений жизни к повседневному, обычному, типичному; появление типов "лишнего" и "маленького" человека.

Реализм как литературное направление, его основные черты (художественный анализ состояния мира, формирование характеров героев под воздействием среды, изображение действительности в развитии, углубление в психологический анализ социально-детерминированной личности). Ведущие представители русского реализма (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев и другие).

Теория литературы. Понятие о реализме как художественном направлении.

Межлитературные связи. Реализм в зарубежной (Ф.Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс и другие) и украинской литературе (Марко Вовчок, И.Франко, И.Нечуй-Левицкий, Б.Гринченко, М.Коцюбинский и другие).

Взаимодействие искусств. Живопись. К. Брюллов «Последний день Помпеи». А. Иванов «Явление Христа народу». О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина». В. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина». А. Венецианов «Гумно». П. Федотов. «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др. Музыка. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя». Увертюра «Камаринская» и др. Скульптура. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» (фриз «Писатели и художники») в Великом Новгороде (Россия, скульпт. М. Микешин и И. Шредер).



- освещает романтические и реалистические тенденции в русской литературе;

- объясняет сущность понятия реализм в литературе;

- раскрывает основные черты реализма;

- называет выдающихся русских писателей-реалистов;



5

Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ

(1795 – 1829)

«Горе от ума»

Основные сведения о жизни и творчестве автора.

«Горе от ума» – «… и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И.А.Гончаров). Нравственная и социальная проблематика произведения. Особенности конфликта. Столкновение Чацкого с реакционным фамусовским обществом. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Поражение и победа Чацкого в борьбе с миром фамусовщины. Смысл названия. Афористичность языка. 

«Горе от ума» в оценке А.С. Пушкина, И.А.Гончарова («Миллион терзаний» - в сокращении).

Теория литературы. Развитие понятий о драме как роде литературы, комедии, диалоге и монологе, сатире.

Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Грибоедова работы И. Крамского, А. Пушкина, П. Каратыгина. Иллюстрации Н. Кузьмина, Д. Кардовского и др. Театр. Постановки пьесы: Московский художественный театр (реж. В. Немирович-Данченко, 1906), Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (реж. Г. Товстоногов, 1962), Московский театр на Таганке (под названием «Горе от ума — Горе уму — Горе ума», реж. Ю. Любимов, 2007) и др. Скульптура. Памятники Грибоедову в Москве (скульпт. А. Мануйлов), Алуште (скульпт. Л. Смерчинский).

Межпредметные связи: Русский язык Популярность и актуальность афоризмов комедии: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Счастливые часов не наблюдают», «А судьи кто?» и др.).

раскрывает основные сведения о жизни и творчестве А.С. Грибоедова;

раскрывает тему и социально-нравственную проблематику комедии;

объясняет смысл названия и особенности конфликта в пьесе;

объясняет особенности композиции произведения;

характеризует главных действующих лиц комедии;

сравнивает образы Чацкого и Молчалина;

устно составляет речевую характеристику одного из персонажей;

аргументированно отвечает на вопрос «В чем поражение и победа героя в борьбе с миром фамусовщины?»;

обосновывает принадлежность произведения к жанру комедии;

выразительно читает наизусть монолог Чацкого или Фамусова;

знает оценку комедии АС. Пушкиным;

составляет тезисы к статье И.А.Гончарова «Миллион терзаний»;


7

Александр Сергеевич ПУШКИН

(1799 -1837)

«Деревня», «К Чаадаеву», «Арион», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…»; «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пророк», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…» (3-4 стихотворения по выбору учителя), роман в стихах «Евгений Онегин».

Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного. Пушкин и Украина.

Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"), тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"), философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил…"), тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения).

«Евгений Онегин» – социально-психологический роман в стихах. Проблематика, сюжет и композиция романа. Воплощение типа "лишнего человека" в образе Евгения Онегина. Целостность и глубина натуры Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского. Образ автора. Энциклопедичность изображения русской жизни в романе. Национальный колорит, жанровые и стилистические особенности произведения.

В.Г. Белинский о творчестве А.С. Пушкина (статья восьмая и девятая «Сочинения Александра Пушкина» в сокращении).

Теория литературы. Понятия о романе в стихах, онегинской строфе, мотиве в лирическом произведении.

