.RU

Лекция №1. Основные направления становления и развития экономической

«…экономические условия постоянно меняются, и каждое поколение по-своему представляет себе свои собственные проблемы», однако «…новые доктрины лишь дополняют старые, расширяют, развивают, иногда исправляют их, часто придают им иную тональность, по-новому расставляют акценты, но очень редко ниспровергают их».

Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. Т. 1. М.: Изд. Прогресс, 1993, С.25.


Цель лекции

Изучение особенностей функционирования российской экономики невозможно без рассмотрения основных направлений развития экономической теории, разработанных основоположниками политической экономии с конца XYII до начала XXI века. Знание этих теории позволяет полнее проанализировать связи прошлого экономического развития нашей страны с особенностями ее современного развития, а также перекинуть мосты от этих теорий к актуальным проблемам современности.

План лекции

1.Экономические учения докапиталистического периода развития народного хозяйства

2.Основные направления и становления и развития экономической теории (конец XYII - начало XX века).

3.Основные направления развития экономической теории в XX веке.

Рекомендованная литература

1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М.: Республика, 1992. С.18-19.

2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. Коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.9-13.

3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.7-22.

4. Экономика (Экономическая теория): Учеб. пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново – Москва – Тверь: Иван. гос. ун-т; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информации; Тверской филиал, 2002. С.77-83.

1.Экономические учения докапиталистического периода развития народного хозяйства

В процессе трудовой деятельности у людей постоянно накапливаются знания и навыки по изготовлению продуктов и организации производства. Эти знания сохраняются и передаются из поколения в поколение в виде правил и обычаев.

Наглядным примером передачи знаний является христианское учение, в котором рассматриваются многие экономические проблемы. В частности признание труда необходимым и святым делом, социальная оценка продуктов труда, защита собственности, богатство и многое другое.

Однако постоянно изменяющаяся трудовая деятельность не могла постоянно опираться на свод правил и обычаев, а требовала создания целостного экономического учения.

Первое экономическое учение было создано древнегреческим ученым Аристотелем в IY веке до нашего летоисчисления (384-322 г. до н. э.) и оказало влияние на развитие экономических знаний в древнем мире и во времена средневековья.

В период его жизни обмен, торговля и ростовщичество были довольно широко развиты, но хозяйство носило еще в основном натуральный, потребительский характер. В связи с этим он попытался создать науку о ведении хозяйства и дал ей название «ойкономика» (от «ойкос» - дом, домохозяйство и «номос» - закон)

В науке о ведении хозяйства Аристотель показал, что естественным источником приобретения благ является земледелие и ремесло, а различное количество благ у людей предопределяет необходимость их обмена, осуществляемого на основе полезности благ, а также роль денег в этом обмене.

В течение длительного периода времени это экономическое учение концентрировало в себе всю совокупность знаний о правилах организации и ведения хозяйства: сначала рабовладельческого «дома», а затем феодального поместья.

Образование централизованных государств привело к попыткам некоторых экономистов определить правила ведения не отдельного, а общенационального, государственного хозяйства. В связи с этим наука получила новое имя – политическая экономия. Это название было предложено французским экономистом Антуаном Монкретьеном, в вышедшем в 1615 году в «Трактате политическая экономия»

Таким образом, экономическая теория как наука о ведения народного хозяйства появилась задолго до формирования капиталистической системы производства и представляла собой свод правил и обычаев.

2.Основные направления становления и развития экономической теории (конец XYII - начало XX века).

Экономическая теория как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, возникла лишь в конце XYII века. Это время можно характеризовать как период становления капиталистической системы производства, связанный с углублением общественного разделения, зарождением мануфактурного производства, расширением внутреннего и внешнего рынка, интенсификацией денежного обращения.

Капиталистическая система производства того времени, хотя и основывалась на использовании ремесленной техники, обеспечивала значительный рост богатства, а соответственно усиливала экономическое и политическое господство буржуазии. В связи с этим капиталистическая система производства становится объектом специального изучения, с целью определения внутренних, объективных законов экономического развития.

В рамках этой цели исследования происходило становление и развитие экономической теории. От политической экономии богатства, через политическую экономию труда и экономическую теорию факторов производства, к политической экономии социального распределения.

Первым направлением экономической теории стала политическая экономия богатства, исследовавшая причины и источники богатства народов. Несмотря на то, что понимание богатства, в трудах ее представителей прошло длительный путь развития. От понимания богатства как изобилия золота и серебра, в трудах первых представителей этой школы меркантилистов (в переводе с французского – страсть к наживе), через преувеличение значения труда в сельском хозяйстве у физиократов, до признания труда истинным источником богатства у представителей английской классической школы политической экономии.

