.RU

Контрольная работа №5 по современному русскому языку (синтаксис и пунктуация) для студентов II курса заочного отделения



Контрольная работа №5



по современному русскому языку (синтаксис и пунктуация)



для студентов II курса заочного отделения



I. Задание по синтаксису и пунктуации



1. Спишите текст, расставляя знаки препинания; дайте общую характеристику каждого предложения (простое, сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, многочленное сложное предложение смешанного типа); найдите главную часть (подчеркните ее) и придаточную, определите значение придаточной части и ее связь с главной (присловная, неприсловная; в другой терминологии – расчлененная и нерасчлененная).

2. Установите вид подчинения нескольких придаточных (соподчинение – однородное, неоднородное, последовательное подчинение).

3. Определите, какими синтаксическими средствами (союзы, союзные слова, порядок следования частей предложения, интонация и др.) выражается связь отдельных предикативных частей, входящих в сложное предложение.

4. Вычертите схему предложения. Образцы составления различных схем смотрите (изучайте) в учебнике: Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/ Н.С.Валгина. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. С. 342-365. (В учебниках Валгиной Н.С. другого года издания смотрите раздел «Сложные предложения, состоящие более чем из двух предикативных единиц»).

По «Ледовой книге» Юхана Смуула



Море чудесное. Самый приятный попутный ветер. Уже не помню сколько раз по пути из Мирного в Красное море меняли наш маршрут. Сначала говорили что поплывем в Европу через Кейптаун потом что прямо на север и что первый порт следования неизвестен. Затем называлась Новая Зеландия где надо забрать морскую экспедицию и откуда возможно придется возвращаться на родину. Однако я думаю что это не последний вариант.

Возвращение под звезды Большой Медведицы такой далекой и безмерно близкой волнующее событие. Ночное небо с каждым вечером становится более знакомым и порождает у меня чувство близости к дому. Однако когда восходит дневное светило обжигая и слепя то мне кажется что я никогда не доплыву до прохладной воды родных эстонских проливов.

Сегодня очень тихо и очень жарко. Поверхность океана словно отполированная сталь. На ней как в зеркале отражаются редкие облака и растопыренные плавники летающих рыб и тень большого скоростного электрохода. Все в нем и стройное вытянутое тело и какая-то устремленность каждой линии вперед и венок белой пены на голубой груди заставило нас залюбоваться этим кораблем словно красивым человеком.

Нам верно не раз придется с завистью глядеть на быстроходные суда. Как только дизель нашей «Кооперации» прекращает работу (а случается это часто) скорость корабля падает и раздаются яростные возгласы.

Всматриваемся в даль океана. Летающие рыбы парят над водой долго совсем как птицы чешуя их красиво переливается на солнце а когда солнце заходит они кажутся ярко-огненными. Изредка появляются на поверхности океана диковинные водоросли очевидно оторвавшиеся ото дна во время бури.

До этого была наиболее безжизненная часть Индийского океана ни одной птицы ни одного судна ни одного дымка на горизонте. Водяная пустыня синяя и жаркая казалась без конца и без края. Не только людям было плохо. Цветы в горшках подаренные нам в Австралии вяли на глазах и мы не знали как их спасти. Но когда я был в состоянии думать мне становилось ясно что увидеть и этот лик океана большой подарок.

II. Спишите текст, расставьте знаки препинания



В марте в глухом лесу Прибайкалья снег покрывается ломким сверкающим настом и весь в кристаллах становится как хрустящая парча. Уходит и зимний покой из тайги звучит подо льдом таежная речка тяжелая капель оборвалась с ветки о чем-то важном совещаются два снегиря а солнце просто ошалело от избытка сил и не знает ни как растратить их ни какими красками одарить небо тайгу снега. С первого взгляда может показаться будто вешнее солнце еще не затро­нуло деревьев но если приглядеться то заметишь как на ольхе топор­щатся пружинистые рожки почек и ветки берез покрылись густым бордовым налетом и пушистая раскидистая сосна стала еще золотистее.

В конце апреля начинается движение льда на реках. Разбуженные от зимней спячки ледяные глыбы подступают к берегу весело и дружно напирают друг на друга и мчатся дальше точно табун необъ­езженных коней. А ветер и солнце налюбовавшись вдоволь голубыми разливами помчались к своим заброшенным за зиму владениям леси­стым горам лугам и увалам тенистым падям и распадкам и все неуз­наваемо преобразили.

