.RU

Уильям Бейтс Улучшение зрения без очков по методу Бейтса - 17

кации в своей специальности, но с их стороны никогда даже на-
мека не было на психическую сторону зрения или на то, что мо-
гут быть как неправильные способы использования глаз и психи-
ки, так и правильные, как неестественные и ненормальные мето-
ды зрительного функционирования, так ествественные и нормаль-
ные виды. После того, как они остановили острую инфекцию в
моих глазах, что они сделалаи с большим искусством, они дали
мне несколько искусственных линз и отпустили меня. Использую
ли я свою психику, хорошо ли, плохо ли чувствуют себя глаза в
очках, каким образом может воздействовать на зрение непра-
вильное использование галз - все это было для них совершенно
безразлично. Особенно это касается ортодоксальных офтальмоло-
гов" [62, р.X-XI].
Мимо такого примечательного случая с известной личностью
пресса не могла уже пройти. Игнорирование метода Бэйтса стало
теперь невозможным. В научных, в научно-популярных и просто
массовых журналах появилась целая серия статей, где история
Хаксли подверглась всестороннему анализу (см., например,
[11], [53], [72], [79]).
Кроме того, отметим, что даже противниками метода Бэйтса
признается то, что он дает возможность довольно существенно
увеличитьостроту зрения за счет улучшения интерпретации изоб-
ражения на сетчатке глаза. Известный специалист в области оф-
тальмологии Duke-Elder, не признающий систему Бэйтса в целом,
писал в одной из своих работ, что подобные тренировки позво-
ляют в значительной степени компенсировать неудачи на низком
(диоптрическом) уровне за счет более высокого уровня (корко-
вой интерпретации).
Исследоаниями также было установлено, что некоторых лю-
дей удается научить управлять своей аккомодацией в значитель-
ной степени [50].
Самым любимым вопросом всех приступающих к каким-либо
занятиям, по всей видимости, является вопрос, начинающийся на
слово "когда". В данном случае этот вопрос будет звучать при-
мерно так: "Когда же, наконец, я добьюсь первых результатов?"
Лучше всего будет, если на этот вопрос ответят авторы книг по
методу Бэйтса. Сам он пишет: "Обычно люди, которые никогда не
носили очков, более легко излечиваются, чем те, кто их носит.
Поэтому очки следует отвергнуть с самого начала лечения. Ког-
да этого нельзя сделать без значительных неудобств или когда
человек вынужден в ходе лечения продолжать свою работу и не
может делать ее без очков, их использование можно разрешить
на некоторое время, однако это всегда сдерживает улучшение.
Люди всех возрастов достигали успеха при лечении аномалий
рефракции расслаблением, но дети обычно (хотя и не всегда)
реагировали намного быстрее, чем взрослые. Если им еще нет
12-ти или даже 16-ти лет и они никогда не носили очков, они
обычно излечивались через несколько дней, недель или месяцев
и всегда в пределах года простым ежедневным чтением провероч-
ной таблицы" [16, р.49].
В то же время хотелось бы отметить, что дети более ма-
ленького возраста, чем упоминает Бэйтс, несколько труднее
поддаются лечению, главным образом, из-за того, что они не
улавливают смысла таких вещей, как центральная фиксация, мыс-
ленное перемещение и т.п. Даже само понятие "расслабление"
довольно тяжело объяснить детям. Поэтому то замечание, что
делает П.Брэгг относится именно к таким случаям: "Все что мо-
гут сделать дети, взрослые делают обычно намного лучше. Они
намного больше мотивированы, поскольку прекрасно понимают всю
невыгодность положения, связанного с нечетким видением.
Возьмем для примера косящие глаза. Многие взрослые пола-
гают, что косоглазие должно быть исправлено в детстве, иначе
будет слишком поздно. Но известно, что когда взрослые прини-
маются за тренировку зрения для устранения этого дефекта, они
обычно быстрее усваивают, как выпрямить глаза, чем это делает
большинство детей" [44, р.31].
Авторами книг отмечается, что возраст не является поме-
хой в улучшении зрения. Важным является не возраст сам по се-
бе, а длительность времени, в течение которого существовала
та или иная аномалия рефракции, ведя к закреплению неправиль-
ных привычек зрения [73, р.14]. Кроме того, обращается внима-
ние на то, что с возрастом у людей формируются отрицательные
привычки, сказывающиеся на общем состоянии организма и, как
результат, на зрении. Люди к 40-50 годам становятся малопод-
вижны, режим питания их не соответствеут нормам, они практи-
чески перестают заниматься физическими упражнениями, переста-
ют вообще вести подвижный образ жизни и т.д.
