.RU

Видьянагара и Джахнудвипа - Слава Шри Шри Гуру и Гауранге!


^ Видьянагара и Джахнудвипа


На следующий день Нитьянанда Прабху, пританцовывая на ходу, направился в Видьянагару, прекрасное место, влекующее всех муни, и преданные счастливо последовали за Ним.
- Во время пралайи Навадвипа, вечная дхама, остается в своей изначальной форме восьмилепесткового лотоса. Все аватары и удачливые живые существа на это время находят прибежище на какой-то части этого лотоса. Матсья-аватара приносит Веды, источник знания, сюда, на Ритудвип, и название Видьянагара говорит об этом.
Пожелав вновь начать творение, Брахма с ужасом взглянул на опустошенную Землю. И Господь именно здесь наделил Брахму Своей милостью. Желая вознести молитвы Господу, Брахма открыл рот, и прекрасная Сарасвати появилась у него на языке. Благодаря могуществу Сарасвати, Брахма вознес молитвы Кришне и обрел величайшее счастье.
В этот момент творения Майя повелела трем гунам распространиться по всему материальному творению на берегу реки Вираджа. Затем риши стали трудиться, открывая знание во Вселенной, проявленной Майей. Приняв прибежище этой обители Сарасвати, Шарада-питхи, риши одержали верх над невежеством. Они обучились всем шестидесяти четырем ветвям знания, а затем разместились по миру. Но в этом святом месте риши вечно изучают каждый свою ветвь знания.
Вальмики приходил сюда и милостью Нарады обрел «Рамаяну». Дханвантари получил Аюр-веду, а Вишвамитра и другие риши обрели знание Дханур-веды. Шаурана и другие риши читали ведические мантры, а Шива обсуждал тантру. По просьбе риши Брахма открыл свои четыре рта, и появились четыре Веды. Живя здесь, Капила создал философию санкхьи, а Гаутама придал силу логике и аргументам. Канайбхук создал здесь философию вайшешика и патанджали, йога-сутру. Джаимини написал Карма-мимамса шастру, а Ведавьяса поведал Пураны. Пять риши - Сандилья, Упагаяна, Муанджаяна, Каушика и Бхарадваджа - которые прежде в течение одного дня и ночи получали наставления Самого Господа Нараяны, возглавляемые Нарадой, написали здесь Панчаратру и наставляли людей в практике преданного служения.
В этом лесу долгое время олицетворенные Упанишады поклонялись Гауранге. Не раскрывая Себя, Гауранга сказал: «Ваше предсталение о Боге как лишенным формы (ниракара) портит вас. В форме шрути вы тоже не узнали Меня, но придя на Землю как Мои спутники, вы собственными глазами узрите Мои игры. В это время вы воспоете Мне славу самыми высокими голосами». Шрути были ошеломлены этими словами. Не раскрывая тайны, они остались здесь ждать. Благословенна эта Кали-юга, величайшая из всех юг, потому что в эту югу явился Господь Гауранга!
Услышав, что Гауранга будет совершать здесь Свои школьные игры, Брихаспати принял рождение под именем Васудевы Сарвабхаумы, страстно желая удовлетворить Господа. Он знал, что Господь стал одним из учащихся Навадвипы, и потому почувствовал безразличие и отвращение к обители Индры. Вместе со своими учениками он с удовольствием родился на Земле. Сарвабхаума открыл свою школу и обучал в Видьянагаре. Но думая, что попал в сеть сухого знания и потерял Гаурангу, он задумал такую игру. Прежде, чем Гауранга родился, Сарвабхаума покинул Надию, оставив всех своих учеников. Он подумал: «Я слуга Гауранги, Он обязательно проявит ко мне милость и придет». Таким образом, Сарвабхаума ушел в Нилачалу и прославился как великий знаток философии майявады.
Господь наслаждался Своими школьными играми, осмеивая и нанося поражение ученикам Сарвабхаумы. Под маской искусного логика, Господь побеждал всех. Учителя и их ученики были сражены аргументами Гауранги и бежали прочь. Кто слышал об удивительных школьных играх Гауранги в Видьянагарае, освободился от невежества.
[Здесь же стоят одиннадцать деревьев никому низвестных пряностей, которые, как говорят, были созданы Шри Чайтаньей Махапрабху, когда Он бросил в землю оданнадцать перьев. Здесь же находится Гаудия Матха, основанная Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати.]
Джива слушал Господа Нитьянанду в великом блаженстве, но последние Его слова вызвали в его душе такую экстатическую любовь, что он покатился в пыли Вьяса-питха. Потом он задал такой вопрос Господу Нитьянанде:
- Пожалуйста, развей одно сомнение. Санкхья и логика неблагоприятны, почему они поселились в Навадвипе?