Межлитературные связи. Пушкин и Байрон. Обращение к онегинской строфе М.Рыльского в стихотворении "Пушкинский дом в Одессе". Сравнение оды Горация. "К Мельпомене" и стихотворения М.Рыльского "Памятник" с одноимённым стихотворением А.Пушкина.

Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты А. С. Пушкина работы О. Кипренского, В. Тропинина. И. Глазунов «А. С. Пушкин. Накануне». И. Айвазовский и И. Репин «Прощание Пушкина с морем». Иллюстрации к «Евгению Онегину» А. Бенуа, И. Репина, Н. Кузьмина, М. Добужинского, Е. Самокиш-Судковской, Л. Тимошенко. Театр. Чтение стихотворений А. С. Пушкина и романа «Евгений Онегин» в исполнении В. Яхонтова, М. Царёва, В. Качалова. Музыка. Романсы на слова А. С. Пушкина: А. Алябьев. «Я вас любил». М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье». П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». Кино. Х/ф «Евгений Онегин» (реж. Р. Тихомиров, СССР, 1968), д/ф «Живой Пушкин» (реж. В. Сторожева, ведущий Л. Парфёнов, Россия, 1999), «Онегин» (реж. М. Файнс, Великобритания, 1994) и др. Скульптура. Памятники А. С. Пушкину и Евгению Онегину в Йошкар-Оле (Марий Эл, Россия, скульпт. А. Ковальчук), Евгению Онегину и Татьяне Лариной в Петропавловске (Россия, скульпт. С. Брютова) и др.



- освещает основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина, тему "Пушкин и Украина";

- раскрывает значение творчества Пушкина для развития русской и мировой литературы;

- называет ведущие темы и мотивы лирики поэта;

- выразительно читает наизусть два стихотворения и отрывок из романа;

- определяет идейно-тематическую сущность, проблематику и художественное своеобразие стихотворений;

- анализирует проблематику, сюжет, композицию, поэтику романа "Евгений Онегин";

- характеризует образы Евгения Онегина, Татьяны, Ленского;

- сравнивает образы главных героев;

- освещает вопрос "Образ автора в романе";

- аргументирует энциклопедический характер романа;

- раскрывает жанровые и стилистические особенности произведения;

- объясняет сущность понятий роман в стихах, онегинская строфа, мотив лирического произведения;

- аргументирует принадлежность "Евгения Онегина" к роману в стихах;

- знает и комментирует основные положения работы В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина»;

- сравнивает образы Онегина и Татьяны с их интерпретациями в других видах искусств;

- обобщает свои знания и впечатления о творчестве Пушкина;




5

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

(1814 - 1852)

«Смерть поэта», любовная лирика («Нищий», «А.О.Смирновой», «К портрету», «Благодарю!», «К Н.И…», «Сонет», «Расстались мы, но твой портрет…») (2-3 стихотворения по выбору), роман «Герой нашего времени».

Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах.

Ведущие темы и мотивы лирики. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Смерть поэта», особенности его композиции. Специфика трактовки поэтом темы любви.

«Герой нашего времени» – социально-психологический роман о трагедии незаурядной личности начала ХІХ века. Проблематика и сюжет романа. Автор, повествователь и герой в произведении. Мастерство Лермонтова в изображении «истории души» Печорина. Смысл сопоставления Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча. Женские образы. Композиционное и жанровое своеобразие романа. Художественная роль картин природы.

В.Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».

Теория литературы. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали.

Межлитературные связи. Образ Лермонтова в стихотворении Т.Шевченко «Мені здається, я не знаю…» Влияние Дж.Г.Байрона и И.В.Гёте на творчество Лермонтова. Использование формы итальянского сонета в стихотворении «Сонет».

Взаимодействие искусств. Живопись. М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Иллюстрации М. Врубеля, В. Бехтеева, Д. Шмаринова, В. Серова, Н. Дубовского к роману. Театр, телевидение. Чтение стихотворений и романа М. Ю. Лермонтова в исполнении И. Андронникова, В. Яхонтова, М. Царёва и др. Музыка. А.Рубинштейн. Опера «Демон». Опера А. Александрова «Бэла». Кино. К/ф «Герой нашого времени» (реж. С. Ростоцкий, СССР, 1966), фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» (реж. А. Эфрос, СССР, 1975), «Герой нашого времени» (реж. А. Котт, Россия, 2006) и др. Скульптура. Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах (Россия, скульпт. О. Комов) и др.


