.RU

Проблемы экономического развития регионов Крайнего севера обусловлены двумя основными причинами: во-первых, это факторы объективного характера суровые

Проблемы экономического развития регионов Крайнего севера обусловлены двумя основными причинами: во-первых, это факторы объективного характера (суровые климатические условия, малая численность населения, неразвитость инфраструктуры и т.д.); во-вторых, это отсутствие единой политики федерального государства в отношении Крайнего Севера. Последнее значительно усугубляет повсеместное нарастание кризисных явлений в северных регионах в резко изменившихся институциональных условиях.



Устойчивое функционирование и, тем более, развитие экономики и социальной сферы Севера в рыночных институтах невозможно без активной регулирующей роли государства, без государственной поддержки.

В последние годы происходило фактическое самоустранение федерального государства от роли главного субъекта регулирования экономического и социального развития Севера.

Вопросы макроэкономической стратегии, прежде всего функционирования сырьевых отраслей, были передоверены вертикально-интегрированным компаниям. Одновременно федеральное государство не сформировало институтов, обеспечивающих достаточный баланс интересов между северными регионами и хозяйствующими на их территориях вертикально-интегрированными холдингами, между самими северными территориями, а также между ними и другими регионами России.

Поэтому для всех без исключения северных регионов, в той или иной степени остроты, из года в год характерен одинаковый набор признаков системного кризиса - технологическая деградация базовых отраслей, сокращение доходной части местных бюджетов при возрастании нагрузки на расходную часть, сокращение инвестиций, необратимое обострение проблем в социальной сфере, присутствие элементов распада системы досрочного завоза. Федеральные целевые программы, за редким исключением, либо не финансируются вообще, либо финансируются на 5-8%. Поскольку федеральные программы затрагивают жизненно важные интересы различных категорий населения, то во избежание социально негативных последствий, администрация субъектов федерации вынуждена изыскивать дополнительные резервы из местных бюджетов для их финансирования, по сути безвозмездно кредитуя федерацию за счет наращивания собственного бюджетного дефицита.

Значительные средства из региональных бюджетов отвлекаются также и на покрытие расходов, связанных с бесперебойным функционированием исправительных учреждений федерального значения, погранзастав, военно-космической связи, метеорологической службы, правоохранительных органов и территориальных органов федеральных органов государственной власти, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации.

Можно отметить тенденцию к возврату уровня оснащенности инфраструктуры арктического побережья состояния конца 20-х годов. Этот вакуум государственного присутствия быстро заполняется странами ЕС, США и Канадой.

Все перечисленные признаки системного кризиса, список которых можно продолжить, на самом деле - проявление кризиса федеральной политики в отношении Севера.

Существует два противоположных мнения по поводу целесообразности развития экономики северных районов.

Приверженцы первого из них считают Крайний Север дотационным регионом, «черной дырой», в которой исчезают бюджетные средства. Сторонники второго мнения считают это грубым искажением фактов и приводят в доказательства этому расчеты ученых, по которым баланс основных финансовых потоков между федерацией и северными регионами складывается в соотношении один к четырем. То есть в среднем только один из четырех рублей, поступающих от северных регионов в федеральный бюджет, вновь направляется на нужды этих территорий. А если к этим показателям добавить движение финансовых потоков по линии внебюджетных фондов, то вопрос об отсутствии эквивалентной основы экономических отношений "Центр-Север" можно поставить в еще более отчетливой форме. К примеру, свыше 80% средств, собираемых отделением Пенсионного фонда по Ямало-Ненецкому автономному округу направляются на федеральные нужды. Специалисты, придерживающиеся такого мнения, утверждают также, что для того, чтобы Север "работал" на Россию, его базовые отрасли должны быть рентабельными по определению, а бюджеты соответствующих территорий - недотационными и бездефицитными.

Эта задача - не столько в решении вопроса улучшения мировой конъюнктуры на энергоносители и минеральное сырье. Это проблема институциональных улучшений, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти.

Под институциональными улучшениями понимается отказ от практики "либерализации" экономики Севере, которой придерживались федеральные органы в последние годы.