Сами авторы книг о методе Бэйтса его эффективность оце-
нивают как чрезвычайно высокую. Так, Р.С.Агарвал пишет, что в
его клинике ему встречались случаи миопии со стопенями от -1
диоптрии до -19 диоптрий. "Мы обнаружили,- сообщает Р.С.Агар-
вал,- что почти во всех случаях тренировка глаз и психическое
расслабление принесли огромную пользу. Некоторые пациенты
достигли нормального зрения за неделю или около этого, у дру-
гих сила очков существенно уменьшилась. Один пациент с миопи-
ей в -12 диоптрий, который мог читать только верхнюю строку
проверочной таблицы Снеллена с 10 футов (Прим.авторов: эта
строка при нормальном зрении должна читаться с расстояния в
60 футов, т.е. с расстояния около 18 метров) сильно удивил
нас, когда легко прочитал все, кроме последней, строки табли-
цы, перестал испытывать какие-либо трудности в передвижении и
при чтении своих книг на расстоянии от 9 до 10 дюймов
(Прим.авторов: соответственно около 23 и 25 сантиметров). В
другом случае миопия сопровождалась отслоением сетчатки в ле-
вом глазу, который был почти слеп. После месяца тренировки
зрение этого глаза существенно улучшилось, и пациент теперь
смог читать и писать." [8, р.206].
Г.Пеппрад пишет, что в среднем для восстановления нор-
мального зрения при миопии до двух диоптрий нужно совсем мало
времени (иногда невероятно мало, буквально недели), при мио-
пии от 2-х до 4-х диоптрий, как правило бывает достаточно 2-3
месяцев, а для миопии в четыре диоптрии и выше требуется срок
6-12 месяцев [73, р.96-99]. Аналогичные сроки называются для
астигматизма [73, р.112].
На страницах своих книг о методе Бэйтса авторы приводят
совершенно удивительные данные о необычайно коротких сроках
излечения. Сообщается, например, что всего за неделю удалось
избавить от гипермеропии в +6 диоптрий ребенка [10, р.58].
Говоря о сроках восстановления зрения по методу доктора
Бэйтса, следует отметить, что в литературе приводятся разные
данные на этот счет. Обычно, как и в книге Бэйтса, наряду с
очень быстрыми (но редкими) случаями излечения называются
сроки в пределах года. В то же время, другие авторы несколько
по-иному подходят к изложению эффективности метода Бэйтса.
Так, К.Хакетт проанализировала данные по 2857 пациентам, за-
нимавшимся у нее. Данные включали в себя сведения о всех них,
включая даже тех, кто бросил потом тренироваться, кто особо
не горел энтузиазмом при тренировке или отлынивал от работы
над своими глазами дома и т.д. Их возраст лежал в пределах от
3 до 92 лет. Профессии были самые разнообразнейшими - от ма-
шиниста до врачей, от домохозяек до министров.
В результате проведенного ею лечения, например, 1584
близоруких людей со зрением от 20/30 до 20/1000 (что значат
эти цифры вы уже знаете), большинство из которых имело зрение
20/400, т.е. 1/20 нормального зрения, 569 человек улучшили
зрение, как минимум, до 20/40, т.е. достигли половины нор-
мального зрения, 210 человек добились зрения 20/70, 163 -
20/100 (одну пятую нормального зрения), 211 - 20/200 (одну
десятую нормального зрения). В остальных случаях улучшение
было менее заметным или носило временный характер.
Из 348 дальнозорких пациентов 116 смогли полностью из-
бавиться от своих очков, 119 смогли перейти к более слабым
очкам для чтения, у 38 человек эффекта замечено не было.
Из 179 человек, страдавших косоглазием, 71 человек доби-
лись правильного положения глаз и хорошего слияния (фузии).
96 человек добились таких же успехов лишь с тем замечанием,
что у них отмечались отклонения от нормы во время болезни,
эмоциональных расстройств, утомления и т.д. 12 человек посто-
янного улучшения добиться не удалось.
Во всех случаях диагнозы ставились врачами, придерживаю-
щимися традиционной медицины. Хотя К.Хакетт и не указывает,
за какой срок был достигнут прогресс, что, конечно, очень лю-
бопытно было бы узнать, возможность достижения такого прог-
ресса многими людьми у нее не вызывает сомнения.
Проанализировав результаты приведенных выше историй бо-
лезней, К.Хакетт делает вывод, что ее метод тренировки, осно-
ванный на системе Бэйтса, позволяет улучшать остроту зрения,
в среднем, в два раза за каждые двенадцать недель тренировки
[56, р.23-30].
..............................................................
