.RU

Особенности потребительского поведения семьи.: В решении проблем потребительского поведения особое место занимает

В решении проблем потребительского поведения особое место занимает семья. Она рассматривается со­временной экономической мыслью, наряду с домохо­зяйствами, как субъект микроэкономики. Семья, и в этом ее особенность, не только основной потребитель производимых в обществе благ и услуг, но п, в опреде­ленной мере, производитель.

Семью, как микроэкономическую единицу, можно охарактеризовать с количественной и качественной сторон. Количественно семья состоит из одного или нескольких индивидуумов. Качественно семью можно рассматривать по-разному — либо это муж и жена, ли­бо — мать с детьми, либо это рабочая семья или кре­стьянская и т. д. Все это во многом предопределяет еще одну особенность социально-экономической сущности семьи, в том числе и ее потребительское поведение. При этом нельзя не учитывать того факта, что семья испытывает на себе внешние воздействия экономиче­ского, правового, идеологического и нравственного характера (рис. 5.2 на стр. 39).

Согласно материалистической теории, потребление в семье рассматривается как издержки потребления. Они могут быть производительными и непроизводи­тельными. В первом случае это, например, затраты, свя­занные с приготовлением пищи, ремонтом бытовой техники и квартир, изготовлением и чисткой одежды и т. и. Непроизводительное потребление — самоподго­товка при повышении квалификации, занятие физиче­ской культурой в домашних условиях, просмотр теле­передач, слушание музыки и др.

С точки зрения экономического содержания, из­держки в семье могут быть и другого рода. Речь идет о затратах семьи, связанных с покупкой необходимых ей

товаров и услуг. Эти затраты называют издержками об­ращения в сфере потребления. Их величина диффе­ренцируется по размеру семьи и получаемых доходов и от потребительского поведения ее членов. Они, в част­ности, зависят от особенностей семейного потребле­ния тех или иных благ и услуг.

Рирнок 5.2. Семья как рбъекгп микроэкономики.

Потребительское поведение семьи следует рассмат­ривать двояко: в общем и индивидуально. Так, многие товары в семье расцениваются как общественные блага. Ими практически пользуются все ее члены. Кухонные принадлежности, мебель, другие предметы домашнего обихода удовлетворяют разнообразные потребности семьи. Причем, не всегда все это надо увеличивать при появлении ее новых членов.

В семье не может не учитываться, а тем более игно­рироваться, индивидуальное потребление. Его прио­ритеты могут быть самыми различными. Для детей

необходимо одно, пожилым людям — другое, молоде­жи требуются, как правило, совершенно другие вещи. При этом индивидуальная дифференциация может быть еще более широкой. Ведь каждый человек инди­видуален, и его запросы, вкусы и предпочтения очень часто не совпадают с общепризнанными ценностями.

Особенности потребления, как и потребительское поведение, во многом зависят от функций, осуществля­емых каждой семьей. Эти функции самые разнообраз­ные. Среди них можно назвать следующие:

— формирование и использование семейного бюджета;

— ведение домашнего хозяйства;

— детородная и воспитательная функции;

— трудовая и предпринимательская деятельность;

— организации семейного, индивидуального от­дыха и др.

Реализация каждой из перечисленных функций требует удовлетворения вполне конкретных потребно­стей. Чем они весомее, тем полнее воплощение на практике соответствующих функций. При этом оче­видной является взаимосвязь всех функций. Так, низкие доходы семьи ослабляют детородную функцию и от­рицательно сказываются на воспитательной функции. Взаимозависимой является трудовая и предпринима­тельская деятельность членов семьи, если она осу­ществляет какой-либо вид.

Стало быть, роль семьи, с точки зрения ее потреби­тельского поведения в рыночной экономике, сложна и многообразна. Она определяет в той или иной степени функционирование домохозяйств, фирм и предприятий. Семья, осуществляя свои функции, решает многогранные проблемы ведения домашнего хозяйства, воспроизвод­ства рабочей силы, семейного предпринимательства, обеспечение необходимого уровня потребительского

спроса. Эти проблемы решаются полнее при поиске и формировании новых потребностей и возможностей се­мьи, повышении ее социально-экономического статуса, создании условий развития и реализации, прежде всего экономических функций.

5.4. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.