Впервые капиталистическая система производства получила развитие в сфере внутренней и внешней торговли, а ее представителями стали купцы.

Купцы скупали произведенную ремесленниками продукцию и вывозили ее за границу, где этой продукции либо не было, либо затраты на ее изготовление были выше. Продавая продукцию, они требовали за нее золото или серебро, представлявшее в те времена универсальное платежное средство.

Отражая интересы купечества, меркантилисты поставили перед собой цель изучить источники достижения изобилия золота и серебра в стране.

Возможность достижения этой цели они видели в том, чтобы государство поощряло развитие мануфактур, производящих товары на экспорт, внешнюю торговлю, занимающуюся вывозом продукции, и запрещало вывоз золота и серебра из страны, а также ограничивало ввоз изделий из других стран, за которые необходимо было платить золотом или серебром. Отголоски этой теории можно найти и в настоящее время в организации таможенной политики многих государств, ограничивающих таможенными пошлинами ввоз многих товаров из-за границы и запрещающих вывоз иностранной валюты.

Наиболее известными представителями меркантилизма были в Италии – Габриэль Скаруффи, Антонио Сера, в Англии – Ульям Стафорд, Томас Мен, во Франции – Жан Батист Кольбер, в России – А. Ордын-Нщекин.

Накопление богатства потребовало активизировать поиски путей его наиболее прибыльного применения. Одним из таких направлений стал перевод капитала из оборота во внешней торговле в производство изделий. В связи с этим изменяется понимание источника богатства, вместо понимания богатства как изобилия золота и серебра, под богатством начинают понимать произведенные трудом изделия.

Развитие этой идеи отражает историю становления и развития классической буржуазной политической экономии.

В отличие от своих предшественников меркантилистов, представители классической буржуазной политической экономии перешли от описания поверхностных явлений к анализу внутренних закономерностей экономического развития.

Становление классической буржуазной политической экономии прошло через преувеличение роли сельскохозяйственного труда в создании дополнительной стоимости, считая, что только этот труд создает дополнительный продукт, а остальной труд только изменяет форму продукта.

Сторонники этой экономической теории получили название физиократы. Основоположниками этого направления считаются Жак Тюрго и Франсуа Кэне.

Критика теории физиократов привела к созданию классической английской политической экономии, считавшей, что богатство создается трудом во всех отраслях народного хозяйства. Основоположниками этой теории были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Основным достижением английской классической школы политической экономии стало создание трудовой теории стоимости, признававшей, что стоимость товара определяется затраченным на ее изготовление трудом.

Трудовая теория стоимости, созданная представителями английской классической школы политической экономии, получила дальнейшее развитие в трудах их ближайших последователей, занимавшихся ее уточнением и ее популяризацией.

Наиболее известными ближайшими последователями английской классической школы политической экономии были в Англии – Джон Стюарт Милль, во Франции – Жан Батист Сэй, в России – Николай Гаврилович Чернышевский.

Преподавание политической экономии в России началось в 1768 году, когда два молодых университетских воспитанника – И. А. Третьяков (из Твери) и С. Е. Десницкий (из Нежина) – направленные Ломоносовым в Глазговский университет, вернулись докторами права и стали профессорами юридического факультета Московского университета. Прослушав лекции А.Смита, они в свои лекции по юриспруденции включали политэкономическую проблематику, освящая ее в смитианском духе.

В 1803 году политическая экономия и статистика были утверждены в числе наук, которыми должна заниматься Академия наук. А в связи с изданием в 1802-1803 годах на русском языке четырехтомного «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита (и с ведением в оборот других переводных книг и учебников) политическая экономия вошла в уставы гимназий, лицеев и университетов, в том числе в программы учебных заведений Санкт-Петербурга: Учительской гимназии, Царскосельского лицея (где с ней, ознакомился А. С. Пушкин), Педагогического института и Главного педагогического института, преобразованного в 1819 году в университет.

Таким образом, представители политическая экономия богатства внесли значительный вклад в экономическую теорию и в распространение экономических знаний.

В начале второй половины XIX века представители экономической теории разделились на два основных направления, критиковавшие политическую экономию богатства за излишнее или недостаточное применение метода научных абстракций

Первое направление экономической теории получило развитие в трудах представителей социалистических и коммунистических теорий, в рамках исследования – политической экономии труда.

