.RU

Вопрос 68. Понятие государственного и муниципального кредита - Вопрос Современное понятие о финансах. Финансы


Вопрос 68. Понятие государственного и муниципального кредита.


Государственный кредит является частью государ­ственных финансов, одной из форм мобилизации го­сударством денежных ресурсов с целью выполнения своих функций. По содержанию государственный кредит представляет собой экономические отношения между госу­дарством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими, юридическими лицами — с другой, по поводу предоставления кредитных ресурсов при исполь­зовании разнообразных долговых инструментов. Главная особенность таких отношений состоит в том, что одним из участников выступает государство, которое действует в ка­честве заемщика, кредитора или гаранта.
Отношения государственного кредита охватывают и внут­ренние, и внешние международные финансовые и кредитные рынки, что соответствует образованию внутреннего и внеш­него государственного долга.
^ Основные признаки государственного кредита:
государство заимствует средства у крупных отече­ственных и иностранных компаний, банков в форме денежных кредитов или долговых обязательств, об­леченных в форму ценных бумаг;
реализуется посредством применения различных фи­нансово-кредитных долговых инструментов;
государство мобилизует денежные ресурсы.
По экономической природе государственный кредит не представляет собой доход государства, но служит той же цели, что и доход — покрытию расходов государства.
Государственный кредит выполняет четыре функции:
1) фискальную, через которую формируются централи­зованные денежные фонды государства. Она выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени;
2) регулирующую, связанную с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов и влияющую на производство и занятость.
Государство через механизм государственного кредита ока­зывает положительное влияние на производство и занятость:

3) резервную;
4) стимулирования (или сдерживания) экономическо­го роста, проявляющуюся в его положительном (или нега­тивном) влиянии на экономику страны.

Вопрос 69. Расходные и бюджетные обязательства.


Бюджетное обязательство

— понятие бюджетного процесса Российской Федерации — признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность расходования средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью (ст. 222 Бюджетного Кодекса РФ).
Бюджетное обязательство является частью расходного обязательства. А именно:
Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета — не важно, в какие сроки и в каком объеме.
Бюджетное же обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.
Например: на основании какого-либо закона бюджет обязан выплачивать пенсии определенной группе граждан. Или: бюджетное учреждение заключило договор на 3 года на обеспечение питанием. Это — расходные обязательства.
При составлении бюджета на эти расходы на конкретный год планируются конкретные суммы (бюджетные ассигнования).
Как только бюджет будет принят в соответствии с законодательством, эти планы станут бюджетными обязательствами.

Статья 84. Расходные обязательства Российской Федерации


1. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными бюджетными учреждениями;
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
2. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
3. Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам).

Вопрос 70. Бюджетные субвенции.


Субвенции

– бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.

Статья 140. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации


1. Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.
2. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет:
1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;
2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается.
В части, касающейся распределения субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, указанные методики должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, наделяющих органы местного самоуправления отдельными полномочиями федеральных органов государственной власти.
4. В случае наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления поселений законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений.
Указанным законом должны быть установлены соответствующие требованиям настоящей статьи порядок (методика) расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и порядок (методика) расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление соответствующих государственных полномочий.
5. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений распределение указанных субвенций между бюджетами поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.
При этом допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
6. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вопрос 71. Понятие и структура банковской системы России.


В действующем законодательстве закреплены основ­ные принципы организации банковской системы Рос­сии, к числу которых относятся: двухуровневая структура банковской системы; универсальность банков. Принцип двухуровневой структуры банковской систе­мы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.
Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции:

  1. денежно-кредитного регулирования;

  2. банковского надзора;

  3. управления системой расчетов в стране.

Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Пра­вительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного само­управления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями.
Банк России образует единую централизованную си­стему с вертикальной структурой управления. В сис­тему Банка России входят:

  1. центральный аппарат;

  2. территориальные учреждения;

  3. расчетно-кассовые центры;

  4. вычислительные центры;

  5. Российское объединение инкассации;

  6. полевые учреждения, учебные заведения и другие организации.

Территориальное учреждение

— обособленное подраз­деление Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций в соответствии с Поло­жением о территориальных учреждениях Банка России и другими нормативными актами.
^ Национальные банки республик являются территориаль­ными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и пору­чительства, вексельные и другие обязательства без разреше­ния совета директоров.
^ Расчетно-кассовые центры (РКЦ) — структурные под­разделения в составе территориальных учреждений Банка России, главная цель которых заключается в обеспечении эф­фективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.
^ Полевые учреждения Банка России являются воински­ми учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинским уставом, они предназначены для банковского об­служивания воинских частей, учреждений и организаций Ми­нистерства обороны РФ, а также иных государственных ор­ганов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учрежде­ниями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно организациям и не должен уча­ствовать в конкуренции с коммерческими банками.
^ Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы, которые осуществляют посредничество в расчетах, кредито­вании и инвестировании, но не принимают участия в разра­ботке и реализации денежно-кредитной политики, а ориен­тируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов ин­фляции и т.п.
^ Принцип универсальности российских банков, закреп­ленный законодательством, означает, что все действующие на территории Российской Федерации банки имеют универ­сальные функциональные возможности, т.е. осуществляют все краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвести­ционные операции, предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.