Искусственно поддерживаемая на уровне федерального законодательства правовая неурегулированность отношений оформившихся в базовых отраслях холдингов с северными регионами, а также ненормально высокое налогообложение и акцизная политика в недропользовании, введенные федерацией, привели к ситуации, когда вертикально-интегрированные компании превратились в инструмент вывоза капитала в ущерб инвестиционной составляющей.

Отсюда постоянное сокращение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рост фонда простаивающих скважин, технологическая отсталость, которые ведут к росту себестоимости единицы добываемого углеводородного сырья и утрате конкурентоспособности на мировом рынке. Это, наконец, неоправданно стремительное падение объемов добычи.

К примеру, "Ноябрьскнефтегаз" сократил объем нефтедобычи в Ямало-Ненецком автономном округе за последние 5 лет с 48 до 12 млн.тонн.

Как правило, крупные добывающие предприятия, входящие в холдинги, являются градообразующими.

Однако федеральный законодатель до настоящего времени не сформировал правовых условий, обеспечивающих защиту интересов территорий при принятии вертикально-интегрированными компаниями стратегических решений, которые могут повлечь массовую безработицу и резкое сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов.

Более того, наблюдаются прецеденты, когда федеральные органы власти обнаруживают стремление еще более ослабить, и без того недостаточный контроль со стороны органов власти северных регионов за экономическим поведением холдингов.

Для снижения зависимости местных бюджетов от крупного бизнеса необходимо активнее развивать малое предпринимательство и доводить его до 20-25% в доли реальной экономики. Сейчас малый бизнес в регионе составляет около 8%".

Вследствие пассивной роли государства происходило регулярное удорожание транспортных тарифов, в том числе и за счет перевозок по государственной железной дороге. Сейчас доля транспортных расходов иногда достигает до 50% стоимости поступающих на Север грузов. В свою очередь, это влечет неоправданное удорожание стоимости жизни в северных регионах, компенсируемое за счет средств бюджетов субъектов РФ, направляемых на текущие расходы.

Помимо этого, в ситуации обострения кризиса обнаружилось, что дополнительным осложняющим фактором стало ухудшение географии северного завоза, когда регионы - производители продовольствия и товаров народного потребления, пользуясь отсутствием должного федерального контроля, стали искусственно завышать стоимость отпускаемых под северный завоз ресурсов, либо, исходя из конъюнктурных соображений, вообще отказывать в поставках.

К примеру, руководствуясь выгодной курсовой разницей, возникшей из-за роста стоимости доллара, АО "Коми-ТЭК" - традиционный поставщик нефтепродуктов в западную часть Ямало-Ненецкого автономного округа, из-за погони за экспортными выгодами не исполнил своих обязательств, создав угрозу разрушения системы теплоснабжения населенных пунктов автономного округа, в которых проживает свыше 40 тысяч человек.

Сторонники прекращения дальнейшего развития северных регионов вносят предложения о закрытии нерентабельных и малорентабельных предприятий на Севере, а также сокращении числа районов, относящихся к Крайнему Северу. По их мнению, это приведет к значительной экономии федерального бюджета. Их оппоненты выступают категорически против этих нововведений, которые могут привести к значительному ухудшению уровня жизни в северных регионах, разрушению их экономики и социальной инфраструктуры. Они также убеждены в том, что при проведении реформ ЖКХ и энергетики необходимо учитывать специфику регионов за полярным кругом. Ведь в условиях Крайнего Севера ни жители Заполярья, ни предприятия и организации региона не смогут оплачивать их в полном объеме, а для них вопрос тепла - вопрос жизни и смерти.

В последние годы проблемы Севера начали решаться, и сейчас сделано уже немало. В полтора раза вырос государственный заказ оборонным предприятиям, налажена система доставки топлива в отдаленные регионы. Однако для того, чтобы сделать Крайний Север экономически развитым регионом, предстоит сделать еще очень многое. Освоенные северные территории - достояние всей России, оставленное нам предками, и его необходимо не только сохранить, но и преумножить. Ведь при правильном подходе затраты на развитие региона вполне окупаемы, а в будущем это может принести России большие дивиденды. Если вспомнить, то освоение Сибири тоже длилось не одно столетие и полностью оправдало затраченные усилия.

