.RU

Учебно-методические рекомендации

ГОУ ВПО Читинская государственная медицинская академия

Кафедра дерматовенерологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям по дерматовенерологии

для студентов лечебного, педиатрического и

стоматологического факультетов

Чита - 2004

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по дерматовенерологии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов /Под редакцией заведующего кафедрой дерматовенерологии ЧГМА, доцента В.Н.Терещенко.-Чита. – 2009. - с.

Данные учебно-методические рекомендации составлены с учетом Государственного образовательного стандарта по соответствующим специальностям высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования, утвержденного от 2000 г. ВУНМЦ по медицинскому и фармакологическому образованию ВУЗов России, утвержденного министерством образования РФ и министерством здравоохранения России; Приказа № 579 МЗ СССР от 21 июля 1988 г. “Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов”; Программы по кожным и венерическим болезням для студентов высших медицинских учебных заведений. МЗ РФ, Москва, ВУНМЦ, 1999 г.; Рабочих программ по кожным и венерическим болезням для специальностей 040100 “лечебное дело”, 040200 “педиатрия” и 040400 “стоматология”.

В предлагаемом пособии представлены методические разработки практических занятий для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, включающие в себя теоретические вопросы для подготовки, примеры контрольных тестов и ситуационных задач. Для успешного освоения материала практического занятия необходимо ответить на все вопросы и контрольные тесты, решить ситуационные задачи, использовав рекомендованную литературу.

Составители: ассистент кафедры дерматовенерологии, к.м.н. Терещенко В.Н. к.м.н. Н.М.Цыбикова, доцент кафедры дерматовенерологии, к.м.н. Е.В.Фалько , к.м.н. Шабельская В.В., к.м.н. Исаева М.П.
Утверждены: ЦМК (председатель проф. Пархоменко Ю.В.) ГОУ ВПО Читинской государственной медицинской академии (протокол № 5 от 18.03.2009 г.)

О Г Л А В Л Е Н И Е

1. Методика проведения практического занятия ………………… 4 стр.

2. Анатомия, гистология, физиология кожи. Патогистологические изменения в эпидермисе и дерме. Морфологические элементы сыпи. Методика обследования кожного больного …………………… стр.

3. Дерматиты. Токсикодермии. Экземы. Профдерматозы. Этиология, патогенез, клинические формы, диагностика, профилактика…… стр.

4. Псориаз. Красный плоский лишай. Этиология, патогенез, клинические формы, лечение, профилактика………………………… стр.

5. Классификация микозов. Микроспория. Трихофития. Этиология, патогенез, клинические формы. Лечение и профилактика……………. стр.

6. Микозы стоп. Этиология, патогенез, клинические формы, диагностика, лечение, профилактика ……………………… стр.

7. Чесотка. Педикулез. Этиология, патогенез, клинические формы, диагностика, лечение, профилактика. Курация больных для написания учебной истории болезни ……………………………………… стр.

8. Красная волчанка. Склеродермия. Этиология, патогенез, клинические формы, диагностика, лечение, профилактика………… стр.

9. Пиодермии. Этиология, патогенез, клинические формы, диагностика, лечение, профилактика………………………… стр.

10. Сифилис. Возбудитель сифилиса. Классификация. Общее течение сифилиса. Первичный и вторичный периоды сифилиса…… стр.

11. Третичный период сифилиса. Врожденный сифилис………. стр.

12. Лабораторная диагностика. Лечение и профилактика сифилиса. Группы риска. Решение ситуационных задач…………………… стр.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Продолжительность практического занятия для студентов лечебного и педиатрического факультетов - 5 учебных часов.

План практического занятия

:

1. Введение (учет посещаемости, замечания) – 2 мин.

2. Проверка исходного уровня знаний – 23 мин.

3. Самостоятельная работа студентов с больными или их эквивалентами (при отсутствии больных) - 65 мин.

4. Разбор больных с преподавателем – 65 мин.

5. Решение ситуационных клинических задач (индивидуально каждым студентом) или разбор реферата, подготовленного 1-2 студентами – 35 мин.

6. Контроль конечного уровня знаний - 25 мин.