Нитьянанда обнял Дживу и с любовью ответил:
- В святой дхаме Господа нет ничего неблагоприятного. Санкхья и логика не обладают здесь ни независимостью, ни силой. Они зависимы, и потому служат бхакти. Но из-за своей нечистоты злобные люди все выворачивают наизнанку. Богиня здесь - бхакти, а все остальные - ее слуги. Они служат раскрытию бхакти. Обитель бхакти, включающей в себя девять процессов, здесь, в Навадвипе. Карма и гьяна служат бхакти. Писания осуждают завистливый разум материалистов, но те же писания пробуждают привязанность к Кришне в чистых преданных. Праудха Майя, служанка Гауранги, в форме божества во все юги остается в Видьянагаре и служит Гауранге. Будучи Махамайей, она ослепляет и насылает несчастья на тех, кто завидует вайшнавам из-за своей греховности. В форме истинного знания Праудха Майя растворяет все грехи и карму. Но если человек оскорбит вайшнава, она прогоняет его и обрушивает все тяготы кармы. Такие мошенники могут обрести знание в Навадвипе, но они никогда не достигнут сокровища премы или лотосных стоп Кришны. Они обретут лишь невежество ложного знания, потому что не способны увидеть богатства Надии или Гауранги.
Так что истинное знание лишено всего неблагоприятного, но у него, конечно, есть тень - невежество. О Джива, милостью Гауранги ты постигнешь все это. Волею Господа ты напишешь писания, они раскроются через тебя. А теперь давайте отправимся в обитель Джахну.
Беседуя, они пришли в Джаннагару, где увидели живописное жилище отшельника Джахну Муни. Нитьянанда Прабху объяснил:
- Это прекрасное место называется Джахнудвипа и известно как Бхадравана. Здесь Джахну Муни совершал аскезы и получил даршан золотого Гауранги. Джахну Муни сидел, повторяя Гайатри-мантру, когда его чашка ачамана упала в воды Бхагиратхи и была унесена течением. Он открыл рот и одним глотком выпил всю воду. Царь Бхагиратха подумал: «Куда ушла Ганга?» Он решил, что Джахну Муни выпил Гангу. Охваченный беспокойством царь поклонялся муни в течение нескольких дней, и тогда муни выпустил Гангу из своего тела. С того дня Гангу во всем мире стали называть Джахнави, дочь Джахну.
Немного позже Бхишма, сын Ганги, пришел сюда увидеть Джахну Муни, своего деда. Джахну был доволен Бхишмой и не отпускал несколько дней. Бхишма постиг вершину знания, чему по возвращении обучил Юдхиштхиру на поле Курукшетра. Живя в Навадвипе, Бхишма обрел преданное служение и потому причислен к величайшим вайшнавам. Так что эта двипа - величайший спаситель. Удача никогда не покидает того, кто живет на ней.
Эту ночь Нитьянанда и Его спутники провели в доме одного преданного, а ранним утром следующего дня они пошли на Модадрумадвип.

^ Шри Модадрумадвипа и Рама-Лила


Придя в деревню Мамагаддхи, Нитьянанда объяснял Дживе:
- На Модадрумадвипе, находится Айодхья. В предыдущую кальпу, Рама, изгнанный в лес, пришел сюда вместе с Лакшманом и Джанаки. Он посторил хижину под большим баньяновым деревом и стал счастливо жить. Видя сияние Навадвипы, сын Рагху, мягко улыбался.
Как привлекателен был Господь Рамачандра, чье тело цветом напоминало свежую траву! Глаза Его были подобны лотосам, в руке Он держал милостивый лук. Он облачен был в одежды брахмачари, а на голове - копна спутанных волос. Господь Рама привлекал сердца всех живых существ. Видя улыбку Рамы, Сита, дочь Джанаки, спросила, чему Он улыбается.
- Послушай, Сита, одну сокровенную историю. Когда наступит славный век Кали, Я низойду здесь в Надии, приняв золотистый цвет тела. Я приму рождение из чрева Шачи в доме Джаганнатхи Мишры. Всем удачливым душам, кто увидит Мои детские игры, Я дам наивысший дар премы. В это же время Я буду наслаждаться школьными играми и раскрою славу святого имени. Затем Я приму санньясу и уйду в Пури, и Моя мать с несчастной женой на руках будет плакать.
Сита слушала Его, а потом спросила:
- О лотосоокий! Зачем Тебе заставлять плакать свою мать? Почему Ты оставишь жену и примешь санньясу? Какая радость Тебе в слезах жены?
- Дорогая, ты все знаешь, - ответил Шри Рама. - Но ты обнаруживаешь невежество, чтобы наставить живые сущеста. Послушай, Сита, Мои преданные наслаждаются према-бхакти двумя путями. Рядом со Мной они наслаждаются самбхога-севой, а в разлуке со Мной они наслаждаются випраламбха-севой. Мои вечные спутники жаждут самбхогу, но Я милостиво даю им випраламбху. Преданные знают, что горе разлуки со Мной в действительности дарует наивысшее блаженство. После разлуки снова будет встреча, которая принесет им в миллионы раз больше счастья, чем прежде. Так Я объяснил тебе счастье в разлуке. Ты должна согласиться с этим чувством, описанном в четырех Ведах.
Та, что в Ведах известна под именем Адити, а теперь - Моя мать Каушалья, станет матерью Шачи в играх Гауранги, а ты, Сита, будешь служить Мне под именем Вишнуприя. В разлуке ты станешь поклоняться Моему божеству и проповедовать славу обо Мне. В играх Рамаяны в разлуке с тобой Я буду поклоняться золотому божеству Ситы в Айодхе, а в Гаура-лиле ты будешь поклоняться Моему божеству. Но все это сокровенно, не раскрывай сейчас этих истин людям.
