.RU

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ



Н.П. ПИСКУЛИН



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»



1 КУРС СОКРАЩЕННАЯ ПРОГРАММА, 1, 2 семестр

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 070600 – ДИЗАЙН

СТЕПЕНЬ –БАКАЛАВР ДИЗАЙНА

КОД ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.05.02

Всего по курсу: 140 часов

из них: 140 часов – аудиторные занятия

Тюмень, 2010



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

1 КУРС СОКРАЩЕННАЯ ПРОГРАММА, 1, 2 семестр

Программу составил Николай Павлович Пискулин

Рассмотрено и одобрено на заседании

КАФЕДРЫ СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Протокол № 1 от 30 августа 2010 г.

Зав. кафедрой: _____________________ Н.В. Крамская

© (Н.П. Пискулин), 2010

СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка

4

2. Распределение часов по темам и видам работ

7

3. Содержание курса

8

4. Список литературы

10

5. Методическое обеспечение курса

10


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа в систематизированной форме раскрывает содержание курса по дисциплине «Пластическое моделирование», в соответствии с требованиями, изложенными в государственном образовательном стандарте для направления 070600 – Дизайн, степень – бакалавр дизайна.
Курс «Пластическое моделирование» является важной составной частью в процессе подготовки специалистов широкого профиля в области дизайна и, в частности, дизайна среды. На протяжении всего курса обучения «Пластическое моделирование» непрерывно связано с дисциплиной «Дизайн-проектирование». Комплексный метод в учебном проектировании поможет решить проблему соединения обучения студентов проектированию методом графического изображения и объемно-пространственного моделирования проектируемого объекта. Приобретенные знания будут полезны студентам  в разнообразных творческих поисках, в том числе и в решении интерьеров различных  помещений, поиске дизайнерских форм в упаковке и мебели, оформлении витрин, организации выставочного пространства и т.д. Программой курса «Пластическое моделирование» предусмотрено изучение методических и практических основ макетных, конструкторских работ в процессе проектирования. Для решения вышеперечисленных задач студенту необходимо овладеть общими приемами макетирования, познакомиться с формообразованием простых геометрических тел, общими закономерностями композиционного построения объекта, что и предлагает данная программа.

Цели и задачи учебного курса



Целью настоящего курса является овладение техникой и навыками  объемного моделирования средовых объектов и их элементов. Основные задачи курса включают приобретение навыков работы с бумагой, картоном, фомиксом и другими макетными материалами; развитие пространственного мышления.

Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования формирует объемно-пространственные представления студента, так как макет – одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношение членений, их сомасштабность, помогает найти противоречия в объемно-пространственном решении композиции и определить пути их устранения.

На занятиях студенты получают наглядную информацию о создаваемых объектах, что позволяет делать заключения о соответствии процесса учебного проектирования, его промежуточных и конечных этапов -

1. Методике макетного проектирования, дать представление о структуре и различных стадиях макетного проектирования;

2. Умению на практике решать проектно-исследовательские задачи средствами макетирования;

3. Умению пользоваться в процессе макетирования разнообразными макетными материалами, применять различные способы и техники обработки таких материалов как бумага, картон, пластилин, фомикс, дерево, и др.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАКЕТИРОВАНИЕ.
В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к выпускнику специальности «Дизайн», объектами профессиональной деятельности его являются изделия, предметы, графические произведения  в области средового дизайна.

Квалификация дизайнера позволяет разрабатывать дизайн-проекты, обеспечивая им высокий уровень эстетических качеств, оригинальное композиционное и колористическое решение, соответствие технико-экономическим требованиям и прогрессивной технологии производства.

Самостоятельная работа предусматривает  доведение до завершения тех заданий, которые выдаются на каждом лабораторном занятии.

Техническое обеспечение дисциплины



Материально-техническое обеспечение дисциплины заключается в оснащении аудитории для практической работы, где можно выполнять макеты различной сложности.

Основными материалами для макетов служат простые в обращении однотонная бумага типа «Ватман» и тонкий картон, а также современные и более трудоемкие, такие как оракал и др.

Для работы с бумагой и картоном необходимы следующие инструменты:

1. Макетный нож или резак с лезвием из стали особой закалки, хорошо заточенный. Желательно пользоваться макетными ножами с лезвиями стандартной ширины в 9 или 18 мм.

2. Циркульный нож для вырезания окружностей и дуг. Если такого ножа нет, то можно использовать измеритель с сильно заточенной иглой, чтобы он прорезал бумагу или циркуль с рейсфедером. Для этого в рейсфедер вставляется обломанная по диагонали бритва и крепко зажимается.

3. Ножницы с прямыми концами.

4. Клей. Наиболее удобен для склеивания бумаги и картона клей ПВА, так как он белого цвета и не оставляет следов на листе.

5. Чертежная доска или подрамник для вычерчивания разверток, деталей макета.

6. Специальная основа для резки деталей макета (можно использовать небольшой кусок фанеры, пластика, оргалита или линолеума).

7. Чертежные принадлежности.

8. Металлическая линейка.

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ





п\п


Наименование разделов и тем

Аудиторные занятия (час.)

I СЕМЕСТР 17 НЕДЕЛЬ

Раздел 1. Графическое моделирование



1

Выдача и пояснение задания.

