.RU

Historia eccleastica gentis anglorum - 34


306

Святой Климент считался четвертым епископом Рима; по легенде, он пострадал в 94 г.

^ 307

Лаврентий был архиепископом Кентерберийским в 604 - 619 гг.

308

Ранее считалось, что имеется в виду ирландский святой Даган из Инбер Дойла. Однако в “Мартирологе Таллагта”, где память этого Дагана празднуется 13 сентября, он не назван епископом. Возможно, Беда пишет о некоем епископе Дагане, помещенном в том же мартирологе под 12 марта

309

Колумбан - знаменитый ирландский святой, первый из длинного ряда кельтских миссионеров в европейских странах. Он покинул Ирландию с двенадцатью спутниками и в 591 г. достиг Бургундии, где основал известный монастырь Люксейль и учредил его правило, ставшее образцом для французских обителей. Позже он побывал в Германии и основал знаменитый монастырь Боббио в Италии, где и умер в 615 г. Колумбан был горячим сторонником кельтской Пасхи и тонзуры и не раз спорил об этом с галльским духовенством. Его житие составлено Ионой из Боббио в середине VII в.

310

Сохранилось немало свидетельств о полном отказе бритттов от общения с Римской церковью. В письме Альдхельма королю Корнуолла Герайнту, датированном 705 г., епископ сетует, что бритты не только отказываются есть с англами, но и бросают псам всякую пищу, которой коснулась рука англа. За общение с англосаксами бритт должен был нести покаяние в течение сорока дней.

^ 311

Валлийская церковь вплоть до конца VIII в. отказывалась от общения с английской и не принимала римскую Пасху и тонзуру.

312

Бонифаций IV был римским папой в 608 - 615 гг.

313

У Беды везде synodum. Мы переводим этот термин словом “собор”, когда речь идет о собраниях вселенских или местных предстоятелей, и “синод”, когда говорится о постоянном собрании духовных и светских правителей, решающем вопросы церковной жизни.

^ 314

27 февраля 609 г.

315

Римский Пантеон (храм всех богов) построен ок. 125 г. при императоре Адриане. Папа Бонифаций освятил его в честь девы Марии и всех мучеников 13 мая 609 г. Долгое время этот день праздновался католиками как День всех святых (позже перенесен на 1 ноября). Благодаря превращению в христианский храм Пантеон единственным из римских зданий сохранил свой внешний вид; ныне там находится национальный мавзолей Италии.

^ 316

Элла - первый король Сассекса, правивший, по преданию, в 477 - 514 гг.

317

Кевлин - король Уэссекса в 560 - 591 гг.

318

Редвальд - король восточных англов в 593 - 617 гг. По мнению большинства историков, именно ему принадлежит знаменитый англосаксонский могильник в Саттон-Ху, раскопанный в 1939 г.

^ 319

Эдвин - король Нортумбрии в 616 - 633 г. О нем см. ниже.

320

Имеются в виду острова Мевания или Мона (нынешний Англси) и Менапия (нынешний Мэн). Они объединены Бедой по схожести названий и в VII в. действительно были заселены бриттами.

321

Святой король Освальд правил Нортумбрией в 634 - 642 гг., его брат Освиу (Осви) - в 642 - 670 гг. О них см. ниже. Данный Бедой список “верховных королей”(англосакс. bretualda) является условным; ни один из них не обладал властью над всеми королевствами англосаксов. Говоря о них, Беда употребляет слово imperium, то есть “верховная власть”, что является анахронизмом и отражает его политическую концепцию.

^ 322

Первое у Беды обозначение дня не по римскому, а по новому европейскому стилю. Эта система начала постоянно применяться только с ХIV в.

323

Знаменитые “Законы Этельберта” составлены в начале VII в. по римскому образцу и содержат ряд установлений, принятых под влиянием церкви. Они являются древнейшим памятником англосаксонского языка и одновременно первым законодательным документом, написанным на одном из национальных европейских языков. Самая ранняя рукопись “Законов” относится к ХII в.