Навадвипа очень дорога Мне, Айодхья не сравнится с нею. Когда наступит Кали-юга, это огромное баньяновое дерево Рама-вата исчезнет для людских глаз и будет стоять непроявленным.
Так Рама проводил здесь Свои дни вместе с Лакшманом и Ситой. Потом они отправились в Дандакаранью, продолжая свои игры. Посмотри, тут стояла Его хижина.
Волею Господа друг Рамы царь Гухака родился на этой земле в семье брахманов. Его имя было Садананда Випра Бхаттачарья. Во всех трех мирах он не знал ничего, кроме Рамы. Когда родился Гауранга, он находился в доме Джаганнатхи Мишры. В это время все полубоги пришли увидеть ребенка. Возвышенный Садананда, видя присутствие полубогов, понял, что Его Господь нисшел. В великой радости он вернулся домой и, медитируя на возлюбленного Господа Рамачандру, увидел Гаурасундару.
Господь Гауранга восседал на троне, окруженный полубогами, возглавляемыми Господом Брахмой, который обмахивал Его чамарой. Через мгновенье Садананда увидел на Его месте Господа Рамачандру, чье тело цветом подобно зеленой траве. Справа от Рамы стоял Лакшман, обитель Ананты. Слева от Него была Сита, а перед Ним - Хануман. Увидев эту картину, Садананда осознал истину о Господе. В великом экстазе он пошел в Майяпур и никем не замеченный, насытил глаза свои божественным ликом Гауранги. «Благославлен! Конечно я благославлен! Сам Рамачандра находится предо мной в облике Гаурачандры!» Когда Господь Гауранга начал Свое движение санкиртаны, Садананда принял в нем участие, танцуя и воспевая имя Гауры.
О Джива, здесь чистые преданные видят лес Бхандира.
[Здесь же находится Вриндавана даса Тхакура Шрипат, где жил Вриндаван дас и писал «Чайтанья Бхагавату». Его божествам Гауранги и Джаганнатхи поклоняются до сих пор. Рядом храм Мадан Гопала: этому божеству поклонялся Васудева Датта. Изначальный храм Васудевы Датты находится неподалеку и был найден преданными ИСККОН.]
Слушая Господа Нитьянанду и наслаждаясь вечной дхамой, преданые танцевали. Джива в величайшем экстазе кричал имя Гауранги. Эту ночь Нитьянанда провел в доме Нараяни. Чистая целомудренная мать Ведавьясы, Вриндавана даса Тхакура, Нараяни с любовью служила вайшнавам. Наутро, идя на некотором расстоянии друг от друга, они пришли в Вайкунтхапуру.

^ Шри Вайкунтхапура, Рудрадвипа и Пулина


Нитьянанда Прабху с мягкой улыбкой рассказывал Шри Дживе:
- Вайкунтхапур находится на одной стороне восьмилепестковой Навадвипы. Слушай и не сомневайся. Это Вайкунтха, обитель Господа Нараяны, которая находится в духовном небе, за пределами реки Вираджа. Майя никогда не касается этого места, где Господу Нараяне служат Его вечные энергии Шри, Бху и Нила. Сиянье, которое исходит от духовной обители, и есть лучезарный Брахман. Материальными глазами люди видят только материальный мир, но, обладая транцендентным виденьем, Нарада однажды увидел в этой духовной обители Нараяну в облике Гаурасундары. После этого лучший из муни провел здесь некоторое время.
Я расскажу тебе одну из самых сокровенных историй. Рамануджа Ачарья посетил Пури и своими молитвами доставил Господу большое удовольствие. Джаганнатха предстал перед ним и сказал:
- Отправляйся увидеть Навадвипа-дхаму, потому что скоро Я явлюсь там в доме Джаганнатхи Мишры. Все духовное небо находится в одном углу Навадвипы, очень дорогой Моей обители. Ты Мой вечный слуга, лучший из преданных, ты должен увидеть Навадвипу. Пусть ученики твои, которые поглощены дасья-расой, тем временем останутся здесь. Живое существо, которое не увидело Навадвипы, родилось напрасно. Одна лишь часть Навадвипы вмещает в себя Ранга-Кшетру, Шри Вьенкату (Тирупати) и Ядава Ачалу. О сын Кешавы, иди в Навадвипу, чтобы увидеть Гаурангу. Ты пришел на эту землю проповедовать бхакти, так пусть же твоя жизнь милостью Гауры станет успешной. Из Навадвипы иди в Курма-стхану, где ты снова встретишься с учениками.
Почтительно сложив руки, Рамануджа обратился к Джаганнатхе:
- В Своем рассказе ты упомянул Гаурачандру, но кто это? Я не знаю.
