.RU

ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ ЖИВОТНЫХ:   Методические рекомендации к организации занятий по этой теме

Методические рекомендации к организации занятий по этой теме разработаны Н.М. Черновой [1986]. В качестве моделей использованы саранчёвые, жужелицы и млекопитающие. Рекомендованы к разработке и другие группы животных: муравьи, чешуекрылые, жуки-чернотелки, ногохвостки, рыбы. Столь широкий набор рассчитан на свободный выбор объектов, исходя из возможностей кафедры, опыта и сферы научных интересов преподавателей.
Учитывая, что в большинстве университетов с биологическим профилем работают орнитологи и есть какие-либо орнитологические коллекции, мы рекомендуем в качестве модели еще одну группу животных - птиц.
Методические рекомендации к организации занятия. Рекомендуется начать тему с определения понятия “жизненная форма”. Жизненная форма - это сходная морфоэкологическая организация группы организмов на любой фазе жизненного цикла с разной степенью родства, отражающая характерные черты их образа жизни в определенной экосистеме и возникающая в результате параллельной и конвергентной эволюции под влиянием сходных факторов естественного отбора [Шарова, 1987]. Полезно подчеркнуть, что группа организмов одной жизненной формы характеризуется сходством и в экологии, и в габитусе независимо от филогенетического родства, что жизненная форма - это тип приспособительной организации к сходным условиям среды.
Опираясь на знания, полученные студентами при изучении курса зоологии, полезно вспомнить основные экологические группы птиц и млекопитающих, на примере которых следует показать отличие и соотношение понятий “жизненная форма” и “экологическая группа”, для чего предлагается использовать схему иерархических группировок жизненных форм на основе группы “воздухореи” (см. рис. 7).
В этой схеме следует отметить, что иерархические группировки высокого ранга              (сборные)              могут включать группы животных сходного
приспособительного типа адаптаций без сходства габитуса. Они могут быть рангом выше или ниже экологической группы. На схеме они имеют связи, указывающие на возможность выделения из них группировок более низкого ранга. Эти связи показаны сплошными или прерывистыми линиями. Предложенная схема демонстрирует примеры конвергенции и параллелизма, приведшие отдаленные филогенетически виды к единой жизненной форме.

Рис. 7. Схема иерархических группировок жизненных форм у воздухореев. а - орлы; б - ласточки; в - луни; г - соколы; д - тиркушки; е - стрижи.


В тоже время, следует показать, что, наоборот, филогенетически близкие виды вследствие дивергенции могут составлять разные жизхненные формы. В качестве примеров можно использовать тиркушку и типичных куликов из птиц, либо цокора и мышеобразных грызунов из млекопитающих. Те и другие, находясь между собой в близком родстве, резко отличаются габитусом. Крайним проявлением различия жизненных форм будут самец и самка разноклювой гуйи из группировки птиц-дендрофилов группы древолазов (см. рис. 8).

Рис. 8. Групировки жизненных форм птиц-древолазов из отряда воробьинообразных. а - американский длинноклювый древолаз Campyloramphus trochilirostris; б - пищуха Certhia familiaris; в - самка разноклювой гуйи Heteralocha acutirostris; г - самец разноклювой гуйи; д - красноватый древолаз Dendrocinola homochroa; е - поползень Sitta europeae.


Очень важно для понимания процессов эволюции сформировать у студентов представление о том, что природа не множит формы (т. е. оболочки) до бесконечности. Она множит сущности и нередко, в очень сходных формах скрываются разные сущности. Нельзя создавать у студентов иллюзорные представления о том, что, выявляя сходство и классифицируя формы, мы одновременно выявляем и классифицируем сущности. Процесс эволюции чрезвычайно сложен и многогранен, мы же пытаемся ограничить его рамками схем, что, безусловно, искажает объективную реальность.
Для уменьшения (сглаживания) противоречий между формой и сущностью, наравне с понятием “жизненная форма” следует употреблять понятие “морфотип”, предполагающий только внешнее, но не функциональное сходство. В качестве примера сходства по морфотипу могут быть использованы формы клювов у кроншнепа, удода, стенолаза, некоторых видов колибри и других птиц с длинными загнутыми вниз клювами (см. рис. 9).