3. Социально-демографические проблемы Крайнего Севера

Социально-демографические проблемы северных регионов тесно связаны с экономическими трудностями. После распада Советского Союза резко сократилась роль государственного регулирования экономики Севера. Это привело к закрытию многих градообразующих предприятий, сокращению численности воинских частей, что в свою очередь, спровоцировало массовый отток населения из северных регионов. Население Магаданской области и Чукотки за последние 15 лет сократилось вдвое; из северных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока с 1991 года выехало примерно 750 тыс. жителей. В общей сложности население северных территорий сократилось на 20%, "на материк" уехало два миллиона человек.

Год за годом жизненно важный для многих регионов северный завоз был под угрозой срыва, осуществлялся в авральном порядке и не в полном объеме. Пришли в упадок золотодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли. Специфика региона тяжело отразилась на общих для всей России проблемах работников бюджетной сферы, оборонных предприятий, военнослужащих.

Необходимо отметить проблемы в сфере народного образования в регионах Крайнего Севера. Одной из главных причин падения качества образования продолжает оставаться так называемый “остаточный принцип” финансирования. Основные средства на Севере России различными путями традиционно направлялись на открытие новых месторождений нефти и газа, строительство трубопроводов и т.п. Мизерная доля материальных средств, выделяемая из государственного бюджета страны на социальную сферу, привела к бедственному состоянию материальной базы ряда школ, их перегруженности, к низкому уровню заработной платы педагогических кадров и к снижению их качества. Учитывая то, что на Севере распространены школы-интернаты, вопрос финансирования образовательных учреждений стоит в настоящее время очень остро.

На Крайнем Севере значительно быстрее, чем в среднем по России, идет процесс старения населения: уезжают трудоспособные молодые люди 25-30 лет, уезжают и не возвращаются многие абитуриенты, поступающие в вузы. Ведущие предприятия области уже столкнулись с нехваткой кадров в сфере судоремонта, ЖКХ, на горнорудном секторе, в геологии. Быстро идет старение кадров. Вузы, филиалы столичных институтов, университетов, средние специальные учебные заведения готовят в большинстве юристов, психологов, социологов, экономистов. Закрываются целые поселки и даже города, особенно те, в которых были расквартированы воинские части, авиационные подразделения. Например, Африканда, откуда ушли военные и где царит безработица.

В свое время, чтобы привлечь трудовые ресурсы на Север, был принят закон "О государственных гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Он определял перечень льгот и надбавок к заработной плате проживающих здесь людей. За прошлый год на северян из федерального и региональных бюджетов дополнительно израсходовано 500 миллиардов рублей. Северные надбавки и различные льготы сегодня имеют жители 41 региона России. Наличие финансовых преференций, которые оплачиваются из бюджета или за счет предприятий, привело к тому, что производимая здесь продукция оказывается неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках: в стоимость товаров и услуг приходится закладывать дополнительные расходы на поддержку северных льгот для наемных работников. В связи с этим в апреле 2007 года в Государственной Думе состоялись предварительные слушания законопроекта, в которых приняли участие представители обеих палат Федерального Собрания. Законодатели предложили изменить деление на зоны северных территорий. Сегодня это Крайний Север и приравненные к нему местности. В новом проекте предложено выделить три зоны проживания: абсолютно дискомфортные, экстремально дискомфортные и просто дискомфортные. Предложения пересмотреть методику отнесения той или иной территории к районам Крайнего Севера или приравненных к ним звучали еще несколько лет назад. В основу предлагалось положить исключительно природно-климатические факторы. Сейчас местность является северной, не только исходя из медико-климатических условий, но в силу исторической традиции, своего социально-экономического положения. Однако социальный фактор нельзя сбрасывать со счетов. На Севере живет много людей старше 50 лет. По местным меркам это пенсионеры. Если будут уменьшены льготы и компенсации, это снизит их и без того невысокий жизненный уровень, скажется на состоянии здоровья, физиологического и социального.

Для решения социальных проблем Севера правительством России был принят Федеральный Закон № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Согласно этому закону проекты федерального бюджета на 2008 год - 2010 годы будут предусматривать дополнительные бюджетные субсидии в размере 18, 4 млрд. руб, т.е. по 6, 1 млрд.руб. ежегодно. Это позволит более чем 17 тыс. северных семей приобрести новое жилье в более южных регионах страны.