Формирование технического задания



4

2

Графические работы

8

3

Разработка концептуальных зскизных предложений формы объекта проектирования.

16

4

Композиционное (художественно-образное) моделирование формы объекта проектирования

16

5

Выбор удовлетворяющего эскизного решения

4

6

Исполнение в материале объекта проектирования.

20

Итого



68



II СЕМЕСТР 18 НЕДЕЛЬ

Раздел 3. Объемно-пространственное моделирование



7

Объемное (макетное) моделирование объектов проектирования.

16

8

Подготовительная работа. Конструктивная часть макета.

8

9

Изготовление развёрток элементов и деталей макета.

20

10

Сборка и крепление макета.

20

11

Завершение работы.

8

Итого



72



Всего за год



140




ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ



1. Текущий контроль осуществляется в форме поурочных просмотров.

3. Итоговый контроль на основании оценки за курсовую работу.

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



«ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»



I СЕМЕСТР, 17 НЕДЕЛЬ



Раздел 1. Графическое моделирование



Серия упражнений по пластическому моделированию графики в области дизайна, направленная на изучение основных средств изобразительного языка (точка, линия, штрих, пятно, тон, пространство) и особенности их использования при изображении пространственных проектных решений.

Способ изображения, в выполняемых упражнениях – графика. В предлагаемых образцах рассматриваются примеры выявления средствами линейной графики отношений между частями и элементами объёмно-пространственной композиции. Введение штриховки, использование пятна и тональной заливки, использования ПК.

Материалы: тушь, акварель, акварельная и чертёжная бумага, калька, резиновый клей.

Инструменты: рейсфедер, рапидограф, гелевая ручка, кисти беличьи.

Тема 1. Введение. Графика



Вводное занятие: Графика и его  роль в проектной деятельности дизайнера.

Осмысление творчества А, Станковского, Й, Иттена, П, Клее, Тео Ван Дусбурга, О. Ахера и др.

Тема 2. Высота, ширина, глубина



1. Перспектива.

2. Формирование пространственной сетки.

Тема 3. Структура. Трехмерный эффект



1. Разработка проектируемого объекта в структуре.

2. Линия, поверхность, точка.

Тема 4. Мотив прогрессии



1. Динамизация зрения.

2. Разделение поверхности и распределение цвета.

II СЕМЕСТР, 18 НЕДЕЛЬ



Раздел 2. Объемно-пространственное моделирование



Объемное (макетное) моделирование объекта проектирования является логическим продолжением работы предыдущего раздела, но с использованием иных средств проектирования.

Тема 5. Введение. Соединения



Вводное занятие: Макет и его  роль в проектной деятельности дизайнера. Элементы жесткости. Способы соединения (склеивания): встык (на ребро), приклеивание одной формы к другой при  помощи отворотов краев бумаги.

Тема 6. Платоновы тела.



1. Изготовление разверток.

2. Склеивание из них многогранников - тетраэдр, кексаэдр (куб), октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.

Тема 7. Обратная складка.



1.    Вычерчивание по разметке.

2.    Надрезы.

3.    Прогибы

Тема 8. Выход  из плоскости.



1.    Разметка посредством симметрии. Кратность 3, 4, 5, 6.

2.    Надрезы по разметке.

3.    Формирование объемов.

Тема 9. Трансформации



1.    Разметка.

2.    Надрезы по разметке.

3.    Склеивание.

4.    Формирование объемов путем сгибов.

Тема 10. Оболочки.



1.    Разметка.

2.    Раскрой.

3.    Сборка.

Тема 11. Тела вращения.



1.    Разметка по образующей.

2.    Сборка из повторяющихся элементов.

Макет решается, как композиционная целостность, все элементы которой выполнены с соблюдением равной меры условности, по принципу геометрического подобия формам реального объекта. Структура макета учитывает также требования зрительного восприятия работы.

Композиционные задачи, связанные с определением объёмно-пространственной структуры макета решаются на предварительном этапе, заключающемся в многовариантном графическом и макетном эскизном поиске.

IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:



1. Свиридов В.А., Стасюк Н, Г. Макетирование как метод развития объемно-пространственного мышления у абитуриентов. Архитектурная наука в МАРХИ. – М., Ладья, 2006.

2. Калмыкова Н.В. Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. - Москва, Книжный дом «Университет», 2000.

3. Стасюк Н.Г., Киселёва Т.Ю., Орлова И.Г. Основы архитектурной

композиции / Учебное пособие.- М.: Дограф. 2001.

4.Черчение. Макетирование. Рисунок: Методическое пособие для подготовки к обучению в архитектурном институте. – М.: МАРХИ, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:



1. Грубе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. – М.: Стройиздат, 1990.

2. Веннинджер М. Модели многогранников. – М.: Мир, 1974.

3. Кудряшев К.В., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектора. – М.: Стройиздат, 1985.

4. Мардасов Н.Д., Архитектурные макеты. – М., 1965.

5. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. – М.: Галарт , 1995.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА






Наименование, вид пособия,



Форма



Количество



1.

Работы из методического фонда

Бумага, граф. материалы ф. А4-А2

70 листов

2.

Цифровые фотоматериалы

CD

2 диска, 1674 файла, 1,3 ГБ

3

Фотоиллюстрации

Слайды

50 шт

Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.