Анализ приведенных выше данных позволяет заключить, что
несмотря на расхождение воззрений современной медицины с уче-
нием Бэйтса, результаты применения его системы на практике
приводят к мысли о необходимости дальнейшего, более глубокого
изучения этого метода. Любопытно в связи с этим отметить мне-
ние одного из врачей, практиковавшего метод Бэйтса. Он гово-
рит, что хотя теоретический подход Бэйтса и вызывает сомне-
ния, практические его рекомендации все же каким-то образом
работают. Это подобно тому, говорит он, как древние жрецы,
ошибочно предполагая, что солнце вращается вокруг земли, а не
наоборот, тем не менее, точно предсказывали время захода и
восхода солнца, дни затмений и т.д.
Следует надеяться, что практические аспекты метода Бэйт-
са смогут пополнить арсенал медицины в борьбе с ухудшением
зрения.
^ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аккомодация - это способность (свойство) глаза фокусиро-
вать на сетчатке световые лучи, отраженные от рассматриваемых
предметов, расположенных на различном расстоянии от глаза,
т.е. способность видеть хорошо и вдаль, и вблизи.
Амблиопия - ослабление зрения, вызванное функциональными
расстройствами зрительного анализатора.
Аномалии рефракции - когда мы имеем дело с отклонением
преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) от
нормы, то речь следует вести о появлении аномалии рефракции.
Этот термин вы неоднократно встретите в книге. Поскольку при
близорукости, дальнозоркости и астигматизме происходят именно
такое отклонение рефракции от нормы, то все они являются ано-
малиями рефракции. Поэтому следует учесть, что всякий раз,
когда в книге будет заходить речь об аномалиях рефракции в
целом, то близоруким, дальнозорким и людям, страдающим астиг-
матизмом, надо знать, что все сказанное непосредственно каса-
ется их.
При этом неспециалистам необходимо твердо усвоить, что
наряду с принятыми в обиходе терминами "близорукость", "даль-
нозоркость", и "старческое зрение" в офтальмологии использу-
ются также профессиональные термины, менее известные широкому
читателю - в данном случае, соответственно, "миопия", "гипер-
метропия" и "пресбиопия". То есть, близорукость - это то же
самое, что и миопия, дальнозоркость - гиперметропия, а так
называемое старческое зрение - пресбиопия.
Необходимо также обратить внимание на тот факт, что
Бэйтс считает пресбиопию (старческое зрение) формой гипермет-
ропии (дальнозоркости). Такой подход Бэйтса позволяет ему ре-
комендовать для лечения пресбиопии практически те же самые
упражнения, что и в случае гиперметропии. Одинаковый подход к
лечению пресбиопии и гиперметропии нашел свое отражение и в
книгах целого ряда его последователей.
Астигматизм - вид нарушения зрения, при котором происхо-
дит искажение изображения объектов оптической системой глаза,
вызванное тем, что преломление световых лучей в различных се-
чениях проходящего светового пучка неодинаково. При астигма-
тизме изображение объекта выглядит нерезким.
Гиперметропия - то же самое, что дальнозоркость. При ги-
перметропии в основном ухудшается зрение вблизи.
Диамант - это самый мелкий из обычно используемых типог-
рафских шрифтов. Кегль (высота литеры) в шрифте диамант сос-
тавляет для прописной буквы 1,5 миллиметра, а для строчной
(маленькой) буквы - около 1 миллиметра.
Дюйм - дольная единица длины в системе английских мер.
Один дюйм равен 2,54 сантиметра.
Миопия - то же, что близорукость. При близорукости нару-
шается зрение вдаль.
Оптотипы - специально подобранные знаки, которые исполь-
зуются в таблицах для проверки зрения. В качестве оптотипов
могут применяться буквы, цифры, полосы, рисунки и т.д.
Офтальмология - область медицины, изучающая анатомию и
физиологию органа зрения, болезни глаз и разрабатывающая ме-
тоды их диагностики, лечения и профилактики.
Пресбиопия - то же, что так называемое старческое зре-
ние. При пресбиопии нарушается зрение вблизи (в основном) и
зрение вдаль.
Ретиноскоп - инструмент для определения рефракции глаза.
Рефракция - вы также неоднократно встретите этот термин
в книге. Рефракция, как пишет Бэйтс, это преломление световых
лучей в оптической системе глаза. Более точным было бы под
рефракцией понимать преломляющую силу оптической системы гла-
за. Эта преломляющая сила измеряется условной единицей - ди-
оптрией.
Фузия (слияние) - это слияние в коре головного мозга
двух изображений от обеих сетчаток в единую стереоскопическую
картину. Соответственно, способность к фузии (фузионная спо-
собность) - способность к слиянию двух изображений от обеих
сетчаток в единое бинокулярное изображение в коре головного
мозга.
Фут - единица длины в системе английских мер. Один фут
равен 30,48 сантриметра. 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.