Тот кто думает что Сибирь сурова а сосновый лес однообразен и хмур пусть приезжает сюда в пору цветения багульника даурского рододендрона. Но ба­гульник удивителен не только тем что украшает сосновые леса весной ведь тогда все хорошеет по-своему но и тем что он единственное растение которое цветет зимой. Сломайте ветку багульника на морозе­ и вы почувствуете запах свежих антоновских яблок поставьте ее в во­ду через десять-пятнадцать дней раскроются малиновые лепестки.

Много чудес можно увидеть в таежном лесу. Освещенные солн­цем гордо возвышаются владыки сибирских лесов кедры богатыри сре­ди россыпей камней вспыхивают словно лиловые светильники колоколь­чики бадана а еще вы увидите сестер близнецов две совершенно оди­наковые пихты и видно что им очень хорошо вдвоем и все-то у них пополам и радости и печали. А вот на вершине гранитной скалы почти горизонтально с нависшими над обрывом ветвями растет одино­кая сосна надломленная может быть бурей а может животным любив­шим полакомиться корой.

Вопросы по теории Синтаксиса



Сложное предложение




  1. Понятие о сложном предложении. Принципы классификации. Отличие

сложного предложения от простого.

Структурная схема сложного предложения и ее компоненты.

  1. Синтаксические средства связи частей в сложном предложении: сочинение

и подчинение.

  1. Общая классификация сложных предложений.

  2. Общая классификация сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры.

  3. Сложносочиненные предложения соединительно-перечислительные, следствия-вывода. Значение и употребление союзов.

  4. Сложносочиненные предложения разделительные и присоединительные. Значение и употребление союзов.

  5. Сложносочиненные предложения сопоставительные, противительные и пояснительные. Значение и употребление союзов.

  6. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью. Значение и употребление союзов и союзных слов.

  7. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью. Значение и употребление союзов и союзных слов.

  8. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места и цели. Значение и употребление соотносительных слов и союзов (союзных слов).

  9. Сложноподчиненные предложения с временной придаточной частью. Значение и употребление союзов.

  10. Сложноподчиненные предложения с причинной придаточной частью. Значение и употребление союзов.

  11. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени. Значение и употребление соотносительных слов и союзов.

  12. Сложноподчиненные предложения со сравнительной и условной придаточной частью. Значение и употребление союзов.

  13. Сложноподчиненные предложения с уступительной придаточной частью. Значение и употребление союзов и союзных слов.

  14. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия и присоединительной. Значение и употребление союзов (союзных слов). Синонимичные сложносочиненные предложения.

  15. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Параллельное и последовательное подчинение частей. Однородное соподчинение. Стечение союзов.

  16. Сложные предложения с подчинительными союзами, передающими сочинительные отношения. Синонимия и условия использования сопоставительных союзов.

  17. Общая характеристика бессоюзных предложений. Средства связи между частями сложного бессоюзного предложения. Бессоюзные предложения с перечислительными отношениями.

  18. Бессоюзные предложения с отношениями объяснительными и сопоставительными.

  19. Бессоюзные сложные предложения с отношениями обусловленности. Синонимия бессоюзных и союзных предложений.

  20. Сложное синтаксическое целое. Средства и виды связи отдельных предложений в тексте.

  21. Период. Интонационные, структурные и изобразительно-выразительные свойства периода.

  22. Прямая речь. Ее грамматические признаки, сфера использования. Условия замены прямой речи косвенной.

  23. Несобственно-прямая речь. Грамматические и стилистические признаки в отличие от прямой и косвенной речи.

Вопросы по пунктуации



Сложное предложение



  1. Знаки препинания в сложном предложении.

2. Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными.

3. Знаки препинания при сочетании союзов.

4. Двоеточие и тире в сложноподчиненном предложении. Пунктуация в периоде.

5. Знаки препинания в бессоюзном предложении.

6. Тире в бессоюзном предложении.

7. Двоеточие в бессоюзном предложении.

8. Знаки препинания при диалоге.

9. Знаки препинания при обращении, междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. Употребление кавычек.

10. Знаки препинания в прямой, косвенной и чужой речи.

Программа летней экзаменационной



сессии 2011 г.



Современный русский язык. Синтаксис и пунктуация



Обзорная лекция по Синтаксису современного русского языка

Сложное предложение

Практическое занятие (подготовка к зачетному диктанту)

Зачетный диктант

Экзамен

Пересдача экзамена, прием задолженностей

Примечание:



Контрольную работу №5 следует сдать на кафедру Стилистики русского языка до 3 июня 2011 г. (для Шестовой В.М.).



Студенты, не сдавшие вовремя контрольную работу, не будут допущены к зачетному диктанту, а следовательно, и к летней сессии.



Доцент кафедры стилистики русского языка



Шестова В.М.


Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.