Моногород - не приговор



20.07.2010

В ежегодном послании Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев назвал проблему моногородов одной из самых сложных на сегодня. Вопрос о социально-экономическом развитии таких городов стал одним из ключевых на XI съезде партии "Единая Россия", проходившем в Санкт-Петербурге.

Согласно программе поддержки моногородов в России, из федерального бюджета будет выделено десять миллиардов рублей в виде субсидий. Такая же сумма будет выделена в виде трехлетних кредитов.

Однако государственные дотации в 2010 году смогут получить лишь 27 городов из 337 официально признанных монопрофильными. В тройку лидеров вошли Пикалево, Тольятти, Байкальск. Всем остальным рекомендовано решать проблемы "на местах".

Некоторое время назад в Сыктывкаре была организована межрегиональная научно-практическая конференция "Актуальные вопросы социально-экономического развития моногородов Севера России в современных условиях", на которую были приглашены представители региональных властей, научная элита и руководители градообразующих предприятий. Главными организаторами мероприятия выступили Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, правительство Республики Коми, а также Академия государственной службы и управления при главе Республики Коми.

Впервые были озвучены не только актуальные проблемы, с которыми сталкивается регион, но и предложены способы решения многих социально-экономических вопросов в моногородах.

По официальным данным, в республике Коми находятся четыре населенных пункта, получивших статус моногорода. Это Воркута, Инта, Емва и Жешарт. Однако понятие монопрофильности можно отнести и к региону в целом.

Но говорить о подобной ситуации как о безвыходной не приходится. Способы развития этих городов и всего региона намечены, а в некоторых случаях уже начали воплощаться в жизнь. Так, положительный аспект сотрудничества между муниципальной властью и градообразующим предприятием, реальное воплощение политики социального партнерства был показан на примере взаимодействия ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" и местной власти в городе Усинск. В своем докладе генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" А.Р. Хабибуллин подробно проанализировал внушительный и системный вклад компании в развитие региона и отдельных муниципалитетов.

Отметим, что вопросам развития Усинска самое пристальное внимание уделил глава Республики Коми В.М.Гайзер в ходе недавнего визита в город.

Факты и выводы, приведенные А.Р.Хабибуллиным, были подтверждены еще одним участником конференции - главой администрации МО ГО "Усинск" А.Р.Тяном. Он отмечает, что "судьба моногородов отнюдь не предопределена, а напрямую зависит от того, насколько представителям власти и градообразующих предприятий удается договориться, согласовать свою работу, четко наметить пути развития города, оптимальные направления и формы поддержки горожан".

На сегодняшний день многие регионы столкнулись с угрозой "вымирания" моногородов, за счет тотального переселения жителей. Это, безусловно, один из самых поверхностных способов решения проблемы. Подобные меры опасны как с социально-экономической стороны, так и с геополитической.

По данным члена Общественной палаты от Ненецкого автономного округа А.Г. Ружникова, ежегодно население Севера уменьшается на 50 тысяч человек (в основном за счет переезда людей в другие регионы). Согласно правительственной программе "Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года" очевидны перспективы роста нефтегазового комплекса, а потому отток населения из этого региона крайне неблагоприятен,

О не менее важном направлении в развитии моногородов говорится в статье депутата Архангельского областного Собрания А.В.Дятлова. По его мнению, модернизация в русле концепции Д.А.Медведева весьма актуальна, а главное - стратегически обоснована. Инновационные проекты, молодые амбициозные люди должны стать опорой российского Севера и обеспечить процветание региона.

Таким образом, необходимость горизонтальной координации между местной властью, населением и градообразующими предприятиями, заинтересованность и ответственность бизнес-сообщества в социальном и экономическом развитии городов, привлечение научного потенциала, а также модернизация в самом широком смысле являются на сегодняшний день тем самым необходимым комплексом мер преодоления монопрофильности и развития северного города.

Практическим результатом работы конференции стал изданный в Сыктывкаре в июле этого года сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы социально-экономического развития моногородов Севера России в современных условиях". В нем собраны доклады и статьи участников, а также итоговая резолюция конференции.

Следующая подобная конференция намечена в Сыктывкаре на февраль 2011 года. Предварительно форум будет носить название "Промышленное освоение Севера и актуальные вопросы этноэкологии".Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.