.RU

История о скрытом сокровище / Золотые дни Греции

Студент, изучающий историю, часто походит на хорошего детектива. Многое из ушедшего в прошлое безвозвратно потеряно, но, приложив все усилия к раскрытию тайны, человек может подарить миру прежде неизвестные события минувших эпох. Это чрезвычайно волнующий момент, когда удается найти сокровища прошлого.

Сто лет назад мы мало знали о Древней Греции, отчасти из-за того, что не верили тем преданиям, которые дошли до нас. Общие очертания истории достаточно ясны, но мы не можем рассказать многого – о том, как жили люди в те времена и что вообще происходило.

Вначале греки были кочующим народом, они пришли в свою страну с севера, оттуда, где она примыкает к Европе. Они пришли двумя большими группами с интервалом в несколько сотен лет. Первая группа, как мы сейчас полагаем, прибыла около 1900 года до н. э. Эти люди называли себя ахейцами. Они использовали оружие и инструменты из бронзы, сплава меди и олова. Бронза была достаточно прочным материалом, но существовала трудность в добыче олова.

Правление ахейцев было прервано дорянами, которые появились в этих местах на семь столетий позже. Они научились использовать железо, которое было более распространенным, чем олово, поэтому у них было достаточно разнообразного оружия и инструментов, так что начал формироваться новый уклад жизни, о котором мы знаем больше.

Под вопросом остается то, что происходило в течение семисот лет, на протяжении которых ахейцы с их бронзовыми инструментами управляли страной. Греки думали, что они знают много о тех временах, потому что сохранили древние сказания и стихи. «Илиада» Гомера частично проливает свет на то, как царь пелопоннесского города Микены Агамемнон собрал других царей и героев Греции, чтобы расправиться с Троей, городом царя Приама в Малой Азии. «Одиссея» – это рассказ о путешествии героя Одиссея по всему Средиземному морю. Сказание свидетельствует о том, как представляли себе люди окружающий мир и как они жили.

«Илиада» и «Одиссея» стоят в ряду наиболее знаменитых во всем мире произведений. Они рассказывают нам, как выглядели ахейцы, как они жили, что думали о жизни. А кто этот Гомер и что он действительно знал об ахейцах?

Греки говорили, что Гомер слепой поэт и певец, родился в одном из греческих городов в Малой Азии. Он был прекрасным рассказчиком и пел свои стихи, играя на лире. В детстве он прислуживал одному певцу, слушал его стихи и выучил их наизусть. Вскоре у него появилось страстное желание разучивать песни других певцов. Когда он сам стал певцом, он менял содержание тех песен, которые знал, как ему больше нравилось. В свою очередь, он учил песням мальчика, который путешествовал вместе с ним. Наконец, спустя пятьсот лет после завершения ахейской эры, один великий певец (а возможно, и двое, как некоторые полагают) создал «Илиаду» и «Одиссею» в том виде, в каком они нам известны сейчас.

Вы когда-нибудь играли в «испорченный телефон», когда один шепчет другому на ухо какую-то фразу, а тот нашептывает все, что услышал, другому человеку и так до конца всего ряда. В конце игры вы узнаете, что последний участник игры услышал фразу, совершенно отличную от той, которую сказал первый. Многие полагают, что «Илиада» и «Одиссея» являются результатом подобной игры. Они много рассказывают нам о временах певцов, но очень мало об эпохе ахейцев, когда это все происходило. Раньше ученые полагали, что не было никогда Троянской войны и царя Агамемнона.

Маленький мальчик по имени Генрих Шлиман получил на Рождество 1822 года в подарок от отца книгу – сборник исторических рассказов и легенд, и в ней была картина с изображением горящей Трои, которую захватил царь Агамемнон. Маленький Генрих захотел узнать, правда ли, что существовала такая Троя, как было описано в этой книге, что она исчезла и никто не может ее найти. Отец сказал ему, что это было правдой. Все богатство Агамемнона также исчезло.

– Когда я вырасту, поеду в Грецию и найду Трою и сокровища царя, – пообещал маленький Генрих Шлиман.

Семья Шлиман была бедной, поэтому Генрих оставил школу в четырнадцать лет и устроился помощником бакалейщика в маленьком городке на севере Германии, недалеко от того места, где родился. Он был сообразителен и упорно работал. Вскоре ему улыбнулась удача – он попал юнгой на морское судно, побывал во многих местах, изучил много языков, стал банкиром и богатым торговцем, но желание найти Трою никогда его не покидало.

Генрих знал, что, по мнению ученых, никогда не было осады Трои, не существовало и царя Агамемнона, но не верил в это. Когда ему исполнилось сорок пять лет, он отошел от дел и отправился на поиски загадочного города. Ведь не один он полагал, что такой город все же когда-то существовал.

Каждый знал, где была так называемая Новая Троя. Римляне построили город на возвышенности, которую сейчас называют Гиссарлыкским холмом, находящегося недалеко от побережья Малой Азии. Но полагали, что древняя Троя располагалась в каком-то другом месте. Шлиман тщательно изучил все, что говорил Гомер о территории вокруг Трои, особенно то, что касалось источников, из которых люди брали воду, и пришел к выводу, что Гиссарлыкский холм и есть то самое место, где нужно искать. Он нанял рабочих и приступил к раскопкам.