Основоположниками политической экономии труда являются Брей Д.Ф., Грей Л., Сисмонд де Сисмонди Ж., Лассаль Ф., Прудон П. Ж., Родбертус-Ягецов К. И., Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. и другие зарубежные и российские экономисты.

Представители политической экономии труда считали, что увеличение богатства не есть цель политической экономии, а только средство для достижения счастья всеми. В связи с этим предметом политической экономии труда стало изучение путей достижения материального благосостояния людей на основе открытия экономического закона движения современного общества.

Появление нового предмета исследования предопределило внесение изменений в метод исследования, прошедший путь развития от признания первыми критиками капитализма возможности использования метода научных абстракций, через уточнение этого метода представителями теории экономического социализма, до разработки основоположниками марксизма диалектического материализма как теоретической основы научного мировоззрения и как совокупности методов

В наиболее концентрированном виде политическая экономия труда получила развитие в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, в виде экономической теории марксизма. Основоположники этого направления, опираясь на трудовую теорию стоимости и разработанные ими методы диалектического материализма, осуществили попытку открыть законы становления, развития и гибели капиталистической системы производства.

По их мнению, основным экономическим законом капиталистической системы производства является стремление капиталистов максимизировать получение прибыли, источником которой является прибавочная стоимость. Прибавочная стоимость представляет собой неоплаченный труд наемного рабочего, которую получает капиталист как владелец средств производства.

Теория прибавочной стоимости является краеугольным камнем этого учения и является предметом критики различных направлений экономической теории.

Исследуя пути достижения материального благосостояния, они использовали диалектический материализм как единый методологический подход и как метод исследования.

Идеи основоположников марксизма в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В. И. Лениным, а также русскими и советскими экономистами.

Догматическое восприятие основных идей марксизма при осуществлении попытки построить социалистическое общество в отдельных странах оказало плохую услугу этому великому для своего времени учению.

Второе направление экономической теории получило развитие в трудах экономистов, проводивших исследования в области эффективности использования факторов производства, в рамках исследования – экономической теории факторов производства.

Основоположниками этого направления были Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Беем-Баверк, Джон Бейсик Кларк, Альфред Маршалл и др.

Представители этого направления рассматривали рыночную экономику как систему, потенциально способную достичь экономического равновесия на основе спроса и предложения продукции, а, следовательно, стремящуюся к оптимуму своего существования, то есть экономическому успеху.

В основе экономической теории факторов производства лежит теория предельной полезности, устанавливающая зависимость полезности вещи от ее количества.

Для осуществления исследования достижения экономического равновесия они использовали свой метод исследования – метод частичного равновесия.

Особое место в экономической теории занимает попытка русских экономистов начала XX века осуществить синтез достижений политической экономии труда (социальный характер экономики) и экономической теории факторов производства (их эффективное использование) и создать свою теорию социального распределения.

Основоположниками русского направления социальной теории распределения были М. И. Туган – Барановский, С. И. Солнцев и В. Я. Железнов.

Сущность социальной теории распределения заключается в том, что распределение созданного в стране дохода осуществляется на основе двух факторов: уровня производительности труда и силы рабочего класса.

Таким образом, на рубеже XX века в экономической теории сформировалось два основных направления: политическая экономия труда и экономическая теория факторов производства, которые оказали существенное развитие на современную экономическую теорию.

3.Современные направления развития экономической теории

(XX век).

Современными экономическими теориями принято считать теории, сформировавшиеся в начале XX века и существующие в настоящее время. Эти теории представляют собой широкое разнообразие взглядов на решение многих экономических проблем.

В основе всех экономических теории XX века лежит теория институционализма, которая появилась как реакция на понимание роли человека в экономической теории факторов производства.

Основоположниками этого направления считаются Торстейн Веблен, его ученик, специалист в области промышленных циклов У. Митчелл, теоретик, публицист и политический деятель Дж. Гелбрэйт, экономист и разработчик глобальных проблем экономики Я. Тирбенген, Дж. Найт и др.

По их мнению, поведение экономического субъекта (наемный работник, предприниматель, собственник, фирма, государство) в экономической системе определяется воздействием на него, как экономических структур, так и социально-культурной среды. В связи с этим они ввели в экономический оборот понятие институт.

Институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особым образом, знаний, которыми должны обладать все члены общества.

Институты, будучи производными, вторичными по отношению к экономическому базису, оказывают обратное воздействие на его развитие, активно влияют на экономический прогресс, ускоряя или замедляя его.

