.RU

Экономика: наука и хозяйство. Возникновение и развитие экономической

Слово «экономика» произошло от двух греческих слов: «ой- кос», что означает домашнее хозяйство, и «номос» — правила. Таким образом, изначально экономика представляла собой правила ведения домашнего хозяйства. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой». Он использовал и другой термин — «крематистика» (от слова «имущество»), под которым подразумевал науку о том, как наживать имущество, как увеличивать свое состояние через куплю-продажу. Аристотель называл такой способ обогащения «неестественным путем» — посредством неэквивалентного (неравного, несправедливого) обмена. Деньги рассматривались им как средство соизмерения товаров, необходимое при их обмене. Возрастание денег предполагало неэквивалентный обмен, что считалось несправедливым. В то время домашнее хозяйство представляло собой всю экономику, а феодальное хозяйство выступало единым многоотраслевым хозяйством, в котором купля-продажа отсутствовала. Негативное отношение к купле- продаже существовало вплоть до средних веков, когда считалось, что крестьянин имеет право продавать то, что он произвел своим трудом, и это справедливо, но если купец покупает и перепродает что-то с целью обогащения — это уже спекуляция.

Аристотель впервые в истории экономической науки проанализировал основные экономические явления и закономерности экономического развития общества. Он выделил экономику в самостоятельную область деятельности, целью которой является приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни, ведения домашнего хозяйства, для государства в целом.

В 1615 г. экономическая наука получила название «политэкономия» в книге с одноименным названием французского экономиста Антуана Монкретьена. Греческое слово «полиус» означает государство. Монкретьен подчеркивал, что экономическая наука изучает хозяйство в рамках всего государства. Однако нельзя сказать, что экономическая наука уже полностью сформировалась к тому времени, поскольку наука формируется тогда, когда появляется основной вопрос, на который эта наука должна дать ответ. Вопрос, который встал перед человечеством в то время, можно сформулировать так: «Что такое богатство и как его можно увеличить?».

Разные экономические школы по-своему раскрывали понятие богатства и его источников. В зависимости от решения этого вопроса предлагались различные пути его преумножения.

Основные экономические школы, пытавшиеся найти ответ на этот вопрос: школа меркантилистов, внутри которой различают ранний (денежный) и поздний (товарный) меркантилизм (они видели источник богатства в торговле); физиократы (считали сельское хозяйство основной сферой экономики) и классики политической экономии (которые считали, что приращение богатства возможно лишь в самом процессе производства). Марксистская теория строится на выводах классической школы политэкономии. Основной заслугой марксистской теории считается открытие закона о прибавочной стоимости, создаваемой трудом в процессе производства и являющейся источником богатства.

На протяжении XVIII-XX вв. наблюдается господство экономической науки в обществе, идет формирование политэкономии как ведущей науки. Политэкономия — наука о рациональном хозяйствовании в национальном масштабе. Она изучает законы, управляющие экономикой, и определяет основные направления экономической политики, проводимой государством. Объект исследования политэкономии — система экономических отношений в обществе. Основная задача этой науки — открытие экономических законов, соответственно которым развивается хозяйство; изучение социально-экономических условий в обществе, т. е. отношений людей, классов, социальных групп и слоев. Политэкономия в большей степени, чем любая другая наука связана с познавательным анализом и выявлением причинно-следственных связей. В самом названии этой науки акцент делается на макроанализ, политику и идеологию. Критики политэкономии говорят о том, что в экономике не существует причинно-следственных связей и доказывают наличие только связей взаимодействия; например, они утверждают, что цена определяет доходы и величину спроса, и наоборот. Карл Маркс, защищая политэкономию, называл анализ круговых зависимостей внешним и вульгарным, он не хотел уделять особое внимание изучению механизма управления рынком, считая, что рынок скоро отомрет и на смену ему придет новая экономическая система.

Однако к 70-м гг. XIX столетия капитализм победил как экономическая система (в Великобритании в начале XIX в., во Франции к 30-м гг. XXb., в США и Германии к 70-м гг., в Японии и России к 90-м гг.). И теперь стали говорить о том, что основная проблема экономики и экономической науки должна сводиться к достижению эффективности, а не объяснению социально-политического устройства общества. Переход от политэкономии к новой науке — «экономике» объясняется прежде всего тем, что политэкономия стала способствовать распространению такой тенденции, как бюрократизм. Борьба с бюрократизмом основывается на том, что социально-экономические оценки (а именно ими и занимается политэкономия) не могут быть беспристрастны, они всегда субъективны. Отсюда рождаются не всегда верные политические выводы (что и случилось с теорией Маркса).

Новые отношения в XX в. выявили необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь. В 20-30-е гг. возникает такое явление, как тоталитаризм, т. е. узурпация государственной властью функций рынка. Экономические школы до сих пор ведут споры относительно оптимальной степени вмешательства государства в экономическую жизнь.

C развитием рыночной системы хозяйствования в XX столетии наиболее актуальным становится вопрос: «Что лежит в основе функционирования экономической системы и насколько сильным должно быть вмешательство государства в регулирование экономики?». Экономисты делятся на два лагеря: сторонников сильной роли государства, приверженцев теории Дж. М. Кейнса, «неокейнсианцев», и их противников, поддерживающих идею о саморегулировании рынка, так называемой невидимой руки рынка, «неоклассиков» (рис. 1.1).

Прежде всего необходимо было очистить экономическую науку от субъективных, политических элементов. Это отражается в отходе от самого названия «политэкономия». Кроме того, политэкономия стала превращаться в абстрактную науку. Она основывалась на понятиях «способ производства» и «рабочая сила». На начальном этапе развития капитализма это было естественно и оправдано. Все процессы развития рынка выступали как бы в чистом виде в условиях технологического способа производства, затем начался процесс автоматизации, приведший к отчуждению труда и человека, которое, по мнению Маркса, должно было привести к социальной революции. Но рыночная система хозяйствования выявила новый фактор производства — человека, не просто как рабочую силу, а человека как творческую личность, обладающую предпринимательскими способностями. В новой экономической науке эта способность начинает рассматриваться как один из основных видов ресурсов.

Таким образом, переход от политэкономии к экономической науке, получившей название «экономике», был вызван потребностью практики.

Экономикс — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика и др.

Тема 1. Предмет и методы экономической науки

Рис. 1.1. Эволюция экономической теории

Основная задача экономике — поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Согласно экономике, задача экономики фактически сводится к оптимизационной задаче на максимум и минимум (минимизация затрат и максимизация результатов). Экономикс разрабатывает технику и инструментарий экономического анализа, выявляет и определяет количественные взаимосвязи между экономическими явлениями, широко использует математические методы. Отличительной особенностью ЭКОНОМИКС является то, что эта наука делает основной акцент на функциональные, а не на причинно-следственные связи, как в политэкономии.

По мнению многих экономистов, изменение названия «политэкономия» на «экономике» свидетельствует о том, что экономическая наука становится более технической, узкосфокусированной на распределении ресурсов, принятии решений, моделях роста и экономических исследованиях. Некоторые ученые даже считают, что экономика превратилась из гуманитарной в естественную (техническую) специальность.

1.2. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.