- Все знают Кришну, Господа Голоки, - милостиво отвечал Господь. - Кришна, Верховная Истина, живет во Вриндаване. Кришна полностью проявляет Себя в облике Гаурахари, а Вриндавана - в Навадвипа-дхаме. В облике Господа Гауранги Я вечно пребываю в Навадвипе, самой возвышенной обители во Вселенной. Моей милостью эта дхама низошла в Бху-мандалу, но здесь нет и тени Майи. Так говорят писания. Если ты скажешь, что Навадвипа - это часть материального мира, твоя преданность будет уменьшаться день ото дня. По Своей воле и силой непостижимого могущества Я поместил эту духовную обитель в материальном мире. Просто читая писания, человек не обретет высшей истины, потому что она превосходит все. Осознать ее возможно только Моей милостью встретившись с преданными, которым она открыта.
Слушая Господа Джаганнатху, Рамануджа, обладавший чистым разумом, почувствовал любовь к Гауранге.
- Господь, - сказал он, - Твои игры поистине поразительны. Писания не ракрывают Твоих богатств. Почему Гауранга-лила не описана в священных писаниях? Внимательно изучая шрути и Пураны, я нашел там лишь намек на Гаура-таттву. Твои наставления развеяли мои сомнения, и сладость игр Гауранги пробудилась в сердце. Если Ты хочешь, посетив Навадвипу, я буду проповедовать Гаура-лилу во всех трех мирах. Я представлю людям доказательства из скрытых писаний и установлю преданное служение Гауранге по всей Вселенной. Но, пожалуйста, наставь меня.
- О Рамануджа, - видя его искреннюю решимость, сказал Джаганнатха, - никому не разглашай этой тайны, держи сокровенные игры Гауранги в секрете. Только когда Гауранга завершит на земле Свои игры, о них узнает большинство людей. А пока проповедуй дасья-расу и постоянно поклоняйся в сердце Гауранге.
Приняв наставления Господа, Рамануджа в глубине сердца хранил любовь к Навадвипе. Чтобы игры Гауранги не раскрылись преждевременно, Господь Нараяна привел Рамануджу сюда, в Вайкунтхапуру, и милостиво показал ему Свой транцендентный облик, которому служат Шри, Бху и Нила. Рамануджа считал себя самым удачливым на свете, получив даршан своего возлюбленного Господа. Но неожиданно он увидел, что Господь принял вдруг чарующий облик Гаурасундары, сына Джаганнатхи Мишры. От Господа исходило такое ослепительное сиянье, что Рамануджа потерял сознание. И тогда Гауранга возложил Свои лотосные стопы на голову Раманудже, который в божественном вдохновении стал взносить Господу молитвы. «Я должен увидеть Гаура-лилу на земле. Я никогда не покину Навадвипу!»
- О сын Кешавы, - ответил Гауранга, - твое желание исполнится. Когда начнутся игры в Надии, ты родишься вновь.
Гауранга исчез, и счастливый Рамануджа завершил свое путешествие. Через несколько дней он прибыл в Курма-стхану, где встретился с учениками. Всю жизнь проповедуя дасья-расу в Южной Индии, Рамануджа в глубине сердца был поглощен Гаура-лилой. Милостью Гауранги он родился в Навадвипе преданным по имени Шри Ананта. Он приходил в дом Валлабха Ачарьи и наблюдал свадьбу Лакшмиприйи и Гауранги.
О Джива, посмотри на дом Ананты, где собиралось много преданных Нараяны. Известно, что цари в это время установили здесь поклонение Нараяне.
Когда спутники Нитьянанды увидели лес Нихшреяса, который находится на другом берегу реки Вираджа, они ощутили безграничное блаженство. Продолжая беседовать между собой, они прибыли в Махатпуру.
- Это место тождественно Камьявану Враджа, - объяснял Нитьянанда. - Смотрите на него с величайшей преданностью. В незапамятные времена здесь стояло пять баньяновых деревьев, но сейчас они исчезли. Это Матапура, но согласно писаниям, прежде она называлась Махатпура. Когда пять Пандавов и Драупади жили инкогнито в изгнании, они пришли в Гауда-дешу, Бенгалию. В Экачакре Юдхиштхира Махараджа во сне увидел славу Навадвипы. На следующий день ему захотелось посетить это место, и они счастливо пришли сюда. Видя сияние Надии, они прославляли удачу ее жителей. Проведя здесь некоторое время, они сразили много демонов. Посмотри, это Юдхиштхира-тила, а там кунда Драупади. Однажды Юдхиштхира во сне увидел Гаурангу, чье ослепительное сиянье озаряло все стороны света.
- Этот Мой облик редко можно увидеть, - улыбаясь, сказал Гауранга. - В твоем доме Я - Кришна, сын Нанды, и, будучи твоим другом, Я всегда с тобой. Навадвипа-дхама - Моя наивысшая обитель, которая проявится в Кали-югу и разгонит тьму материального мира. Поскольку ты и твои братья - Мои вечные слуги, когда Я явлю Свои игры, вы снова родитесь. День и ночь Я буду с тобой на берегу океана в Джаганнатха Пури в Ориссе. Пожалуйста, теперь иди в Ориссу, очисти это место и благослови страдающие живые существа.
Юдхиштхира рассказал этот сон своим братьям. Обсудив его, они отправились в Ориссу. Хотя им больно было покидать Навадвипу, они должны были исполнить волю Господа.