Это объясняется тем, что институты создают структуру стимулов общества и являются как формальными законами (конституция, законодательство, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). В связи с этим институты медленно приспосабливаются к изменениям в обществе.

Теория институционализма оказала большое влияние на экономическую и социальную политику многих государств. В частности, в области развития производства и социального законодательства.

В настоящее время теория институционализма нашла свое проявление в неоинституционализме.

Неоинституционализм представляет собой экономическую теорию, характеризующуюся отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку и его социальным проблемам.

Основная концепция этой теории в утверждении возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества и переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности человека.

Усиление процесса монополизации экономики, начавшееся в конце XIX века и получившее развитие в начале XX века, привело к становлению в тридцатые годы XX века двух экономических теории, вмешательства государства в экономику.

Первое направление получило развитие в трудах советских экономистов, проводивших исследования в области повышения эффективности функционирования государственного народного хозяйства, в рамках исследования - политической экономии социализма. Этот термин был введен в 1956 году.

Представители этого направления считали, что изменение формы собственности с частной на общественную (государственную) позволит регулировать экономические процессы и обеспечить подъем материального благосостояния граждан страны.

В основу управления экономикой были положен принцип управления из единого центра, с помощью планов социально-экономического развития, которые были обязательны для выполнения.

Невозможность планировать производство и потребление всех товаров и незаинтересованность основной части населения страны в производстве высококачественной продукции привели к отставанию в экономическом развитии, а затем и к краху этой экономической системы.

Второе направление получило развитие в трудах представителей, проводивших исследования в области регулирования экономических процессов капиталистической системы производства, в рамках исследования - государственного вмешательства в экономику (кейнсианство)

Основоположник этого направления Дж. М. Кейнс пришел к выводу, что в условиях высокого уровня монополизации экономика утратила механизм автоматического восстановления экономического равновесия. В связи с этим он перенес предмет исследования экономической теории из микроэкономики в область макроэкономики.

По его мнению, необходимо изучать народное хозяйство как единое целое и разрабатывать инструменты государственного вмешательства в экономику.

Экономическое равновесие в этой экономической системе достигается посредством обеспечения государством необходимого объема и структуры «эффективного спроса» и его составляющих – потребительского и инвестиционного спроса. Основными инструментами достижения «эффективного спроса» являются государственные закупки, общественные работы и др.

Рецепты управления экономикой, предложенные Дж. М. Кейнсом и его последователями, активно используются в экономической политике многих государств.

В настоящее время кейнсианство получило развитие в монетаризме. Основоположником этого направления был М. Фридмен.

Монетаризм это теория достижения экономического равновесия, в которой главенствующую роль играют денежные факторы.

Представители этого направления сводят управление экономикой, прежде всего, к контролю государственными органами (США – Федеральная резервная система) за сбалансированностью бюджета, денежной массой, эмиссией денег, а также сбережениями граждан.

Участие стран Западной Европы и США во Второй мировой войне привело к возрастанию вмешательства государственного сектора и монополий в экономику. В связи с этим встал вопрос об ограничении их роли в экономике.

Экономическая теория, которая сформировала теорию ограничения роли государства и монополии в экономику, получила название экономического либерализма.

Сторонники этой концепции исповедуют идею оптимального рыночного механизма, рассматривая его как совершенную саморегулирующуюся систему, позволяющую экономике наилучшим образом использовать все производственные факторы.

По их мнению, свободные цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, являются надежным указателем развития экономики в направлении экономического равновесия, а свободная конкуренция выступает в качестве действенного механизма, принуждающего производителей совершенствовать производство, обновлять продукцию, повышать ее качество и снижать издержки.

Роль государства в этой теории сводится к ограничению деятельности монополий, поддержанию состояния свободной конкуренции, обеспечению устойчивости денег и создания условий для свободного ценообразования.

Основоположником этого направления стал замечательный немецкий экономист Л. Эрхард.

В настоящее время экономический либерализм нашел свое проявление в неолиберализме.

Согласно этой теории необходимо свести к минимуму вмешательство государства в экономику (принцип английской классической политической экономии – А. Смит), так как частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. В связи с этим необходимо обеспечить полную свободу предпринимательской деятельности.

Основоположниками этого направления были Л. Мизес и Ф. Хайек.

Таким образом, XX век характеризовался большим разнообразием взглядов на определение путей достижения экономического равновесия.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.