.RU

6. социальная структура общества 52 Лекция Социальная структура общества 52 - 12

^

Социальные группы и социальные общности, их типология


Социологический подход к изучению любых явлений и процессов общественной жизни предполагает выявление и анализ тех социальных субъектов, деятельность которых порождает (или в деятельности которых проявляется) исследуемое социальное явление либо процесс. Общество в социологическом анализе всегда предстает в качестве конкретной социальной структуры – совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих социальных субъектов.
Эта внутренняя дифференцированность общества носит объективный социально-исторический характер. Понимание сущности социальной дифференциации, ее критериев, а также конкретно-исторических форм лежит в основе социологического анализа любых сфер общественной жизни. Таким образом, изучение этой темы имеет не только самостоятельную значимость, но и позволит в дальнейшем строить логику социологических исследований разных сфер общественной жизни в соответствии с принятыми в социологии подходами.
Студентам рекомендуется обратить внимание на общие черты и различия в теориях социальной дифференциации К.Маркса, Р.Дарендорфа, М.Вебера, Т.Парсонса, Р.Мертона. Рассматривая различные теоретико-методологические подходы к анализу социальной структуры общества, следует уяснить особенности ее структурных элементов: социально-демографических групп, социально-этнических общностей, классов, слоев, внутриклассовых групп, субкультурных образований и т.д. В ходе этого надо обратить внимание на диалектику социальной дифференциации и интеграции, на характеристики социальной мобильности как применительно к обществу в целом, так и по отношению к отдельным индивидам.
К компонентам социальной структуры общества относятся социально-демографические группы. Сложность этого социально-демографического среза социальной структуры обусловливает выделение ее анализа в самостоятельную тему, которая дает представление об отдельной отрасли социологии – социодемографии или социологии социально-демографических отношений.
Эта частная социологическая теория изучает социальные факторы воспроизводства и развития народонаселения, а также влияние количественных и качественных параметров народонаселения на общественные процессы.

Социодемография

изучает функционирование в обществе разных демографических групп, различающихся по половозрастным, генетическим и семейным признакам.
Рассматривая характеристики развития народонаселения в целом (рождаемость, смертность, миграционные обмены между разными местностями), следует остановиться на особенностях демографической ситуации в современном мире и его отдельных регионах, проанализировать социально-демографическую ситуацию в Беларуси.
Важное место в проблематике социодемографии занимают вопросы дифференциации социальных ролей, связанные с различиями между мужчинами и женщинами. Социологи исследуют их на основе анализа четырех компонентов полового самосознания и поведения: биологического пола, гендерной идентичности, гендерных идеалов и сексуальных ролей. При этом биологический пол рассматривается социологами чаще всего в качестве естественно-природного основания социальных различий, в современном обществе зачастую принимающих формы социального неравенства. Социальные характеристики таких различий наиболее отчетливо обнаруживаются в особенностях гендерной идентификации (осознании человеком своего пола), гендерных идеалах (социальных ожиданиях мужского и женского поведения) и сексуальных ролях, связанных с разделением труда, правами и обязанностями мужчин и женщин.
Изучая проблемы социальной дифференциации общества, связанные с различиями пола, следует обратить внимание на изменение представлений, социальных ожиданий, идеалов и, как следствие, социальных ролей, выполняемых в современном обществе мужчинами и женщинами. Эти изменения в значительной степени стимулируются действиями социальных институтов, сложившихся в обществе, в том числе и такого, как феминистское движение, основной целью которого является дальнейшее улучшение положения женщин.
Кроме различий по полу, социологов, изучающих демографические проблемы, интересуют социальные особенности поведения различных возрастных групп. С этой целью в отечественной социологии используется возрастная градация, принятая в демографии:
до 14 лет – дети, 14-30 – молодежь, 31-49 – люди среднего возраста, 50 лет и старше – люди старшего возраста. Каждая возрастная группа отличается не только характером своего социального поведения, но и сталкивается с рядом социальных проблем, имеющих возрастные особенности.
При рассмотрении места и роли молодежи в обществе надо обратить внимание на проблемы получения образования, начала трудовой жизни и трудоустройства, профессионального роста и продвижения, создания семьи, а также на специфику процессов социализации, характерных для этой возрастной категории, и связанные с этим особенности молодежной культуры.
В анализе процессов миграции студентам надо остановиться на выяснении роли экономических и социально-политических факторов, НТР, урбанизации, а также внутри- и внешнеполитической обстановки. Этот анализ должен быть связан с изучением возможностей управления миграционными процессами с учетом соблюдения экономических и политических гарантий прав человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека, а также в различных национальных программах и правовых документах.
Осуществляя анализ социально-этнических отношений, следует обратить внимание на социально-исторические условия возникновения этнических общностей и их основные характеристики, такие, как: общая территория, язык, культура, менталитет. Рассматривая эти этнические характеристики, надо уяснить их социальную обусловленность, в том числе и социально-экономическую, которая находит выражение в еще одном важном признаке социально-этнических общностей – общности экономической жизни.
По мнению ряда теоретиков, наличие этой социально-экономической характеристики проявляется при формировании наций. Связь этнических и социальных характеристик позволяет уяснить место и роль социально-этнических общностей в социальной структуре общества.
Социологический анализ может быть расширен за счет сопоставления различных теоретико-методологических подходов к изучению социально-этнических отношений, их роли в общественной жизни. Следует обратить внимание на идеалистическую трактовку этой сферы общественной жизни, в которой в качестве ведущих факторов рассматриваются характеристики духовной сферы: «национальная воля», «национальная идея» (Г.Кон, Г.Стенхард), «общая судьба» (Р.Эмерсон), общность «национального характера» (А.Кардинер, Р.Бенедикт и др.). Интерес представляет натуралистическая концепция Л.Гумилева, рассматривающая этносы как поведенческое явление, лежащее на границе социального и биологического.
С идеалистическими и натуралистическими концепциями вступают в полемику социологи-марксисты. В их трактовке национальных отношений рассматриваются две тенденции развития, обусловленные преимущественно факторами социально-экономического характера. По мнению марксистов, развитие национальных отношений в классово-антагонистических формациях носит противоречивый характер и порождает национальный вопрос, решить который можно лишь в условиях социальной революции.
В рассматриваемой теме надо уделить внимание анализу вопроса об особенностях развития национальных отношений в современном мире, которые выражаются во взаимосвязи тенденций, направленных, с одной стороны, на достижение независимости во всех сферах, в т.ч. и политической (крах колониальной системы, распад полиэтнических империй, «этнический парадокс современности»), и, с другой стороны, – на объективно обусловленное сближение разных народов и формирование новой этнокультурной карты мира.
Следует уяснить сущность национализма как идеологии и как политики, его истоки и факторы, поддерживающие националистические идеи и политические течения. В социологическом разрезе феномен национализма представляет интерес не только на общегосударственном, но и на бытовом уровне, где он продуцируется факторами социально-психологического порядка.
Проблемы национальных отношений в современном мире можно продемонстрировать на примерах из сферы национальной жизни Беларуси. Перспективы их решения надо связать с законами о культуре и о языках Республики Беларусь и практикой их реализации.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.