Мадхва с учениками тоже ненадолго приходил сюда. Гаурасундара милостиво явился ему во сне и с улыбкой сказал:
- Все знают, что ты - Мой вечный слуга. Когда Я низойду в Навадвипе, Я приму твою сампрадайю. Теперь иди и повсюду искореняй ложные писания майявади. Яви славу поклонения божеству Господа, а потом Я распространю твое чистое учение.
Сказав это, Гаурачандра исчез, и Мадхва проснулся ошеломленный. «Неужели я никогда больше не увижу этот прекрасный золотой облик?» - плакал он и в ответ услышал голос с небес:
- Поклоняйся Мне в глубине сердца, и ты придешь ко Мне.
С этим наставлением Мадхва покинул Навадвипу, полный великой решимости одержать верх над философами майявади.
Слушая эту историю, паломники пришли на Рудрадвип и осмотрелись.
- Рудрадвипа разрезана Гангой на две части, — продолжал Нитьянанда. — Посмотрите, как западный остров медленно движется к восточному берегу. Волею Господа сейчас никто не живет на этой стороне. Отсюда видно Шри Шанкапуру. Даже издали берег Ганги прекрасен. Когда Шанкарачарья повсюду одерживал победы в философских диспутах и в своих странствиях достиг Навадвипы, здесь он впервые остановился. В сердце он был величайшим вайшнавом, но играл роль майявади, слуги Майи. В действительности, он был воплощением Шивы, и по воле Господа искусно проповедовал скрытую форму буддизма. С этой же целью он и пришел в Надию.
Однако Гаурачандра сразу явился ему во сне и милостиво заговорил сладкими словами:
- Ты - Мой слуга. Исполняя Мою волю, ты успешно проповедуешь философию майявади. Но Навадвипа-дхама очень дорога Мне, здесь нет места философии майявади. От Моего имени Вриддха Шива и Праудха Майя распространяют воображаемые имперсональные толкования писаний, но только тем людям, кто завидует преданным Господа. Так Я обманываю их. Поскольку Навадвипа-дхама - обитель Моих преданных, лишенных зависти, тебе нечего здесь делать, иди дальше. Не оскверняй жителей Навадвипы.
Познав истину о Навадвипе, с сердцем полным преданности, Шанкара отправился в путь. На Рудрадвипе находится одиннадцать Рудр. Возглавляемые Нила-лохита Шивой, Рудры поют славу Гауранге и постоянно танцуют в блаженстве. Полубоги, наблюдая их танец, чувствуют огромное счастье и сыплют с небес цветы.
Однажды Вишнусвами, странствуя, пришел сюда. Повсюду он одерживал победы над многими философами. Вместе со своими последователями он провел ночь на Рудрадвипе. Ученики его танцевали и пели «Харибол!», пока Вишнусвами читал молитвы из шрути. Довольный обсуждением бхакти, Нила-лохита милостиво явился ему. Появление Шивы поразило Вишнусвами. С почтительно сложенными руками он стал возносить молитвы.
- Все вайшнавы дороги мне, - ответил Шива. - Мне понравились твои объяснения преданного служения. Проси любого благословения, Я исполню его. Я ни в чем не отказываю вайшнавам.
Вишнусвами предложил свои дандаваты и, преисполненный экстатической любви, сказал:
- Одари нас одним лишь благословением - чтобы мы основали совершенную сампрадайю, обучающую преданному служению.
В великом блаженстве Рудра дал свое согласие и назвал эту сампрадайю собственным именем. Поэтому Вишнусвами-сампрадайа называется Рудра-сампрадайей. Милостью Рудры Вишнусвами остался здесь поклоняться Гауранге, чтобы достичь любви к Богу. Гауранга явился ему во сне и сказал:
- Милостью Рудры ты стал Моим преданным. Ты достаточно удачлив, чтобы обрести в Навадвипе сокровище бхакти. Теперь отправляйся и проповедуй философию шуддхадвайты (чистого монизма). Недалеко то время, когда Я низойду на землю, и ты придешь как Шри Валлабха Бхатта. Ты встретишься со Мной в Пури, а уйдя в Махавану, создашь свою сампрадайю.
О Джива! Сейчас Шри Валлабха в Гокуле. Когда ты пойдешь туда, ты увидишь его.
[Рядом с Рудрадвипой находится место, которое преданные не очень хотят видеть. Это немилостивое место - Нирдая гхат, где Господь Гауранга переправился через Гангу, чтобы принять санньясу. Это повергло Его мать и всех преданных в океан скорби. Сейчас на этом месте стоит храм, построенный Бхактисиддхантой Сарасвати, где поклоняются божеству Господа Чайтаньи, принадлежавшему Бхактисиддханте Сарасвати, когда он жил в Майяпуре в соломенной хижине.]
Сказав это, Нитьянанда счастливо направился на юг к Параданге в Шри Пулине. Здесь Он показал место, где находится Шри Раса-мандала и Дхира-самира.
- О Джива, это Вриндавана, - сказал Он, - здесь можно увидеть Враджа-лилу.
Услышав слово «Вриндавана», Джива стал дрожать всем телом, слезы полились из его глаз.
