.RU

Международное гражданское общество и «демократия участия»


НПО и их апологеты заявляют, что, подобно их внутриполитическим аналогам, эти организации представляют «граждан всего мира», а потому их следует рассматривать как международное гражданское общество. Однако это утверждение абсолютно ложно. «Граждан всего мира», как и «мирового государства», не существует. Есть только граждане независимых государств, которым, по крайней мере в демократических странах, подотчетны их правительства5. Главная характеристика государства — монополия на принудительные действия. В демократических странах эти полномочия передаются правительству, ответственному перед электоратом. Как справедливо отмечает обозреватель Financial Times Мартин Вулф, «предоставление любым частным структурам права голоса в вопросе о том, как должны применяться эти функции принуждения, означает подрыв конституционной демократии... Только избранная власть может отвечать за законодательную деятельность как во внутренней политике, так и на международной арене»[79].
Подобно другим группам давления НПО стремятся влиять на государственную политику. Однако, если бы утверждение о том, что они представляют «гражданское общество», соответствовало действительности, сторонники их идей приходили бы к власти во многих государствах. Но этого не происходит — разве что за исключением некоторых стран Северной Европы. Таким образом, НПО не представляют не только несуществующих «граждан планеты», но даже население собственных стран. Поэтому они пытаются «завладеть» бюрократическими международными институтами за счет постепенного проникновения в их структуры. После этого они ставят «конвенции» и «рекомендательные соглашения», разрабатываемые этими институтами, на службу собственным «узкопартийным» целям.
Утверждения НПО о том, что в нравственном плане они представляют взгляды и интересы выдуманных «граждан планеты», не соответствуют действительности. Так, Шаффер отмечает:
  1. Кеннет Андерсон отмечает: «Международные НПО называют себя рупором „граждан всего мира", но это утверждение бессмысленно, поскольку мир — не государство, имеющее граждан. У него, несомненно, есть жители, многие из которых весьма нуждаются, но понятие „гражданин" означает принадлежность к юридически узаконенному государству, а не поддержку той или иной НПО и ее программы» (см.: Anderson К. 2000:108).

«Возможно, экологические НПО стран Севера и имеют „интернационалистскую" ориентацию... но они не представляют „глобального гражданского общества". Они смотрят на вещи с точки зрения Севера, а зачастую даже с более конкретной — англосаксонской — точки зрения. Их представители выросли и получили образование в странах Севера. Почти все их финансирование поступает с Севера. Они получают средства за счет сосредоточения на отдельных вопросах, занимающих воображение общественности на Севере» (Shaffer 2001:66-67).
Концепцией, лежащей в основе притязаний НПО, и источником их популярности является абсолютно антилиберальная теория демократии участия. Западное понятие либеральной демократии основано на принципе представительства. Основоположники либерализма — от «отцов-основателей» американской республики до либеральных мыслителей вроде Иммануила Канта — расценивали прямую демократию, или «демократию непосредственного участия граждан в управлении государством» по образцу греческих полисов, как глубоко антилиберальное явление. Такая демократия, подверженная влиянию популизма и изменчивости настроений большинства, может обернуться угнетением меньшинств. Более активное участие народа в управлении государством не всегда служит интересам свободы. Поэтому великие мыслители-либералы отдавали предпочтение опосредованной представительной демократии, снабженной различными сдержками и противовесами, не позволяющими большинству тиранить меньшинство. Джеймс Мэдисон и Иммануил Кант предпочитали называть политическую систему, основанную на представительстве, «республикой», а не «демократией»; последнюю они рассматривали именно как ее непосредственный вариант, подверженный антилиберальному «диктату толпы». В рамках представительной демократии граждане не разрабатывают и не принимают законы самостоятельно, а возлагают эту задачу на избранных ими представителей в законодательных органах. Идеал представительной демократии лучше всего выразил Эдмунд Берк в выступлении перед избирателями в Бристоле: «Ваш представитель служит вам не только своей энергией, но и своими суждениями: и он предает эту обязанность, если подчиняет свое мнение вашему... Вы действительно избираете своего депутата, но, когда вы его избрали, он становится не депутатом Бристоля, а депутатом парламента» (Burke [1774] 1999).
Однако в обеих цитаделях представительной демократии — Соединенных Штатах и Великобритании — происходит постепенный переход к прямой «демократии участия». В результате усиления влияния социологических опросов на политические процессы и ослабления лояльности сторонников политических партий, политики — особенно сторонники «третьего пути» — все больше полагаются на результаты «фокус-групп» для выявления общественных настроений и потворства им: именно против такой практики выступал Берк. С особой силой это проявилось на региональном уровне в штате Калифорния, где законодательные функции в вопросах, связанных с налогообложением и государственными расходами, все больше выполняются не избранными представителями граждан, а референдумами. Это якобы повышает открытость и подотчетность законодательной деятельности, но, как это ни парадоксально, на деле такая практика привела к росту влияния групп давления на законодательный процесс. В результате возник так называемый де- москлероз7: богатые группы давления все больше присваивают себе процесс принятия внутриполитических решений. Как отмечает За- кария, эти попытки демократизировать систему, «прислушаться к народу» в ситуации, когда у «народа» нет ни времени, ни желания постоянно отслеживать деятельность законодателей и прохождение тех или иных законов, приводят к тому, что «хорошо организованные группы интересов — независимо от того, насколько малы соответствующие группы избирателей, — могут заставить правительство подчиниться их пожеланиям. Реформы, предназначавшиеся для того, чтобы привести к власти большинство, породили власть меньшинства» (Zakaria 2003:171)[80]. Утверждение подобной системы на международной арене чревато еще более тяжелыми последствиями, и правительствам независимых государств, особенно развивающихся, следует оказать ожесточенное сопротивление захвату НПО системы международных институтов.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.