- освещает основные этапы жизненного и творческого пути Лермонтова;

- аргументирует тезис "Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе";

- выразительно читает наизусть одно из стихотворений;

- анализирует идейно-тематическую сущность, проблематику, художественные особенности 2-3 стихотворений;

- анализирует проблематику, композиционные и жанровые особенности романа;

- раскрывает тему «Автор, повествователь и герой в романе»;

- характеризует Печорина;

- раскрывает смысл сопоставления образов Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча;

- освещает тему «Женские образы в романе, их роль в раскрытии характера Печорина»;

- объясняет сущность понятия художественный тип, приводит примеры различных художественных типов (Журден, Онегин, Печорин);

- раскрывает сущность понятия социально-психологический роман;

- аргументирует принадлежность «Героя нашего времени» к социально-психологическому роману;

- знает и комментирует основные положения статьи В.Г. Белинского о романе «Герой нашего времени»;

- раскрывает роль художественной детали, картин природы в произведении;

- сравнивает образ Печорина с его интерпретацией в других видах искусств;

- обобщает свои знания и впечатления о творчестве Лермонтова;


3

Николай Васильевич ГОГОЛЬ

(1809 – 1852)

«Шинель».

Обзор жизни и творчества писателя с обобщением изученного в предыдущих классах.

Гоголь и Украина.

Воплощение трагедии «маленького человека» в образе Акакия Акакиевича. Смысл названия произведения. Роль фантастики и гротеска в "Шинели". Значение повести для развития мировой литературы.

Теория литературы. Развитие понятий о художественном типе, гротеске, художественной детали.

Межлитературные связи. Образ «маленького человека» в рассказе А.Чехова «Смерть чиновника» и новелле Р.Акутагавы «Бататовая каша».

Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера. Иллюстрации Б. Кустодиева, П. Боклевского, С. Бродского, Ю. Игнатьева, М. Журавлёвой, Кукрыниксов и др. Театр. Чтение повести в исполнении А. Калягина. Спектакль «Шинель» тетра «Современник» (реж. В. Фокин). Кино, мультипликация. Д/ф «Птица-Гоголь» (реж. С. Нурмамед и И. Скворцов, ведущий Л. Парфёнов, Россия, 2009), Х/ф «Шинель» (реж. А. Баталов, СССР, 1959), м/ф «Шинель» (рабочие кадры, СССР – Россия, с 1981). Скульптура. Памятник Н. В. Гоголю в Риме (Италия, скульпт. З. Церетели).



- освещает основные этапы жизни и творчества Гоголя, тему "Гоголь и Украина";

- определяет тему и проблемы повести;
- характеризует главного героя;

- раскрывает роль фантастики и гротеска в повести;

- объясняет смысл названия произведения;

- обосновывает роль художественной детали в повести;

- освещает тему "Образ Акакия Акакиевича в интерпретации мастеров других видов искусств";

- раскрывает значение повести для развития мировой литературы;

- обобщает свои знания и впечатления о творчестве Гоголя;


2

Ги де МОПАССАН (1850 - 1893).

«Ожерелье» или «Лунный свет».

Краткие сведения о писателе.

Художественное своеобразие новеллистики Мопассана (предельная сжатость повествования, тематическое разнообразие, увлекательность и острота сюжета, выразительность характеров, психологических характеристик персонажей). «Ожерелье» – новелла о несчастии, внезапно обрушившемся на маленького человека. Образ главной героини. Особенности раскрытия темы истинных и ложных ценностей в произведении. Композиция и смысл названия новеллы.

Новелла «Лунный свет» как гимн любви. Художественное изображение изменений в душе аббата Мариньяка. Образ лунного света. Композиция и смысл названия новеллы.

Теория литературы. Развитие понятий о новелле, композиции.

Межлитературные связи. Образ «маленького человека» в рассказах А.Чехова и новелле Г. де Мопассана. Влияние И.С.Тургенева на творчество Мопассана.

