.RU

Переменная длительность кадра у человека: Длительность кадра для каждого вида живых существ является


Длительность кадра для каждого вида живых существ является устойчивой величиной только в среднем, в норме. При определенных воздействиях у одного и того же живого существа длительность кадра может отклоняться от нормальных величин. Кадр способен естественно подлаживаться под темпоральные свойства воспринимаемого.
Экспериментами с применением методов электроэнцефалографии оказалось возможным искусственно индуцировать скорости регулярного ритма в задних долях мозга человека, ответственных за зрение, в пределах от 5 до 30 колебаний в секунду, т. е. ускорять или замедлять нормальный ритм путем ускорения или замедления частоты подаваемых извне световых вспышек. Этот эффект называется эффектом усвоения частоты световых мельканий. Однако при более чем трехкратном ускорении нормального ритма мозг не выдерживает гонки, мозговой ритм распадается и ха- отизируется, а у лиц, склонных к эпилепсии, может возникнуть припадок.
Известный французский исследователь восприятия времени П. Фрессе приводит предельную переходную величину в 60 раздельных световых сигналов в секунду, когда человек уже делается неспособен различить мелькание световых вспышек и начинает видеть их как непрерывный сигнал. Такой предел для способности воспринять разрывы между звуками у человека составляет 1000

дискретных сигналов, для тактильных ощущений 4000 механических вибраций в секунду6).
С точки зрения концепции кадров, искусственное навязывание более быстрого или более медленного мозгового ритма, связанного со зрением, означает не что иное, как принудительную перемену длительности зрительных кадров, их растягивание или ужимание.
Надо полагать, что изменение длительности зрительного кадра, в основном его ужимание, происходит и в естественных условиях, как усилие зрительного аппарата максимизировать свою разрешающую способность во времени, как наведение лучшего временного фокуса для различения быстрых изменений. Исходя из приведенных выше значений, можно грубо оценить естественную способность повышения временной разрешающей способности от нормальной до предельной для зрения в 6 раз (от 10 до 60 кадров в секунду), для слуха в 10 раз (от 100 до 1000 в секунду).
Может ли повышаться и скорость мысли?
У Дж. Беркли в «Первом диалоге между Гиласом и Филонусом» его герой Филонус предполагает, что идеи могут следовать друг за другом в два раза быстрее в одном уме, чем в другом?). «Важному понятию плотности материальных объектов соответствует столь же существенное понятие скорости мышления (и решения) в умственных процессах»8), — пишет Дж. Уитроу. Шахматисты, очевидно, соревнуются в том же — кто быстрее мыслит, хотя, конечно, еще и в том, кто способен строить наиболее разветвленные комбинации. Но вот о научных экспериментах по количественному сравнению скорости мыслительных процессов нам не известно.
«Может оказаться, что наркотики, укорачивающие или удлиняющие субъективное время, действуют либо через ускорение или замедление таймера, либо через изменение числа регистрируемых ментальных и внешних явлений»9), — предполагает исследова-
              —                            ' —I ¦
61 Fraisse P. Time perception 11 Encyclopaedia Britannica Deluxe 2004 edition CD-ROM.
Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом. М.. Соиэкгиз. 1937.
С. 32.

