.RU

Azərbaycanlılar آذربایجانلیلار, azərilər آذری لر - 2



Знатные азербайджанцы Эривани, 1860 год

Фотография 1870 года с подписью «Татарская площадь и базар в Тифлисе»

Азербайджанец Сеид Шушинский

Азербайджанка из Баку, 1897 год

Чины 4-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона СЕИВ конвоя, сформированного из состава Закавказского конно-мусульманского полка, состоящего из азербайджанцев. Худ. А. И. Гебенс, 1861 год

К началу XX века азербайджанцы, на протяжении многих веков жившие в Армении, превратились в безгласных гостей, подвергавшихся дискриминации и вытесненных на социальную обочину[113], что привело к серьёзным изменениям в этнической картине страны. В 1905—1906 годах Эриванская губерния явилась ареной стычек между армянами и азербайджанцами (известных у современников как «Армяно-татарская резня»), спровоцированных, по мнению многих, царским руководством, с целью отвести внимание народных масс от Первой Русской революции[114]. Напряжённость наросла в 1918 году, когда Армения и Азербайджан стали ненадолго независимыми. Оба государства претендовали на одни и те же земли на стыке своих границ[115].Военные действия на фоне массового прибытия в Армению армянских беженцев из Османской империи привели к резне мусульман[116][117][118][119][120], в результате чего почти все они бежали в Азербайджан. Особенно отличились в уничтожении мусульманских селений Андраник Озанян и Рубен Тер-Минасян, проводившие политику армянизации территорий некогда совместного армяно-азербайджанского проживания путём заселения их армянскими беженцами из Турции[121].
В 1947 году первый секретарь Коммунистической партии Армении Григорий Арутинов добился[122] принятия Советом министров СССР постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР», в результате чего до 100 тысяч азербайджанцев[123] подверглись переселению «на добровольных началах» (а по сути — депортации[124][125][126]) в Азербайджан.[127] в течение следующих четырёх лет, по плану уступая места своего проживания армянским репатриантам из-за рубежа. К 1959 году численность азербайджанцев сократилась до 107 тысяч[128]. В Ереване доля азербайджанцев, некогда составлявших большинство населения, упала до 0,7 % в 1979 году и 0,1 % — в 1989[124].
События в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана привели к тому, что азербайджанцы в Армянской ССР всё чаще стали подвергаться преследованиям и вытесняться из республики[129]. Таким образом, оставшиеся азербайджанцы до 1991 года почти полностью покинули Армению[130][131].
Азербайджанцы в Грузии
Основная статья: Азербайджанцы в Грузии
Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в., отмечает, что в 1480-х гг. в период наступления персидских шахов на Грузию по южным рубежам страны — по р. Акстафе, Дебед и др. поселяются азербайджанцы (казахская, памбакская и шурагельская группы)[132]. Согласно «Грузинской советской энциклопедии» в начале XVII века при Аббасе I в Дебедскую долину пришло тюркское племя борчалу, которое и дало региону Борчалы своё название. В 1604 году здесь был создан Борчалинский хаканат (султанство), просуществовавший до XVIII века[133]. Об истории Кахетии в этот период ЭСБЭ пишет: «В начале XVII века (1615—1616 г.) шах Аббас I с несметными полчищами два раза проникал в Грузию, опустошил её, ограбил церкви и забрал значительную часть жителей Кахетии, вместо которых переселил в Грузию до 15 тыс. дворов адербейджанских татар»[134].
В конце марта 1944 года 608 курдских и азербайджанских семей численностью 3240 человек — жители Тбилиси, были переселены внутри Грузинской ССР, в Цалкинский, Борчалинский и Караязский районы[135]. После обретения Грузией независимости и прихода к власти лидеров грузинского национального движения во главе с Звиадом Гамсахурдия, положение этнических меньшинств, в том числе азербайджанцев, существенно ухудшилось. В 1989 году произошли грузино-азербайджанские столкновения, связанные с требованиями азербайджанцев Марнеульского, Болнисского и Дманисского районов о создании Борчалинской автономии со столицей в Рустави, которые натолкнулись на сопротивление большинства этнических грузин[136][137].
Этнографические группы
В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту. Некоторые этнографические группы азербайджанцев сохранялись и в последней четверти XIX века[132].
Айрумы — расселены на западе Азербайджана (в районе Гянджи, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа[138].
Афшары — группа азербайджанцев[139][140], расселённая по всему Ирану.