Взаимодействие искусств. Живопись. К. Моне «Маннпорт (Скала Арка, запад Этрета)». Иллюстрации К. Рудакова. ^ Кино, театр. Х/ф «Новеллы Ги де Мопассана» (реж. К. Шаброль, Л. Эйнеманн и др., Франция, 2007). Мюзикл "Матильда" (Ирландия, композитор К.Митчелл, 2007). Скульптура. Памятник Мопассану во Франции (Париж, скульпт. Р. Верле).

Для внеклассного и семейного чтения.

В.А.Жуковский «Море», «Песня», «Желание», Дж.Г.Байрон. Лирика. «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар», Гяур», В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», Э.Т.А.Гофман «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», А.Мицкевич «Крымские сонеты», А.С.Пушкин «Пиковая дама», «Цыганы», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Маленькие трагедии», М.Ю.Лермонтов «Демон», «Маскарад», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», «Портрет», «Нос», Н.С.Лесков «Очарованный странник», Ги де Мопассан «Два приятеля», «Тётушка Соваж», «Дядюшка Милон», П.Мериме «Кармен», «Венера Илльская», «Маттео Фальконе».



- раскрывает краткие сведения о писателе;

- раскрывает основные особенности новеллистики Мопассана;

- характеризует главных героев новелл;

- размышляет на материале новеллы "Ожерелье" о ценностях истинных и ложных;

- - сравнивает интерпретации образа «маленького человека» в рассказах Чехова и новелле Мопассана «Ожерелье»;

- обосновывает значение образа лунного света в произведении;

- раскрывает композиционные особенности и смысл названия произведения;

- аргументирует принадлежность произведения к жанру новеллы;


9

^ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ - НАЧ. ХХІ СТ.

1


Литература ХХ – нач. ХХІ ст. Обзор.

Культурно-политические факторы, повлиявшие на развитие зарубежной и русской литературы ХХ – нач. ХХІ столетий (падение империй, революции, войны, появление тоталитарных режимов, стремительное развитие науки и техники). Основные темы и проблемы мировой литературы. Многообразие литературных направлений, течений, творческих поисков. Особенности развития русской литературы в советское и постсоветское время.

- кратко характеризует факторы, повлиявшие на развитие литературы в ХХ - нач. ХХІ в.;

- называет основные темы и проблемы литературы этого периода;

- приводит примеры произведений, относящихся к этому периоду;

- кратко освещает особенности развития русской литературы в ХХ - ХХІ ст.;


3

Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910 – 1971)

«Тебе, Украина», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» (1-2 стихотворения по выбору учителя), «Василий Теркин» (отдельные главы).

Основные сведения о жизни и творчестве поэта.

Тема войны в лирике Твардовского. Выражение чувства глубокой любви к Украине, уважения к её народу в стихотворении «Тебе, Украина!».

«Василий Тёркин» – «книга о бойце». Фольклорная основа поэмы. Воплощение в главном герое лучших черт народа (патриотизм, мужество, оптимизм, находчивость, выдержка). Юмор в поэме.

Теория литературы. Развитие понятия о художественном типе.

Межлитературные связи. Тема войны в творчестве русских, украинских и зарубежных писателей. Сравнение Тёркина с другими фольклорными и литературными героями-выразителями народного духа (Илья Муромец, Тиль Уленшпигель, Ходжа Насреддин).

Взаимодействие искусств. Живопись. Ю. Непринцев. Отдых после боя. Иллюстрации О. Верейского, И. Буруни к поэме. ^ Театр, кино, мультипликация. Авторское исполнение произведений. Спектакль «Василий Тёркин» (МХАТ им. М. Горького, постановка Т.  Дорониной, 2005), фильм-спектакль «Василий Тёркин» (реж. И. Герасимова и Б.Щедрин, СССР, 1973), фильм-концерт «Василий Тёркин» (реж. В. Храмов, текст читает О. Табаков, СССР, 1979), м/ф «Василий Тёркин» (реж. Р. Лабидас, Россия, 2003) и др. Скульптура. Памятник Твардовскому и Тёркину в Смоленске (Россия, скульпт. А. Сергеев).

Межпредметные связи. История. Вторая мировая война (1939 - 1945). Великая Отечественная война (1941 - 1945).



