.RU

Направления совершенствования газовой стратегии России


Анализ воздействия мирового политико-экономического кризиса на все уровни газоэнергетического сотрудничества государств показывает охват проблем на внешних рубежах, которые стоят перед Российской Федерацией и ее газовой промышленностью. Очевидно, что успешное развитие газовой сектора российской энергетики напрямую зависит от газовой стратегии России. В этой связи, учитывая содержание Энергетической стратегии РФ до 2020 года (и проекта Энергетической стратегии РФ до 2030 года), а также содержание Генеральной схемы развития газовой отрасли РФ до 2030 года, необходимо обозначить ключевые приоритеты и возможные решения выявленных проблем.
Особое значение приобретают меры дипломатического, политического и финансово-экономического характера, направленные на снижение волатильности цен на газ: например, продвижение идеи смены привязки формулы цены на газ к нефтяной корзине (через сотрудничество с экспортерами газа, в том числе в рамках ФСЭГ) или развитие направления по сжижению природного газа и участие в спотовых механизмах ценообразования на газ. Здесь, однако, следует оговориться и отметить ряд важных факторов. Во-первых, перспективы подобных мер будут зависеть от ситуации на рынках газа. В нынешних условиях, когда отсутствует дефицит спроса на газ (а, по прогнозам МЭА, в ближайшие годы ожидается перенасыщение региональных рынков газа[70]) попытки производителей газа пересмотреть метод ценообразования на газ (например, Россией) могут привести потребителей к переориентации на других производителей (в первую очередь, производителей СПГ). Во-вторых, если говорить о рынке СПГ, то успех торговли сжиженным природным газом будет зависеть от технологических решений, способных влиять на конкурентоспособность сжиженного газа из конкретного региона мира.[71]
Отдельного внимания заслуживает необходимость формирования государственных программ по освоению нетрадиционных источников газа. Например, потенциально и стратегически очень важная тема природных газовых гидратов не является частью какой-либо скоординированной программы с государственным финансированием. Бизнес в подобные направления средства на данном этапе вкладывать добровольно не будет, а, например, программа «Газпрома» по исследованию газогидратных залежей носит ярко выраженный паллиативный характер.
Стремление обеспечить энергетическую безопасность, главным образом региональную безопасность поставок и спроса, должно осуществляться в рамках формирования универсального (регионального) энергетического договора, основанного на балансе интересов потребителей и производителей ресурсов, а также транзитных стран и регулирующего в совокупности вопросы транзита, инвестиций, обеспечивающего гарантии поставок и т.д. В этом смысле инициатива Президента РФ о принятии международным сообществом нового всеобъемлющего энергетического договора (взамен ДЭХ) и выход из процесса ДЭХ выглядит обоснованно. Тем не менее следует признать, что характер противоречий между потребителями и производителями ресурсов, а также глубина непонимания по ряду вопросов между сторонами делают перспективу принятия подобного договора в обозримом будущем маловероятной. В этой связи более реалистичной была бы работа по разработке отдельного инвестиционного регионального соглашения, а также обеспечение такого же рамочного решения по проблеме безопасности транзита (правда, существуют разные точки зрения о модели такого решения). В практическом смысле подобный подход может привести к реальному результату.
Со всей очевидностью требуют пересмотра отдельные положения газовой стратегии России на европейском направлении. Принятие третьего либерализационного энергетического пакета создает необходимость пересмотра политики «Газпрома» по освоению рынка распределения газа в ЕС. Так, диверсификация инвестиционных вливаний «Газпрома» неизбежна, поскольку гарантии возврата инвестиций на рынке распределения газа после имплементации положений нового либерализационного законодательства уже не будут выглядеть столь очевидно. Более того, отдельные секторы газового рынка Европы (как например хранение природного газа) также перестают быть инвестиционно привлекательными в силу распространения на них новых правил. Данные изменения в стратегии должны быть реализованы на национальных рынках с учетом конкретных особенностей газоэнергетического сотрудничества.
В независимости от внешнего характера обозначенных проблем, ключевым фактором в развитии газовой отрасли все же должны выступить внутренние преобразования в России: обеспечение социально-экономического развития путем диверсификация экономики и ее перевода на инновационные рельсы развития; снижение энергоемкости экономики; реформирование отечественного законодательства (о недрах, налогового, антимонопольного, валютно-финансового, инвестиционного и т.д.); стимулирование отечественных НИОКР; модернизация промышленности; содействие развитию независимых производителей газа; развитие газохимии и выход на мировые рынки газохимической продукции (эта задача должна стать одним из ведущих направлений газовой стратегии России, хотя на сегодняшний день развитие данного промышленного сектора сопряжено с проблемой экономической обоснованности производства и последующего экспорта целого ряда продуктов газохимии); обеспечение модернизации инфраструктуры газовой промышленности. Главной задачей такой модернизации должно стать снижение экспортно-сырьевой и технологической зависимости. Следствием этого будет и снижение экономической зависимости России от внешней конъюнктуры. Именно внутренний фактор должен стать решающим в реализации эффективной газовой стратегии Российской Федерации. Безусловно, названные шаги должны быть дополнены и расширены в своем содержании дополнительными мерами.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.