324

Эск (Oisc) или Эоза - сын Хенгиста, правивший в Кенте в 488 - 512 гг. То, что его наследники именовались по его имени, а не по имени Хенгиста, служит аргументом для признания последнего легендарным персонажем.

^ 325

Эдбальд правил Кетом в 616 - 640 гг.

326

1 Кор. 5:1 - “блудодеяние, какого не слышно даже у язычников”.

327

Осуждение Бедой Эдбальда вряд ли справедливо, так как тот был язычником и женился на мачехе по древнему германскому обычаю. О существовании такого обычая косвенно говорит и ответ папы Григория на пятый вопрос Августина (см. выше, I.27). Став христианином, Эдбальд отказался от этого брака и женился на франкской принцессе Эмме.

328

2 Пет. 2:22 - “пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи”. Частый в средневековой литературе образ для обличения отступников от веры.

329

Сыновья Саберта Сексред, Севард и Сигберт правили Эссексом около 615 - 620 гг. Разделение королевства на равные части между братьями было обычным явлением не только у англосаксов, но и у франков и других германских народов.

^ 330

Обычное для англосаксонского языка сокращение “парадного” имени. Другие примеры: Кеола вместо Кеолфрит, Эда вместо Эдвин.

331

Вероятно, до христианизации англосаксы не выпекали белого пшеничного хлеба и знали только лепешки из ячменной или ржаной муки грубого помола.

332

Первые епископы английской церкви были чужеземцами и легко покидали свои кафедры не только в случае опасности, но и из-за недостатка средств (IV.12) или из-за обиды на местных правителей (III.7).

^ 333

Беда иногда называет гевиссеями западных саксов, хотя в англосаксонской традиции такое название не употребляется.

334

Здесь и далее Беда не раз упоминает о видениях, известных в западной традиции под названием incubatio (от лат. “возлежание”), когда кто-либо проводит ночь в храме, и святой покровитель этого храма является ему, приносит исцеление или дает совет.

^ 335

Мф. 10:16 - “Я посылаю вас, как овец среди волков”. Ин. 10:12 - “и волк расхищает овец, и разгоняет их”.

336

Флм. 2:8 - “даже до смерти, и смерти крестной”.

^ 337

Этот храм находился рядом с церковью свв. Петра и Павла. Позже он сгорел, и от него осталось лишь основание западной стены.

338

2 февраля 619 г.

339

Меллит был архиепископом Кентерберийским в 619 - 624 гг.

^ 340

Бонифаций V был папой римским в 619 - 625 гг.

341

Деревянные дома англосаксов с открытыми очагами в центре часто горели. Множество чудес, описанных Бедой и авторами житий, связаны с чудесным тушением огня святыми; можно привести в пример аналогичные рассказы из “Жития Кутберта” и из жития св. Мартина, написанного Сульпицием Севером. Здесь и далее Беда использует выражения, взятые из рассказа папы Григория (“Диалоги”, 1.6) об аналогичном чуде.

342

Имеются в виду четверо мучеников из Паннонии, пострадавших во времена Диоклетиана; позже их мощи перенесли в Рим и торжественно захоронили в посвященной им церкви. По легенде, они были каменщиками и считались с тех пор покровителями этой профессии (а позже франкмасонства). О существовании такой церкви в Кентербери ничего не известно; судя по посвящению, она должна была быть скорее каменной, чем деревянной.

^ 343

24 апреля.

344

Юст был архиепископом Кентерберийским в 624 - 627 гг.

345

Мф. 28:20.

346

Мф. 10:22.

347

Называя короля то Адолоальдом, то Аудубальдом, папа пытается приспособить его имя к известным в Риме лангобардским формам (королевство лангобардов в Италии существовало до 774 г.).

^ 348

Пс. 18:5; цитируется по Рим. 10,18 (вм. “звук” - “голос”). Латинское sonum может иметь оба значения.

349

Во всех рукописях imperavimus (приказываем). По мнению большинства ученых, слово ошибочно поставлено вместо impertivimus (даруем, разрешаем).