- Гауранга приводит сюда Своих преданных, - продолжал Господь, - и они поют киртану, описывая раса-лилу. Здесь на берегу Ганги находится то место во Вриндаване, где проходит раса-лила, и удачливые преданные иногда видят игры Кришны с гопи, которые вечно проходят здесь.
Послушай, о мудрый человек, к западу отсюда находится Шри Дхира-самира, прекрасное место поклонения Господу. Во Вриндаване Дхира-самира - на берегу Ямуны, а здесь она - на берегу Ганги. В действительности то, что ты видишь, это не берег Ганги, а Ямуна, которая течет у западного берега Ганги. Поскольку прекрасная Пулина находится на берегу Ямуны, Вишвамбхара назвал это место Вриндаваной. Знай, что все игры Вриндаваны проявлены здесь. Нет разницы между Вриндаваной и Навадвипой, как нет разницы между Гаурангой и Кришной.
В экстазе любви Нитьянанда Рай провел Дживу и показал ему всю Вриндавану. Затем, пройдя немного к северу, они остались на ночлег на Рудрадвипе.

^ Билвапакша и Бхарадваджа-Тила


Шри Нитьянанда, сын Падмы, переправившись на другой берег Ганги и пройдя некоторое расстояние, сказал преданным:
- Посмотрите на прекрасную Билвапакшу. В народе это место называют Бела Пукхария, но писания говорят, что в этой части Навадвипы находится лес Билвавана Враджа.
И Нитьянанда Прабху рассказал преданным историю брахмана Ниламбадитьи, который получил благословение Господа Шивы. Здесь он повстречал четырех Кумаров, которые благословили его стать главным ачарьей в вайшнавской Кумара-сампрадайе. Со временем он прославился под именем Нимбарка. Оставшись в Навадвипе, он продолжал свою медитацию, и ему явились Радха и Кришна, которые приняли затем облик Гауранги. Пообещав, что Нимбарка примет участие в Его играх в Навадвипе под именем знаменитого ученого Кешава Кашмири, Гауранга сказал:
- Милостью Сарасвати ты осознаешь Мою божественную природу, избавишься от гордыни и будешь искать у Меня прибежища. И тогда Я благославлю тебя бхакти и снова пошлю проповедовать преданное служение. Сейчас ты можешь удовлетворить Меня, проповедуя философию двайтадвайта (монизм и дуализм), и храня в тайне полученное откровение. Позже, когда Я начну движение санкиртаны, Я Сам буду проповедовать суть четырех основных вайшнавских учений, представленных Мадхвой, Рамануджей, Вишнусвами и Нимбаркой. У Мадхвы Я возьму две основных темы: полный разгром философии майявади и служение божеству Кришны, отношение к божеству как вечно духовно существующему. У Рамануджи - два великих наставления: концепцию бхакти, неоскверненной кармой и гьяной, и служение преданным. Из учения Вишнусвами - чувство исключительной зависимости от Кришны и путь рага-бхакти. А у тебя - два других важных принципа: необходимость принять прибежище Радхи и почитание любви, которую испытывают к Кришне гопи.
Когда Гаурачандра исчез, Нимбарка стал плакать от любви. Поклонившись стопам своих гуру, он отправился проповедовать Кришна-бхакти.
Нитьянанда повел Дживу дальше, в Рама-тиртху, где Господь Баларама убил демона Колашуру, а затем совершил омовение вместе с Яду. Это место также называют Рукмапура, и оно находится в конце Навадвипа-парикрамы. В месяце Карттика это место особенно достойно прославления.
Оставив позади Билвапакшу, Нитьянанда Прабху и Его спутники отправились в деревню Бхарадваджа-тилу. Нитьянанда объяснял:
- Посетив Ганга-сарагар, Бхрадваджа Муни пришел сюда. Несколько дней великий мудрец поклонялся Господу Гаурачандре. Довольный его поклонением, Господь Вишвамбхара милостиво предстал перед Муни и сказал:
- Твое желание исполнится. Когда Я низойду, ты увидишь Меня.
С этими словами Господь исчез, а Бхрадваджа потерял сознание от великого экстаза. Проведя на этом холме еще несколько дней, муни отправился увидеть другие тиртхи. Простые люди называют это место Бхаруиданга, а писания считают его основной тиртхой.
Завершая парикраму по Навадвипе, Господь Нитьянанда вместе с преданными вернулся в Майяпур, где их приветствовал Ишана Тхакур. Нитьянанда Прабху, поглощенный необыкновенной премой, танцевал и пел, окруженный преданными. В этот день в доме Джаганнатхи Мишры, лучшем из святых мест, где нисшел Гауранга вместе со Своим святым именем, родная мать Господа кормила вайшнавов. Возможно ли описать блаженство этого места? Звуки киртаны оглашали всю округу.
* * *
Нитьянанда Прабху сидел во дворе дома Шриваса Тхакура, и слезы любви к Гауранге стремительно катились из Его глаз. Со всех концов сюда пришли святые вайшнавы, чьи сердца были переполнены безмерной любовью. Пришел и Джива Госвами, охваченный любовью к Радхе и Кришне. Предложив свои дандаваты лотосным стопам Нитьянанды, Джива Госвами покатился в пыли этого места. Нитьянанда Прабху с любовью спросил его:
- Когда ты собираешься идти во Вриндаван?