Рис. 9. Сходство формы при функциональном различии клювов. а - калибри; б - стенолаз; в - щурка; г - удод: д - кроншнеп.


С этих позиций легче объяснить специфику экологического понятия “жизненная форма”, а также расхождения во взглядах на принципы подходов к трактованию этого понятия разными авторами.
Задание!. Анализ жизненных форм птиц
Материал и оборудование: чучела, тушки и таблицы с изображением птиц.
Выполнение работы. Исходя из возможностей кафедры, для анализа жизненных форм можно рекомендовать следующих птиц из разных экологических групп курса зоологии. Воздухореи. Парящие в воздухе, высматривающие добычу на земле. Парящие высоко в небе: орлы, сарычи, коршун и другие крупные соколообразные; Патрулирующие на небольшой высоте: полевой, луговой, степной и болотный луни. Догоняющие добычу в воздухе. Орнитофаги: кречет, балобан, сапсан, чеглок, дербник; Инсектофаги: луговая и степная тиркушки, черный, белопоясный и колючехвостый стрижи, горная и береговая ласточки.
Работа выполняется в форме групповой беседы. Рассмотреть чучела тушки и изображения перечисленных выше групп. Проанализировать набор общих признаков, свойственных видам каждой группы. Заполнить таблицу 8.

Признаки
Воздухореи
1.1.
1.2. 1.1.1. 1.1.2. 1.2.1. 1.2.2.
Крылья с большой несущей поверхностью широкие узкие с острыми вершинами с тупыми вершинами
Клюв мощный, загнутый, с острым крючком на подклювье прямые, слабые
Ноги мощные, когти острые, загнутые слабые, когти не острые Кустарниково-лесные птицы. Древолазы. Способные долбить твердую древесину: черный, большой пестрый, белоспинный, седой, трехпалый и другие дятлы. Способные долбить мягкую кору и гнилую древесину: красноватый древолаз, самец разноклювой гуйи, поползень. Отыскивающие насекомых только в щелях и трещинах коры: длинноклювый древолаз, самка разноклювой гуйи, пищуха. Кронники. Насекомоядные: теньковка, зарничка, бурая, индийская, зеленая и другие виды лесных и кустарниковых пеночек, серая и другие виды славок, королек и др. Семенояды: дубонос, чечевица, снегирь и другие лесные
вьюрковые.
Работу следует начать с подбора модельных видов для каждой из выделенных группировок. Для этой цели подойдет любой из перечисленнных видов каждой группировки. На примере модельных видов выявить наборы признаков, характеризующих каждую из приведенных жизненных форм. По набору выявленных признаков определить принадлежность каждого вида к определенной жизненной форме. Отметить степень развития морфологических признаков, указанных в таблице 9.

Признаки
Кустарниково-лесные птицы
2.1.
2.2.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.2.1.
2.2.2.
Размеры





Строение и форма
ног, пальцев и когтей





Строение и форма клюва





Строение и форма
рулевых перьев




Водные птицы. Нырцы. Специализированные нырцы: гагары, поганки, чистиковые, бакланы, крохали. Факультативные нырцы: разные виды нырковых уток. Наземно-водные: лебеди, гуси, разные виды речных уток. Надводные воздухореи: разные виды чаек и крачек, поморники, альбатросы, буревестники, олуши, фрегаты.
Эта и последующая работа выполняется аналогично двум предыдущим. Околоводные птицы. Бродные: журавли, цапли, аисты. Болотно-луговые: обыкновенный и азиатский бекасы, обыкновенный, лесной и горный дупели, гаршнеп. Болотные лазающие: лысуха, султанская курица, камышница, коростель, пастушок, погоныш. Побережий и отмелей: виды мелких куликов.
Возможны и другие варианты. Орнитологи могут самостоятельно решить необходимый набор видов из любой экологической группы птиц. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.