350

Эдвин был сыном Эллы, короля Дейры. Когда его королевством завладел Этельфрит, Эдвин долгое время скрывался от его мести; по валлийской традиции, он жил у короля Гвинедда Кадвана. Потом его принял король Восточной Англии Редвальд, который в 616 г. восстановил его на троне Нортумбрии, разбив Этельфрита в сражении у реки Идлы.

^ 351

Имеется в виду Мона (Англси). Как уже говорилось, вторым “островом Мевании” Беда именует остров Мэн.

352

Еще одно сокращение “парадного” имени (см. прим. 330). Королева Эдильбурга (вернее Этельберга) была второй женой Эдвина. От первой жены Кенберги или Куниберги у него были сыновья Осфрит и Эдфрит.

353

21 июля.

354

2 Кор. 11:2.

355

2 Кор. 4:4.

356

Квихельм был сыном и соправителем короля Уэссекса Кинегильса, правившего в 611 - 642 гг. Он умер в 636 г.

357

В оригинале sica (кинжал). О том, что убийцы смазывали свое оружие ядом, не раз упоминается в средневековых источниках, в частности у Григория Турского.

358

Река Деруэнт (у Беды Deruventum) протекает в графстве Йоркшир и впадает в залив Хумбер. До IХ в. короли англосаксов не имели постоянных резиденций и в течение года перемещались по подвластным землям, собирая дань и творя суд.

359

Этот minister (служитель) был, видимо, членом дружины Эдвина, и обычай требовал от него отдать жизнь за своего короля. Англосаксонская традиция постоянно восхваляет верных дружинников, выполнивших в битве свой долг, и, напротив, порицает трусов (см. поэмы “Битва при Брунанбурге” и “Битва при Мэлдоне” в кн.: Древнеанглийская поэзия. М. 1982).

360

Имеется в виду англосаксонский “витанагемот” (совет мудрых) - собрание знати, с которым король советовался по важным вопросам. Английские историки, стремившиеся доказать исконность демократических традиций англичан, часто преувеличивали роль этого совета, бывшего пережитком родоплеменных отношений. Однако вплоть до ХI в. все главные решения королевской власти требовали хотя бы формального утверждения витанагемота. До христианизации в совет входили, очевидно, языческие жрецы; после - епископы и аббаты.

361

Беда не приводит даты написания этого и следующего письма. Папа Бонифаций умер 25 октября 625 г.; очевидно, письма написаны незадолго для этого.

^ 362

Мал. 1:11 - “от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами”.

363

В оригинале subdi (“подчиненных” или “слуг”). Из-за неправильности грамматической конструкции иногда предлагаются другие значения, в частности suboli (“родственников”).

364

См. прим. 347.

365

Еще Тацит упоминает о вере германских племен в предсказания (Германия, Х).

366

Пс. 95:5.

367

Пс. 113:5 - 8.

368

Ин. 3:5 - “если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие”.

^ 369

В оригинале camisia (рубашка).

370

Шерстяные плащи (lena) из Анкиры (нынешняя Анкара в Турции) были весьма популярны как в Византии, так и на Западе.

371

2 Тим. 4:2 - “настой во время и не во время”.

372

Мф. 19:5.

373

1 Кор. 7:14.

374

Редвальд был одним из самых могущественных королей англосаксов, о чем говорит и богатство его захоронения в Саттон-Ху. Обратившись в христианство, он продолжал поклоняться языческим богам. Умер в 617 г. после того, как в 616 г. одержал победу над королем Этельфритом и возвел Эдвина на престол Нортумбрии. Ему наследовал сын Эрпвальд.

375

В “Житии” святого Григория, написанном в Стренескальке, содержится краткая версия этой же истории. Там прямо говорится о том, что явившийся королю незнакомец был Паулином, в то время как у Беды это дух или ангел.