тель психологических аспектов восприятия времени У. Фридман. По нашему мнению, действуют оба фактора, если таймером считать скорость смены кадров, точнее, оба фактора представляют собой выражение одного и того же в сущности процесса.
Концепция переменной длительности кадров способна дать убедительное объяснение феномену измененного восприятия течения времени. Объяснение заключается в том, что при определенных воздействиях длительность кадра сокращается, и соответственно ускоряется их смена. Если каждый кадр становится короче, скажем, в два раза, то в секунду проскакивает в два раза больше кадров, чем в нормальном состоянии. Соответственно поток кадров делается в два раза плотнее в единицу времени. Повышается и скорость смены фрагментов информации, и общий поступающий ее объем. Это захлестывание потоком субъективных событий и воспринимается так, будто человек ускорился изнутри, а внешний мир стал медленнее или замер. Чем меньше длительность кадра, тем быстрее происходит их смена, и тем выше скорость зрительного восприятия. Точнее сказать, более высокой является разрешающая способность восприятия по времени — и потому более высокой скорость двигательной реакции на стимул. Если бы в действительном смысле была выше была скорость восприятия, то кто-то смог бы опередить других существ и забежать вперед в будущее, о чем говорить не приходится.
Каков возможный нейрофизиологический и биохимический механизм сокращения длительности кадра? К ответу на этот вопрос подводят, в частности, исследования американского нейрофизиолога Г. К. Агажаняяа. Он показал в 1980-х гг. в экспериментах над крысами, что любой вид сенсорной стимуляции: свет, звук, вкус, запах, осязание, ускоряют разрядку нейронов locus coeroleus — отдела в мозге, ответственного за интеграцию всех входящих сенсорных сигналов, и что ускорению разрядки заметно способствует воздействие на животных ЛСД или мескалина. По убеждению Агаджаняна и многих других ученых, влияние психоактивных веществ осуществляется через замещение действия серотонина, естественного химического агента в синапсах,0).
101 Serotoninergic Neurons and Five-HT Receptors in the CNS / Ed. by H. G. Baum- garten, M.Gothert. Berlin; N.Y.: Sptingei, 1997.
Соединив концепцию Варелы, согласно которой разрядка групп нейронов может происходить синхронно, благодаря чему образуются кадры, и результаты Агажаняна об ускорении разрядки нейронов при воздействии определенных психоактивных веществ, мы получаем убедительное подтверждение нашей гипотезы о том, что феномен ускоренного, точнее, уплотненного восприятия объясняется ускоренной сменой нейрофизиологических кадров.
Ниже мы рассмотрим наиболее типичные случаи, при которых наблюдается изменение субъективного восприятия течения времени, в основном его ускорение. Наблюдается и эффект замедления восприятия, но он менее выражен. Значима, разве что, крайняя форма замедления — впадение в своего рода ступор в непереносимой когнитивной ситуации, что иногда наблюдается у диспетчеров и операторов при крупных авариях.
В чем научное значение исследования темпорально-измененных состояний сознания? Ясный ответ дает известный исследователь проблемы времени М. Д. Ахундов. «...Мы можем очень многое узнать о структуре пространства и времени наших восприятий и представлений через исследование и учет патологических состояний» и), — пишет он.
Когнитивный процесс представляет собой синтетическое единство многих составляющих, и восприятие — лишь одна из них. Но мы все-таки ставим в центр рассмотрения именно восприятие. Почему? Ведь если ускорение будет претерпевать какая-то одна из составляющих когнитивного процесса, то это, скорее всего, будет сопровождаться изменением других составляющих. Известны также и более яркие проявления субъективных временных трансформаций, как, например, во сне. В состоянии глубокого сна мозг функционирует в существенно замедленном режиме, а сновидения, наоборот, ускорены по темпу, более интенсивны по ассоциативным связям и уплотнены по количеству субъективных событий. Столь же заметные субъективные трансформации могут происходить и с мышлением — мысли могут «бешено нестись», «беспорядочно скакать», «прокручиваться на одном месте», «вяло шевелиться».
Наше первоочередное внимание к восприятию связано с тем, что в нем мы имеем наиболее прямую и наименее опосредованную форму когнитивного взаимодействия субъекта с внешнем миром. При сновидении это взаимодействие почти целиком прервано, здесь происходит переработка ранее поступившей информации и проектирование на будущее. Мышление, конечно, тоже отражает внешний мир, но оно питается данными восприятия и представляет собой одну из последующих ступеней опосредования. Мышление может оперировать и целиком абстрактными или иллюзорными сущностями. Оно есть в большей степени взаимодействие субъекта с самим собой, чем непосредственно с внешним миром.
А восприятие почти всегда сохраняет прямую привязку к внешнему миру. Потому темп восприятия может быть сопоставлен и соизмерен с темпом самих воспринимаемых процессов. Здесь мы имеем внешнюю временную линейку, на фоне которой ужимание или растягивание внутренней временной линейки можно установить наиболее отчетливо и даже с применением количественных методов. В сновидении, мышлении и воспоминании субъективное по большей части приходится соизмерять с субъективным же, что требует совсем других методов исследования, в частности, феноменологических и интроспективных.
  1. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  2. Контрольная работа
  3. Контрольная работа
  4. Контрольная работа
  5. Контрольная работа
  6. Контрольная работа
  7. Контрольная работа
  8. Контрольная работа
  9. Контрольная работа
  10. Контрольная работа
  11. Контрольная работа
  12. Контрольная работа
  13. Контрольная работа
  14. Контрольная работа
  15. Контрольная работа
  16. Контрольная работа
  17. Контрольная работа
  18. Контрольная работа
  19. Контрольная работа
  20. Контрольная работа
  21. Контрольная работа
  22. Контрольная работа
  23. Контрольная работа
  24. Контрольная работа
  25. Контрольная работа
  26. Контрольная работа
  27. Контрольная работа
  28. Контрольная работа
  29. Контрольная работа
  30. Контрольная работа
  31. Контрольная работа
  32. Контрольная работа
  33. Контрольная работа
  34. Контрольная работа
  35. Контрольная работа
  36. Контрольная работа
  37. Контрольная работа
  38. Контрольная работа
  39. Контрольная работа
  40. Контрольная работа
  41. Контрольная работа
  42. Контрольная работа
  43. Контрольная работа
  44. Контрольная работа
  45. Контрольная работа
  46. Контрольная работа
  47. Контрольная работа
  48. Контрольная работа
  49. Контрольная работа
  50. Контрольная работа
  51. Контрольная работа
  52. Контрольная работа
  53. Контрольная работа
  54. Контрольная работа
  55. Контрольная работа
  56. Контрольная работа
  57. Контрольная работа
  58. Контрольная работа
  59. Контрольная работа
  60. Контрольная работа
  61. Контрольная работа
  62. Контрольная работа
  63. Контрольная работа
  64. Контрольная работа
  65. Контрольная работа
  66. Контрольная работа
  67. Контрольная работа
  68. Контрольная работа
  69. Контрольная работа
  70. Контрольная работа
  71. Контрольная работа
  72. Контрольная работа
  73. Контрольная работа
  74. Контрольная работа
  75. Контрольная работа
  76. Контрольная работа
  77. Контрольная работа
  78. Контрольная работа
  79. Контрольная работа
  80. Контрольная работа
  81. Контрольная работа
  82. Контрольная работа
  83. Контрольная работа
  84. Контрольная работа
  85. Контрольная работа
  86. Контрольная работа
  87. Контрольная работа
  88. Контрольная работа
  89. Контрольная работа
  90. Контрольная работа
  91. Контрольная работа
  92. Контрольная работа
  93. Контрольная работа
  94. Контрольная работа
  95. Контрольная работа
  96. Контрольная работа
  97. Контрольная работа
  98. Контрольная работа
  99. Контрольная работа
  100. Контрольная работа
  101. Контрольная работа
© Помощь студентам
Образовательные документы для студентов.