.RU

Форма государства - 77. Понятие и признаки правоотношения


Форма государства

— это способ организации и реализации государственной власти.
^ В состав формы государства входят:
1) форма государственного правления,
2) форма государственного устройства,
3) форма государственного (политического) режима.

^ Форма государственного правления

— это способ организации высшей государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов, порядке их образования, характере их взаимоотношения между собой (распределение между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их формировании) Ядро «правящих» органов составляют: глава государства (олицетворяющий единство государственной власти), парламент (законодательный орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов). Форма государственного правления по существу выражает структуру распределения государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме государства.
^ По форме государственного правления государства подразделяются на монархии и республики
В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по наследству, осуществляется полностью (абсолютная монархия) или частично (ограниченная монархия) одним лицом.
В ограниченной («конституционной») монархии власть монарха ограничена парламентом. Это ограничение закреплено утверждаемой парламентом конституцией, которую монарх не в праве изменить

^ В республике

верховная государственная власть осуществляется избранными населением на определенный срок органами (парламентом, президентом).
Виды республик:
- парламентарная— состав правительства формирует только парламент и оно подчинено только ему (ФРГ, Италия и др.);
- президентская— глава государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента) формирует состав правительства, руководит им, определяет его политику (США, Иран, Ирак и др.);
- смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская, иногда в юридической литературе вместо термина «смешанная» используется термин «полупрезидентская»)— предлагаемый президентом состав правительства (премьер-министр и др.) подлежат обязательному утверждению всем парламентом (Франция, Финляндия и др.);

21. Понятие, виды форм правления.


Форма государственного правления

- это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
^ За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия

- это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.
Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.
Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.
^ При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.
^ Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.
^ Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.
^ Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика

- это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).
^ Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.
^ Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.
^ Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту.

22. Понятие и виды форм государственного устройства.


Форма государственного устройства

— это способ организации властно-территориальной целостности государства, проявляющийся в делении государства на составные части и распределении власти между ними и его управляющим центром.
^ По форме государственного устройства государство может быть:
1) простым (унитарным);
2) сложным.
Для простого (унитарного) государства характерно его деление на административно-территориальные единицы и наличие в нём единых, общих для всей страны высших органов власти и управления.
В состав унитарного государства могут входить автономные образования (например, Украина - унитарное государство, в ней Автономная Республика Крым - административно-территориальная автономия). Унитарными государствами являются Франция, Италия и др.
Сложным государством является империя (в современном мире империй нет), федерация — союзное государство. Для федерации характерно наличие высших органов власти и управления общих для государств — членов федерации, при сохранении ими у себя аналогичных органов, своего законодательства, гражданства, налоговой системы.
^ Виды федераций:
а) территориальная федерация—характерно наличие существенного ограничения государственного суверенитета субъектов федерации, например, запрет конституционным законодательством выхода из союза в одностороннем порядке;
б) национальная федерация— характерно наличие большей степени суверенности ее субъектов, наличие у них как государственного, так и национального суверенитета, права выхода из союза в одностороннем порядке;
в) национально-территориальная—характерно интегрирование признаков национальной и территориальной федерации.
От федерации, как сложного государства, следует отличать конфедерацию — союз государств (данное образование не охватывается понятием "форма государства"). Конфедерации редко существуют длительный период и образовываются на договорной основе. В представительных органах конфедерации делегаты представляют суверенные государства.
Конфедерация суверенитетом не обладает и в ней образуются только органы, необходимые для достижения общих целей (например, военных). Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, т. е. отказа в признании либо отказа в применении актов конфедеративной власти. Последние действуют на территории государств (субъектов конфедерации) только с их согласия.

23. Понятие и виды форм государственного (политического) режима.