Специалисты в один голос твердили, что он сошел с ума. Рабочие обманывали его. Местные турецкие власти были настроены недружелюбно. Усугубляли ситуацию нездоровый климат в месте раскопок, отвратительная питьевая вода. Но Шлиман не собирался отступать. В короткий период года, когда было не слишком жарко и не слишком сыро, в течение четырех лет он продолжал раскопки. И в конце концов стал обнаруживать странные вещи.

Новая Троя, построенная римлянами, покоилась на руинах раннего города, под которым, в свою очередь, находился еще более древний город. Углубляясь все дальше и дальше, Шлиман нашел девять городов, каждый из которых был старше предыдущего.

Для Шлимана самым волнующим открытием, соответствующим описанию Гомера, оказалось то, что второй и третий нижние слои были уничтожены огнем. Шлиман обнаружил мощные стены и сгоревшие дотла ворота, что, как он предположил, должно было быть дворцом царя Приама и главными воротами города, о котором говорил Гомер.

Несмотря на свои открытия, в 1873 году он решил отправиться в Грецию. За день до того, как рабочие должны были прекратить раскопки, Шлиман, находясь на глубине около 10 футов у подножия дворца Приама, вдруг увидел блеск золота.

– Быстрее! – прошептал он жене. – Отпусти рабочих домой!

Шлиман испугался, что те могут украсть что-нибудь ценное. Его жена, гречанка, знала турецкий язык. Он попросил ее объяснить рабочим, что, поскольку у него сегодня день рождения, все могут идти домой. Как только рабочие покинули место раскопок, он вместе с женой продолжил работу – принялся выгребать землю из-под массивных каменных блоков, которые легко могли обрушиться им на головы. Его жена расстелила на земле красный платок, на который они стали складывать сокровища царя – короны, броши, браслеты и другие ювелирные изделия из золота, спрятанные в земле, в шкатулках среди руин дворца Приама. Это был самый счастливый момент его жизни. Вскоре было найдено еще множество замечательных изделий.

Мессен располагается в Пелопоннесе, на скалистом холме, который возвышается над равнинами. Останки старых стен все еще видны, а согласно преданиям римских времен, где-то здесь были могилы царя Агамемнона и его семьи. Шлиман страстно желал их найти.

Но нашел он не могилы героев Гомера, а сокровища потерянной для науки эпохи – орнаменты в форме животных, цветов, рыб. Здесь были изображения военных баталий, охоты на львов и ланей. Были найдены золотые маски, сохранившие особенности внешности умерших царей. Совершенно неожиданно был открыт для нас бронзовый век времен ахейцев, и впервые мы смогли обсудить, насколько точно описывал события тех времен Гомер.

С того времени люди вели раскопки не только в Трое и Микенах, но и в других местах, которые упоминал Гомер. Это были терпеливые и осторожные люди, они работали гораздо медленней, чем Шлиман. Он в спешке, как известно, уничтожил некоторые найденные им сокровища. В настоящее время мы располагаем большим количеством артефактов бронзового века, чем обнаружил Шлиман. Теперь мы знаем, что Гомер был во многом прав. Например, в «Одиссее» сын Одиссея нанес визит благочестивому старцу по имени Нестор, который дал ему выпить из знаменитой чаши с голубями на ручках. Похожая чаша была найдена, и, хотя она не совсем такая, мы видим, что Гомер упоминал нечто подобное.

Сегодня мы много знаем о людях Микен. У них были темные волосы, стройная фигура, резкие черты лица. Они любили воевать и охотиться, но также занимались торговлей и ремеслами. Их царь не был талантливым военачальником, но принимал участие во всех происходящих событиях. У него были вельможи для ведения счетов, ремесленники для изготовления оружия и инструментов, землевладельцы наполняли хранилища зерном и маслом. Его носильщики грузили товар на суда, а купцы везли это все на продажу. Все это принадлежало царю, он объединял народ вокруг себя. Каждый занимался своим делом и по традиции учил этому своих сыновей. Царь был богат, а многие его подданные оставались нищими, но гордились, что у царя богатые одежды и сокровища. Они верили, что его молитвы принесут больше удачи, чем их собственные, поскольку он возлюбленный богами герой.

В настоящее время дворец Агамемнона можно представить в общих очертаниях, он раскопан до фундамента. Испытываешь волнение, когда стоишь рядом с его большим очагом, смотришь с террасы на равнину или находишься в комнате для гостей. Истории, которые нам поведал Гомер, хорошо сочетаются с тем, что было открыто в Микенах. Сейчас мы начинаем понимать записи царских счетов, сделанные на глиняных пластинах. Они написаны на греческом языке, но буквы отличаются от тех, что использовали в более поздние времена. Сегодня нам достаточно хорошо известны Агамемнон и многие его предшественники-цари. Мы сделали шаг в прошлое знаменитых людей. А все это произошло потому, что однажды, под Рождество, семилетний мальчик сказал себе: «Я пойду и найду Трою и сокровище царя».



2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.