- Нет ничего выше воли Господа, - отвечал Джива, - приняв эту волю, я должен отправляться во Вриндаван, но у меня есть еще несколько вопросов. О Господь, ради блага Своего слуги, пожалуйста, ответь на них. Ты говоришь, что Навадвипа и Вриндаван неотличимы. Если это так, зачем тогда человеку идти во Вриндаван?
Выслушав вопрос Дживы, Нитьянанда Прабху ответил:
- Ты затронул глубокую тему и теперь слушай внимательно. Ты видишь, что игры Господа - это реальность, но материалисты ничего не знают о них.
Навадвипа и Вриндаван едины, нельзя сказать, что одна дхама менее значительна или менее возвышена, чем другая. Вриндавана - это вместилище расы, цель живых существ, но не обладая качествами, человек не может получить этого нектара. И поэтому Вриндавана-дхама милостиво стала Навадвипой, где живые существа могут стать достойными этого нектара. Другими словами, игры Радхи и Кришны - это вершина всей транцендентной сладости, и поэтому человек не может сразу возвыситься до них.
В течение многих жизней совершая аскезы, он обретает знание Когда знание становится совершенным, он начинает молить о расе. Но на этом пути возникает много препятствий, так что обрести величайшее сокровище этого нектара редко кому удается. Далеко не все, кто приходит во Вриндаван, обретают эту расу, наоборот, из-за оскорблений сладкий нектар становится кислым. В этот ужасный век Кали оскорбления постоянны, тело живет очень мало, много трудностей и беспокойств, поэтому даже если человек хочет Вриндавана-расы, он не в силах ее обрести. Единственный способ получить расу - это милость Кришны.
Радха и Кришна одарили милостью живые существа, проявив Вриндавану в форме Навадвипы, и воплотившись как Гаурахари, сын матери Шачи. В этом облике Они дают путь обретения Враджа-расы. Даже оскорбления, неизбежные в начале этого пути, не мешают человеку быстро достичь цели - премы.
Живя в Навадвипе и приняв прибежище у святого имени, человек освобождается от своих оскорблений и развивает качества, достойные расы. Очень скоро любовь к Кришне начинает сиять в его сердце, и он думает и живет только Радхой и Кришной. Так, милостью Гауранги, живые существа достигают Вриндаваны, святой обители нектарных игр Радхи и Кришны.
Я раскрыл тебе сокровенное знание, ты не должен всем говорить об этом. Нет абсолютно никакой разницы между Навадвипой и Вриндаваной. Теперь ты достоин принять прибежище этого святого места, где полностью проявлена раса Радхи и Кришны, поэтому отправляйся во Вриндаван. Строго говоря, нет нужды идти во Враджа-дхаму, чтобы достичь определенных духовных высот, ведь Враджа-дхама присутствует в Навадвипе. И все же тебе нужно идти во Врадж, потому что такова воля Господа. Любому живому существу всегда лучше принять прибежище Навадвипы, чтобы насладиться расой Враджа. Потом человек может жить во Вриндаване, где все исполнено этой расы и где он насладится транцендентной сладостью. Ты получил милость Навадвипы и теперь без труда достигнешь Вриндавана.
Джива держал в руках лотосные стопы Нитьянанды и в экстатическом блаженстве задал еще один вопрос:
- Пожалуйста, послушай. В Навадвипе живет много людей, но почему они до сих пор не достигли Кришна-бхакти? Они находятся в этой дхаме и еще не избавились от оскорблений? Это тревожит меня. О Господь, Ты обитель Вселенной, и все же Ты всегда остаешься свободным от материального осквернения. Пожалуйста, скажи, как преданным освободиться от такого сомнения?
В ответ на вопрос Шри Дживы, Нитьянанда Прабху открыл глубокую истину собравшимся преданным:
- Послушай, о Джива, Вриндавана и Навадвипа - прибежище бесконечно блаженных преданных. Чистые живые существа, которые пересекли океан материальной природы, живут здесь в общении с Кришной. Эта дхама - вечно чистая духовная обитель, где материальная природа и время бессильны. В этой обители земля и время вечно исполнены блаженства и полностью противоположны материальному миру. Знай, что дома, двери, реки, ручьи, леса и дворы здесь полностью духовны и бесконечно привлекательны.
Эта блаженная обитель, трансцендентная к материальной природе, покоится на непостижимой и исключительно великодушной энергии Кришны сандхини. Благодаря этой энергии дхама низошла здесь, в Надии, потому что истинное желание Кришны - освободить живые существа. Материалисты не могут войти в дхаму, здесь нет влияния материи. Майя вечно скрывает дхаму. Люди, лишенные отношений с Кришной Чайтаньей, просто живут над этой завесой, не ведая истины. Хоть они думают: «Я в Навадвипе», Праудха Майя счастливо держит их далеко от дхамы. Но стоит какой-то удачливой душе обрести милость общения с преданными, эти отношения, самбандха, со Шри Чайтаньей сразу устанавливаются.