376

Англосаксы начали чеканить собственную монету римского образца в конце VI в. Сначала это были серебряные триенсы и (возможно) золотые солиды, напоминающие монеты Меровингов; около 670 г. их сменили более мелкие серебряные скеаты, а около 760 г. - серебряные денарии или пенни. Первые монетные дворы находились в Кентербери и Лондоне. В Нортумбрии чеканка монеты началась позже, около 650 г.; это были скеаты и медные стики с изображением креста и именем монетария. Позже стики вместе с золотыми номиналами чеканили также архиепископы Йорка (Эборака). До VI в. сохранялось обращение римских монет; возможно, именно их имеет в виду Беда, говоря здесь о “дарах серебра” (argenti dona).

377

В оригинале palatium (дворец). Англосаксонские (и кельтские) “дворцы” той эпохи представляли собой круглые или прямоугольные деревянные строения с большим центральным залом, где горел очаг. Вокруг располагались жилые комнаты; крышу образовывали деревянные балки, покрытые дранкой или соломой. Вокруг “дворца” находились хижины прислуги и хозяйственные помещения, обнесенные частоколом или валом. Король, его семейство и дружина жили во “дворце” несколько месяцев, после чего переезжали в другой. Остатки одного из “дворцов” были раскопаны английскими археологами в Иверинге (графство Нортумберленд).

378

Скрытая цитата из “Энеиды” (IV, 2 - “тайный огонь, разливаясь по жилам, снедает” в пер. С. Ошерова). В “Истории” встречается не менее семи цитат из “Энеиды”.

379

Здесь появляется золото, хотя прежде речь шла о серебре. Золотые монеты в то время встречались редко; в “Англосаксонской хронике” под 418 г. встречается сообщение о том, что римляне вывезли из Британии все золото (см.).

^ 380

В оригинале pecunia (в классической латыни “деньги”, в Средние века обычно означало “плату” или “жалованье”).

381

Битва состоялась в 616 г. Река Идла (ныне Идл) находится в графстве Линкольншир и впадает в залив Уош.

382

Описание совета - одно из самых знаменитых и интересных в литературном плане мест в сочинении Беды. Подражая античным историкам, он вкладывает в уста персонажей речи, по всей видимости, сочиненные им самим. Однако, без сомнения, он ориентировался на какие-то устные легенды об обращении короля Эдвина и соединил в своем повествовании три версии этого обращения: чудесное избавление короля от меча убийцы, исполнение им обещания, данного незнакомцу, и единодушное решение “amicis principibus et consiliariis” (дружественных вождей и советников).

383

Единственный известный по имени представитель англосаксонского языческого культа. У Беды сохранились сведения о наличии у жрецов иерархии (Койфи - не просто жрец, а “главный жрец”, primus pontificum) и табу (запрещение ездить на коне и носить оружие). Поведение Койфи должно подчеркнуть несостоятельность языческой веры, но мы знаем, что не везде старые обычаи сдавались так легко. Почти во всех англосаксонских королевствах язычество долго сохранялось не только в народной среде, но и среди знати (см. историю о двоеверии короля Редвальда). Окончательная христианизация англосаксов произошла только в начале VII в., а в IХ в. нашествие скандинавов вызвало новый всплеск языческой реакции.

384

“Достоинства” (virtutis) и “пользы” (utilitatis) язычники требовали от своих богов не только по мнению христиан, но, вероятно, и на самом деле. Далее Койфи сетует на то, что боги, которым он преданно служил, не помогли ему получить дары и почести. Во многих европейских странах представители языческого культа именно по этим соображениям переходили на сторону новой веры или даже становились ее служителями (см. рассказы историков о крещении франков, скандинавов и других народов).

385

Выразительное описание англосаксонского “дворца” с длинным центральным залом, имевшим в обоих концах и, возможно, в середине двери, в которые могли влетать птицы. В середине его в углублении, выложенном камнями, горел огонь, вокруг которого собирались король и его приближенные, чтобы пировать и слушать музыкантов и странствующих певцов (скопов).

386

Здесь высказана другая причина принятия новой религии. Если Койфи ждал от нее прежде всего материальных благ, то этот optimatus (знатный муж) стремится к более благородной цели - знанию о том, “что будет  и что было прежде”.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.