- раскрывает основные сведения о жизни и творчестве поэта;

- выразительно читает и анализирует одно из стихотворений;

- составляет план характеристики Василия Тёркина на материале прочитанных глав;

- характеризует главного героя;

- сравнивает его с другими персонажами-выразителями народного духа;

- приводит примеры из текста, свидетельствующие о фольклорной основе поэмы;

- высказывает своё отношение к образу Тёркина;

- раскрывает тему войны в творчестве Твардовского;

- рассуждает об антигуманной сущности войны, в том числе и на основе истории своей семьи;

2

Генрих БЁЛЛЬ (1917 - 1985)

«Путник, придёшь когда в Спа…»

Краткие сведения о писателе.

Осуждение антигуманной сущности войны, раскрытие её разрушительных последствий для цивилизации в целом и души отдельного человека. Главный герой как физически и духовно изуродованный нацистским режимом "маленький человек" без будущего, жертва антигуманной идеологии. Контраст школьных иллюзий и военной действительности. Функции оборванной цитаты в произведении.

Теория литературы. Развитие понятия о подтексте.

Межлитературные связи. Начало стихотворения древнегреческого поэта Симонида Кеоского как название рассказа. Г.Бёлль и В. Стус. Статья В.Стуса "Глазами гуманиста".

Взаимодействие искусств. Живопись. С. Дали «Лицо войны». Скульптура. Памятник Г. Бёллю в Германии (Берлин, скульпт. В. Фёрстер).

Межпредметные связи. История. Вторая мировая война (1939 - 1945). Великая Отечественная война (1941 - 1945).



- освещает краткие сведения о писателе;

- характеризует главного героя;

- объясняет смысл названия рассказа;

- раскрывает гуманистический пафос произведения;

- аргументирует тезис о контрасте школьных иллюзий и военной действительности;

- объясняет функции оборванной цитаты в произведении;

- раскрывает сущность подтекст рассказа;

1 2 3 4 5 6 7 8 9
4-predpriyatiya-i-inzhenernie-sistemi-stroitelnie-normi-i-pravila-inzhenerno-tehnicheskie-meropriyatiya-grazhdanskoj.html
4-predskazaniya-s-pomoshyu-sterzhnya-ili-mayatnika-horosho-izvestnij-pisatel-k-s-lyuis-napisal-v-predislovii-k-svoej.html
4-predstavlenie-i-priobretenie-znijfilosofsko-epistemologicheskij-kontekst-11-07-2003-16-07-o-s-volgin.html
4-predstavlenie-tovara-uslug-parusova-gv-sekreti-rieltorskogo-masterstva-n1doc.html
4-predvaritelnij-sistemnij-analiz-obekta-issledovaniya-v-a-yadov-strategiya-sociologicheskogo-isledovaniya.html

4-predpriyatiya-i-inzhenernie-sistemi-stroitelnie-normi-i-pravila-inzhenerno-tehnicheskie-meropriyatiya-grazhdanskoj.html
4-predskazaniya-s-pomoshyu-sterzhnya-ili-mayatnika-horosho-izvestnij-pisatel-k-s-lyuis-napisal-v-predislovii-k-svoej.html
4-predstavlenie-i-priobretenie-znijfilosofsko-epistemologicheskij-kontekst-11-07-2003-16-07-o-s-volgin.html
4-predstavlenie-tovara-uslug-parusova-gv-sekreti-rieltorskogo-masterstva-n1doc.html
4-predvaritelnij-sistemnij-analiz-obekta-issledovaniya-v-a-yadov-strategiya-sociologicheskogo-isledovaniya.html

4-predpriyatiya-i-inzhenernie-sistemi-stroitelnie-normi-i-pravila-inzhenerno-tehnicheskie-meropriyatiya-grazhdanskoj.html
4-predskazaniya-s-pomoshyu-sterzhnya-ili-mayatnika-horosho-izvestnij-pisatel-k-s-lyuis-napisal-v-predislovii-k-svoej.html
4-predstavlenie-i-priobretenie-znijfilosofsko-epistemologicheskij-kontekst-11-07-2003-16-07-o-s-volgin.html
4-predstavlenie-tovara-uslug-parusova-gv-sekreti-rieltorskogo-masterstva-n1doc.html
4-predvaritelnij-sistemnij-analiz-obekta-issledovaniya-v-a-yadov-strategiya-sociologicheskogo-isledovaniya.html