7. Подведение итогов занятия – 5 мин.

8. Инструкция о содержании и методике подготовки и проведения следующего занятия – 5 мин.

После проверки присутствующих преподаватель сообщает студентам план проведения занятия, подчеркивая особую значимость темы для врача любой специальности.

Проверка исходного уровня знаний проводится путем устного собеседования, письменного опроса или при помощи набора контрольных тестов соответствующего уровня. Результаты обсуждаются коллегиально, неправильные ответы коррегируются другими студентами. Выставляется оценка в журнале.

Основное время самостоятельной работы студентов посвящено курации больных. Больные распределяются между студентами (по 2-3 студента на 1 больного). Каждое звено должно самостоятельно провести клиническое обследование больного: собрать анамнез, обследовать пациента, установить диагноз, назначить лечение и выписать рецепты. В зависимости от темы занятия во время курации больного студенты должны освоить умения, предусмотренные программой.

По каждой теме студенты, работая самостоятельно, должны уметь:

1. Провести клиническое обследование больного, отработать практические навыки.

2. Наметить план дальнейшего рационального обследования больного.

3. Поставить диагноз (или предположительный диагноз).

4. Выявить причинные, провоцирующие и способствующие факторы, а при необходимости оценить эпидемиологическую обстановку.

5. В необходимых случаях оказать неотложную помощь.

6. Составить план лечения больного (режим, диета, медикаменты, физиотерапия и др.) с учетом индивидуального диагноза, показаний и противопоказаний для каждого метода лечения.

7. Оценить эффективность лечения, установить возможные проявления нежелательного побочного действия лекарств.

8. Сформулировать ближайший и отдаленный прогноз. Дать рекомендации для дальнейшего, в том числе и амбулаторного лечения.

9. Рекомендовать меры вторичной профилактики (коррекция факторов риска, провоцирующих и способствующих факторов).

Во время самостоятельной работы студентов с больными преподаватель должен следить за правильностью выполнения студентами методов обследования больного, принятых в дерматологии и венерологии. В случае возникновения затруднений в обследовании больного преподаватель дает студентам методические указания, обращая внимание на допущенные ошибки, намечает пути рационального решения поставленной задачи. После окончания обследования больного студенты каждого звена докладывают на группе результаты своей работы. Преподаватель вносит коррективы, дополнения, проверяет рецепты. В обсуждении принимает участие вся группа.

При отсутствии по конкретной теме больных следует использовать муляжи или цветные слайды, которым придается легенда в виде соответствующей истории болезни. Часть времени поликлинического приема должна быть использована для самостоятельного ведения студентами поликлинических больных (под контролем преподавателя), что следует делать во второй половине цикла.

Решение ситуационных задач дополняет работу с больными путем моделирования различных ситуаций. Ситуационная задача может выступать в роли учебной задачи и в качестве контрольного задания, так как решение включает обоснование диагноза, план лечения, решение деонтологических вопросов, построение плана профилактики заболевания и является единоличным решением студента. Под успешностью решения задачи понимается правильность решения, затраченное время на решение, количество и характер допущенных ошибок, т.е. учитывается как успех, так и неудача в решении ситуационных задач.

Контроль конечного уровня знаний проводится в форме устного собеседования или при помощи контрольных тестов соответствующего уровня.

Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку степени подготовленности студентов по изученному разделу (поощряются лучшие студенты), указывает, на что нужно обратить дополнительное внимание.

В конце занятия преподаватель называет тему следующего практического занятия, разделы, которые студенты должны изучить, перечень практических навыков, список литературы по теме.

При составлении тестов для контроля исходного и итогового уровней знания использовано учебно-методическое пособие “Основные принципы составления тестовых программ для контроля знаний в высшей школе”. Севостьянов Д.А. Новосибирск, 2003. – 47 стр.

Количество правильных ответов на ситуационные задачи может быть различно: от одного до “все ответы правильные”.

Оценка качества ответов на комплект контрольных тестов: 90% и более правильных ответов – “отлично”; 80% - 90% - “хорошо”; 70% - 80% - “удовлетворительно” и менее 70% - “неудовлетворительно”. Если студент затрудняется в выборе правильного ответа, рекомендуется выбрать любой ответ наугад.