Баяты — являются субэтнической группой как азербайджанцев, так и туркмен[141].
Карадагцы — расселены по горному плато Карадаг, на северо-западе Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам[138].
Карапапахи — проживают в западной части Азербайджана, частично в Грузии.
Падары — жители Восточного Азербайджана. У них дольше, чем у других этнографических групп азербайджанцев, сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта[138].
Терекеме — особая этническая группа азербайджанцев[142], проживают в Дагестане и в ряде южных районов Азербайджана. Первоначально термин «терекеме» использовался и как этнический, племенной, но в Азербайджане в XIX — начале XX в. оно объединяло главным образом население, занимавшееся отгонным скотоводством в крае и чаще всего применялось в значении «кочевники»[69].
Шахсевены — расселены главным образом в Иране[138] и на юге к Араксу в Джебраильской степи[132]. Делятся они на племена: инанлу, бегдади, усанлу и др.[143] Подразделениями шахсевенов считались, по данным А. Д. Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населённых пунктов Казахского уезда (ныне Казахский, Акстафинский и Таузский районы Азербайджана) Кадырлы и Каралал[144].
В Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии, по данным С. П. Зелинского, было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы[144]. Этнограф и кавказовед Мапк Косвен отмечает, что среди азербайджанцев можно было в прошлом различать следующие племенные группировки: джеваншир, демурчасанлы, подразделявшиеся на такля и муганли, далее — джибраили, саржали, софули, гягили, ходжал-сахли, джиили, делагарда, кенгерли, имирли и.т.д.[145].
Этноним
Чины 4-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона СЕИВ конвоя, сформированного из состава Закавказского конно-мусульманского полка, состоящего из азербайджанцев. Худ. А. И. Гебенс, 1861 год
Вплоть до начала XX столетия кочевое население данного региона называли себя по племенной принадлежности, а оседлые жители — по названию местности[146]. В источниках XVI—XVII вв. азербайджанцы вместе с другими народами Сефевидского государства обозначались термином «кызылбаши», которое первоначально применялось к объединению тюркских кочевых племён[147][148]. В «Манифесте» Петра I, опубликованного в 1722 году в Астрахани перед его «персидским походом», отмечаются четыре народности Закавказья и Ирана: «фарсы, аджеми, армяне и грузины», где под аджемами, по мнению Сумбатзаде, подразумеваются азербайджанцы[148]. В меньшей степени тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя мусульманами, или тюрками, а некоторые жители Азербайджана, по признанию М. Э. Расул-заде, считали себя иранцами, ибо являлись носителями иранской культуры[146]. Термин тюрки было больше политизированным термином и вошло в обиход в начале XX века[146]. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами[149], чтобы отличить их от других тюркских народов. Однако до революции название «азербайджанцы» в качестве самоназвания еще не употреблялось[146] (в дореволюционной России азербайджанцев также называли персами)[150].
Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл азербайджанцев «азербейджанцами»[151], или «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские[5].
Фотография 1870 года с подписью «Татарская площадь и базар в Тифлисе»
Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар адербайджанами, но это на тот момент ещё не привилось[82].
Французский антрополог и этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл азербайджанцев «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии»[152]. В азербайджанской среде термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы[94]. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки[153], а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «азербайджанцы»[154]. Этноним «азербайджанцы» официально был введен в употребление лишь с 1936 года[155][156][157]
У многих народов Кавказа к азербайджанцам используется название с именем кажар (каджар), также одновременно обозначающее иранцев: къаджарлы у карачаевцев и балкарцев, гӀажари — у чеченцев, къажар — у кумыков, лакцев и даргинцев[147]. У аварцев, андийцев, чамалалов, багулалов и арчинцев с этнонимом азербайджанцы связан термин падар. Однако среди лакцев, даргинцев, аварцев и арчинцев известно ещё одно название азербайджанцев — хIамшари (гъамшари), означающее в персидском языке 'земляк', 'соотечественник'[147]. Цахуры[158], а также рутульцы и аварцы Шеки-Закатальской зоны Азербайджана называют азербайджанцев — мугъал (мугалы)[147].