Форма государственного (политического) режима

— это способ реализации государственной власти, проявляющийся в том, кем и каким образом она осуществляется.
Основные виды государственных режимов:
а) демократический;
6) недемократический.
Виды этих режимов связаны с политической обстановкой в обществе, характеризующейся количественной и качественной мерой участия населения страны в осуществлении государственной власти.
Государственный режим как определенные средства, способы, приемы, методы государственного властвования в стране — составная часть политического режима, характеризующего "инструментальную" сторону политической деятельности негосударственных объединений граждан (партий, движении и т. п.) в качестве субъектов политической системы.
^ Демократический режим характеризуется реальным участием населения в осуществлении государственной власти через представительную и непосредственную формы демократии, ее институты, политическим курсом государства на предоставление гражданам широкого спектра реальных экономических, политических, личных прав и свобод, связанных с предпринимательством, свободой договоров, торговли, плюралистическим характером политической системы, идеологическим плюрализмом, защищенностью личности правоохранительной системой от чиновничьего произвола, беззакония.
^ Недемократический режим характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти, сосредоточенностью всей полноты государственной власти в руках одного лица или коллегиального органа, представляющего интересы правящей верхушки, всепроникающим и детальным государственным контролем материальной и духовной жизни общества, бюрократическим всевластием чиновничьего госаппарата по отношению к личности, верховенством государственной целесообразности над законностью и правом.
Среди недемократических режимов различают авторитарный (например, режим военной хунты, партийно-государственной номенклатуры) и тоталитарный (фашистский, коммунистический).

24. Понятие, признаки механизма государства.


Механизм государства

— это система государственных органов, государственных предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих задачи и функции государства.
^ Признаки механизма государства:
а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;
б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;
в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;
г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.
В структуре механизма государства различают:
а) государственные органы;
б) государственные предприятия, учреждения, организации

25. Понятие, признаки аппарата государства.


Государственный орган

— это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.
^ Основные признаки государственных органов:
а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;ъ
б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;
в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.
^ Среди государственных органов различают:
а) единоначальные;
б) коллегиальные;
в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.

^ Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.


Государственный аппарат — это часть механизма государства в лице системы его государственных органов.
Государственные предприятия, учреждения, организации — это организованные группы лиц, предназначением которых является выполнение работ, оказание услуг населению или государству в целом, его отдельным органам, должностным лицам.
Государственные предприятия создаются для хозяйственной деятельности в государственном секторе экономики (например, космическая связь, производство взрывчатых веществ и др.).
Государственные учреждения оказывают услуги, например, в сфере образования, медицинского обслуживания и т. д.
Государственные организации выполняют работы, оказывают услуги, например, в сфере строительства, перевозок и т. д.
^ Классификация органов государства :-по субъекту создания :
созданные народом (в результате референдума), созданные органами государства (например, Президентом Украины);
-по способу образования : выборные (например, парламент),назначаемые (например, Конституционный Суд Украины), наследуемые (например, в монархии наследуется пост главы государства – монарха);
-в соответствии с принципом разделения властей : органы законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти (Конституции некоторых государств закрепляют понятие «контрольная власть», эта власть занимает самостоятельное место в системе разделения властей, она представлена особого рода высшими органами государства – конституционный суд, омбудсман, счетная палата и др.);
-по территории, на которую распространяются полномочия (территории действия полномочий) : центральные (общие), местные;
-по времени действия : постоянные («постоянно действующие», «действующие на постоянной основе»), временные;
-по виду правовой формы деятельности : правотворческие, правоприменительные, правоохранительные;
-по способу принятия решения :единоначальные (например, министр), коллегиальные (например, Правительство).
-по источнику финансирования : бюджетные, хозрасчетные, смешанные ( есть бюджетное и хозрасчетное финансирование).
-и др.

26. Понятие, признаки органов государства. Институт государства.


Орган государства

— часть государственного аппарата — группа лиц или одно лицо, обладающая юридически определенной государственно-властной компетенцией' для выполнения задач
Каждый орган государства создаётся для осуществления определенного вида государственной деятельности, т.е. имеет свой предмет ведения, задачи и функции. Структура органа государства:
Аппарат, непосредственно выполняющий задачи и функции государства
Вспомогательный аппарат
— обладает государственно-властными полномочиями
— не обладает государственно-властными полномочиями
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.