Перечень умений и манипуляций, которыми должен владеть студент после прохождения курса кожных и венерических болезней.



Студент должен уметь:

1. Собрать анамнез у больного кожным и венерическим заболеванием.

2. Осмотреть кожу, волосы, ногти, слизистые оболочки, красную кайму губ у взрослых и детей.

3. Клинически определять первичные и вторичные морфологические элементы на коже, губах, красной кайме губ, слизистой оболочке полости рта.

4. Определять по вторичным морфологическим элементам предшествовавшие им первичные морфологические элементы.

5. Описывать клиническую картину поражения кожи и слизистой оболочки полости рта у взрослых и детей.

6. Составить амбулаторную историю болезни взрослого больного и ребенка, в том числе и с высыпаниями на слизистой оболочке полости рта и губах.

7. Диагностировать заболевания, составлять план лечения и вторичной профилактики больных с дерматозами, при которых врач-лечебник, педиатр, стоматолог должен восстановить здоровье пациента или оказать ему первую помощь

8. Предположить у больного заболевание, о клинике которого студенты разных факультетов должны иметь представление.

9. Выписывать рецепты препаратов на основные лекарственные формы для общего и наружного применения.

10. Применять различные лекарственные формы при различных дерматозах, работать в перевязочной.

11. Определять дермографизм.

12. Ставить и оценивать кожные пробы.

13. Вызывать псориатические феномены.

14. Оценивать изоморфную реакцию Кёбнера.

15. Пользоваться лампой Вуда для диагностики микроспории и дифференциальной диагностики красной волчанки и красного плоского лишая на красной кайме губ.

16. Брать мазки отпечатки и распознавать акантолитические клетки.

17. Вызывать симптом Никольского.

18. Взять патологический материал для выявления чесоточного клеща, патогенных грибов и гонококков.

19. Удалять элементы заразительного (контагиозного) моллюска и проводить профилактику гонорейных заболеваний глаз у новорожденных.

20. Заполнять экстренное извещение на больных с заразными кожными и венерическими заболеваниями.

21. Проводить дезинфекцию рук и инструментов при работе с больными заразными кожными и венерическими заболеваниями.

Требования к уровню подготовки студентов, прошедших курс



дерматовенерологии.



По направлению “Врачебное дело” - лечебный факультет.

1. Заболевания, которые студент должен уметь диагностировать, осуществлять лечение, в необходимых случаях оказывать экстренную помощь, проводить вторичную профилактику:

- Дерматиты

- Токсикодермии

- Пиодермии

- Крапивница и отёк Квинке

- Кожный зуд

- Чесотка, вшивость.

- Кандидоз

- Экссудативная эритема

- Опоясывающий лишай

- Ангииты (васкулиты) кожи

- Простой пузырьковый лишай

2. Заболевания, реже встречаемые в деятельности врача, при которых студент должен поставить предварительный диагноз, оказать первую помощь и направить к специалисту на лечение:

- Атопический дерматит

- Псориаз

- Экзема

- Красная волчанка

- Склеродермия

- Дерматофитии

- Сифилис

- Гонорея и НГУ у мужчин

- Опухоли кожи

- Профдерматозы

- Красный плоский лишай

- Розовый лишай

- Пузырные дерматозы

- Лепра

- Туберкулез кожи

- Бородавки

- Вульгарные угри

- Розовые угри

- Алопеция

- Витилиго

- Лимфомы кожи

- ВИЧ-инфекция

2. По направлению “Врачебное дело” - педиатрический факультет.

1. Заболевания, которые педиатр должен уметь диагностировать, провести необходимое лечение, проводить вторичную профилактику, в необходимых случаях оказывать экстренную помощь:


2. Заболевания, при которых студент должен поставить предварительный диагноз, оказать первую помощи и направить к специалисту на лечение:


3. По направлению “Стоматология”

1. Заболевания, которые студент должен уметь диагностировать, провести необходимое лечение, оказать экстренную помощь, проводить вторичную профилактику:
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.