Антропология
Азербайджанка из Баку, 1897 год
Антропологически большая часть азербайджанцев относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы. Сюда же включают кумыков, цахуров и татов-мусульман, а также часть курдов и туркмен. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы[159].
Исследования XIX века
Русский антрополог XIX века Иван Пантюхов, описывая антропологические типы Кавказа, отмечает наличие у азербайджанских татар (азербайджанцев) роста 1658 мм, горизонтальной окружности головы 540, черепные показатели 77,4 (мехатицефалы). Он также указывает, что у них одни из самых густых крепких зубов, что преобладание сплошного карего цвета глаза колеблется между 80-92 % и что из народностей Кавказа у них самый короткий кишечный канал — до 440 % роста. Относительно антропологического типа Пантюхов пишет:
К типу персиян подходят курды и адербейджанские татары шииты, а также удины, таты и карапапахи… Адербейджанские татары представляют весьма смешанный тип и черепной показатель, как и тип их, в тех местностях, где они во время своего господства жили по соседству с армянами, нередко весьма близко подходят к армянским. Основной тип татар несомненно длинноголовый, не имеющий ничего общего с монгольской расой, к которой причислял их Загурский и другие этнографы[160].
Азербайджанец Сеид Шушинский
В другой работе «Расы Кавказа» Пантюхов выделяет:
Третья Кавказская раса уже чисто азиатского происхождения, долихоцефалическая с черепным показателем 77-78, средним ростом около 1,70 м и цветом глаз гипербрюнетов, то есть пигментированных глаз более 90 %. К этой весьма чистой расе принадлежат персияне, адербейджанские татары, курды и таты[161].
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона относительно распространения долихоцевалий писал, что "лишь немногие из современных кавказских народностей выказывают присутствие долихоцефального элемента (натухайцы, адербейджанские татары), тогда как большинство характеризуется высокими степенями брахицефалии (напр. абхазцы, грузины, армяне, айсоры, горские евреи, дагестанцы, кумыки)"[162]. ЭСБЭ называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе, а также даёт следующее описание:
Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру — 84 (брахицефалии). Глаза тёмные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьёзное, важное[82].
Согласно статье «Тюрки» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона азербайджанцы при «высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлинённому лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам»[5]. Также ЭСБЕ отмечает, что «по форме черепа персы, курды, азербейджанцы вообще представляют значительное сходство (показатель ширины черепа 77—78)»[151].
Исследования XX века
Анализируя антропологические особенности азербайджанцев, советский и российский учёный-антрополог Валерий Алексеев отмечал:
Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии… Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении. Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа[163].
Он отмечает, что среди кавказских народностей наиболее тёмноглазыми являются азербайджанцы, причём максимум индивидуумов с чёрныи глазами падает на юго-восточные районы Азербайджана, где средний балл в большинстве групп поднимается выше 1,65. По окраске волос в разных азербайджанских группах, приблизительно в половине случаях, отмечены иссиня-чёрные волосы (№ 27 по шкале Фишера). Алексеев даёт следующее описание:
Лицо у азербайджанцев узкое и, по-видимому, низкое, нос выступает очень сильно. Однако в отличие от адыгских народов Северного Кавказа, имеющих также небольшие размеры лица, азербайджанцы — наиболее тёмнопигментированные из кавказских народов. Волосяной покров развит средне, по всей вероятности, приблизительно, как у грузин или даже чуть-чуть меньше[164].
Советский и российский антрополог, специалист в области антропологической дерматоглифики, Генриетта Хить в докладе «Дерматоглифика и расогенез населения Кавказа» относительно дерматоглифики отмечает, что «тюрки Кавказа (азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы) по дерматоглифике образуют отдельный гомогенный кластер, сливающийся с адыгским. Однако, по признакам соматологии, тесно сходные карачаевцы и балкарцы объединяются с осетинами, чеченцами и ингушами, а азербайджанцы вообще дерматоглифически изолированы во всей системе кавказских народов»[165].
Культура
Основная статья: Культура Азербайджана
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.