Обсуждение самбандхи имеет глубокий смысл, о сын Валлабхи. Это сокровище, трудно постижимое для обусловленных душ. Даже если человек взывает к Шри Кришне Чайтанье с кажущейся любовью, но этих отношений нет в его сердце, он просто остается в материальной реальности. Такой человек остается на поверхности завесы иллюзии, которая покрывает дхаму, и никогда не обретает чистого бхакти. Таких людей называют дхармадхваджи, что значит «притворное благочестие». Они двуличны и лишены смирения, хотя исполненные гордыни, считают себя вполне достойными.
Милстью преданных даже такой челвек может оставить свою гордыню и заниматься преданным служением. Нужно считать себя ниже пучка соломы на дороге и быть терпеливее дерева. Не ождая почтения к себе, вайшнав готов оказать его другим. Кто развил эти четыре качества и поет славу Господу Кришне, почувствует, как проявятся в его сердце отношения со Шри Чайтаньей.
Есть пять форм отношений с Кришной - шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Поклоняясь Гауранге в шанта и дасья, преданный обретает служение Кришне в других расах. В процессе преданного служения вечно идеальное настроение преданного проявится само, согласно его отношениям с Господом.
Кто видит разницу между Гаурангой и Кришной, достоин презрения. Но в общении с преданными человек, обладающий смирением, начнет поклоняться Гауранге в дасье, или в настроении слуги. Дасья-раса - это врешина в поклонении Гауранге. В таком настроении преданные называют Шри Гаурангу - Махапрабху.
Находясь в матхурья-расе, человек поклоняется Гауранге в облике Радхи и Кришны. Радха и Кришны принимают единый облик Гауранги, и Их игры не проявлены в Нем. Когда поклонение Гауранге в дасья-расе становится зрелым, матхурья-раса естественно развивается в сердце живого сщуества. Поклонение Гауранге делает его достойным поклоняться Радхе и Кришне во Вриндаване. Гауранга затопит преданного нектаром вечных игр Радхи и Кришны. Преданный входит в них, достигнув Вриндаваны.
Материалисты, слепые в духовной жизни, не могут видеть глубоких связей между Навадвипой и Враджей, которые одновременно едины и различны. Знай, что такие же отношения существуют между Гаурой и Кришной, которые тоже одновременно едины и различны. Однако в матхурья-расе Гауранге поклоняются в облике Радхи и Кришны. О сын Валлабхи, скоро Рупа и Санатана обучат тебя этим истинам. Сейчас Господь Сам дал тебе право войти во Вриндаван. Джива, не медли ни мгновенья! Но ты должен идти во Вриндаван через Бенарес.
Сказав это, всемилостивый Господь Нитьянанда возложил Свои стопы Дживе на голову и наделил его духовной силой. В экстазе любви Джива Госвами на мгновенье потерял сознание у лотосных стоп Нитьянанды, а потом стал кататься в пыли дома Шриваса. Плача он сказал:
- Как я неудачлив, что не увидел своими глазами игры Господа в Навадвипе! Гаурахари совершал Свои игры во имя освобождения обусловленных душ, связанных материальным миром, но я не вижу этих игр, и потому жизнь моя бесполезна!
Услышав, что Джива отправляется во Вриндаван, многие преданные пришли в дом Шриваса. Старшие вайшнавы благословили Дживу, а молодые просили его милости. Сложив почтительно руки, Джива сказал всем:
- Пожалуйста, простите мне оскорбления. Вы слуги Шри Чайтаньи, Гуру мира. О древо желаний, яви милость этому незначительному живому существу! Даруй привязанность к Господу Гауранге! Пусть Нитьянанда Прабху станет моей целью из рождения в рождение! Ничего не понимая, я оставил дом, словно ребенок, но вы, друзья мои, позаботились обо мне. Без милости вайшнавов невозможно достичь Кришны. Поэтому, братья, дайте мне пыль с ваших лотосных стоп!
Джива прославлял и кланялся каждому из присутствующих вайшнавов, а потом с позволения Нитьянанды Прабху пошел в дом Джаганнатхи-Мишры. У лотосных стоп матери Шачи он почувствовал величайшее духовное волнение и получил повеление отправляться во Вриндаван. Одарив его пылью со своих лотосных стоп и всеми благословениями, мать Шачи простилась с Дживой.
Джива плакал, когда переходил Гангу. Он знал, что воля Господа выше всего на свете, и всю дорогу выкрикивал имя Гауранги. Скоро он пересек границу Навадвипы. Покинув дхаму, он предложил ей свои дандаваты и отправился во Вриндавану. В этот момент Враджа-дхама, Ямуна и его дядья - Рупа и Санатана - проявились у него в сердце. В одну ночь ему явился во сне Господь Гауранга и сказал:
- Иди в Матхуру. Ты и твои дядья, Рупа и Санатана, очень дороги Мне. Вместе проявите писания бхакти, преданного служения. Посвяти свою жизнь поклонению Мне в облике Радхи и Кришны и всегда будь свидетелем Их игр во Врадже.
Джива в величайшем блажестве проснулся и поспешил во Вриндаван, но прежде он должен был посетить Бенарес и разыскать там Мадхусудану Вачаспати, как это велел ему Господь Нитьянанда.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.