.RU

Таитянский язык - старонка 5

Атрибутивные словосочетания

В атрибутивных словосочетаниях зависимый компонент выполняет качественно-определительную функцию по отношению к стержневому. Исходя из сформулированного выше понимания типа словосочетаний в таитянском языке можно выделить следующие типы атрибутивных словосочетаний.

I. Тип атрибутивно-постпозитивный с примыканием: стержневым компонентам является существительное, зависимый компонент может быть выражен предикативом качества, существительным или числительным. При этом соответственно выделяются три подтипа.

(1) Предметно-качественные словосочетания, где зависимый компонент выражен предикативом качества (структура KN + Apv), например: te mahana maitai 'хорошая погода'; te раре toètoè 'холодная вода'; te faà rahi 'большая долина'; te vahine api 'молодая женщина'.

(2) Предметно-относительные словосочетания, где зависимый компонент выражен существительным (структура KNАN). По семантике компонентов этот подтип подразделяется на ряд семантических моделей:

(3) Предметно-порядковые словосочетания, где зависимый компонент выражен числительным (структура KN + ANu). Здесь можно выделить следующие семантические модели:

II. Тип атрибутивно-постпозитивно-лредложный (структура КN + р + АN): как стержневой, так и зависимый компоненты выражены существительными.

В зависимости от предлога, соединяющего компоненты словосочетания, в этом типе можно выделить три подтипа.

(1) Словосочетания с предлогом о или no, т. е. со структурой КN + o(no) +AN. Этот подтип включает несколько семантических моделей:

(2) Словосочетания с предлогом а (na), т. е. со структурой КN + (na) + AN. Этот подтип также включает несколько семантических моделей:

(3) Словосочетания с предлогом i т. е. со структурой KN + i + AN. Они группируются в несколько семантических моделей:

III. Tim атрибутивно-препозитивный с примыканием: стержневым компонентом могут быть как существительные, так и предикативы; в качестве зависимого компонента могут выступать местоимения - притяжательные или указательные, числительные.

В зависимости от класса слов, к которому относится зависимый компонент, этот тип словосочетаний делится на три подтипа.

(1) Местоименно-именной подтип с структурой АP + KN, в составе которого выделяются две группы словосочетаний (по разряду местоимений):

(2) Относительно-предметный подтип со структурой to + AN + KN, в котором зависимый компонент обозначен существительным: to te taàta puai 'человеческая сила', или 'сила человека'.

(3) Количественно-предметный подтип со структурой ANu + KN, в котором зависимый компонент выражен числительным, например: toru ahuru farane '30 франков'; hoe metera ahu 'один метр ткани'.

IV. Тип атрибутивно-препозитивно-предложный. Стержневым компонентом является существительное, а зависимым - числительное, т. е. этот тип имеет структуру ANu + о + КN. Словосочетания, относящиеся .к этому типу, передают значения:

Объектные словосочетания

В объектных словосочетаниях зависимый компонент, чаще всего существительное или местоимение, связан объектным отношением со стержневым компонентом, выраженным предикативом действия.

Объектные словосочетания, так же как и атрибутивные словосочетания, образуются либо путем простого примыкания завидимого слова к стержневому, либо путем сочетания этих компонентов при помощи именных определителей (предлогов).

В таитянском языке выделяются следующие типы объектных словосочетаний.

I. Тип объектнонпостпозитивмо-предложный.

Наибольшее распространение в таитянском языке получили объектные словосочетания со служебными словами i и ia - первое используется с названиями предметов и явлений, а второе - с названиями лиц, а также названиями географических объектов.

В этом типе зависимый компонент (объект) может быть выражен как существительным, так и его заместителем, личным местоимением. При этом выделяются два подтипа.

(1) Объектно-предметный (именной) подтип, в котором за висимый компонент выражен существительным, например: Не i te reo Tahiti 'знать таитянский язык'; amu i te meia 'есть банан'; hapono i te moni 'посылать деньги'.

В зависимости от семантики предикатива действия в этом подтипе могут быть выделены следующие семантические группы:

(2) Подтип модальный, в котором стержневой .компонент выражен предикативом со значением отношения субъекта к процессу, обозначенному зависимым компонентом. В этом подтипе в зависимости от семантики модального предикатива выделяются следующие семантические группы:

II. Тип объектно-постпозитивный с примыканием. По характеру зависимого компонента словосочетания, входящие в этот тип, делятся на два подтипа.

(1) Стержневой компонент - предикатив I или II - называет процесс, а зависимый - выражает цель, ради которой этот процесс совершается, например: haere e hopu i te miti 'идти купаться в море'.

(2) Стержневой компонент - предикатив - выражает действие, а зависимый компонент - имя - обозначает объект дей ствия, например: mataù te maò 'бояться акул'.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Синтаксис предложения таитянского языка до настоящего времени почти не исследован и не описан.

Анализ текстов, в особенности произведений устного народного творчества и, в частности, легенд, показывает, что в таитяноком языке выделяется два основных типа предложений - простые и сложные, причем простые предложения как в устной, так и в письменной речи употребляются значительно чаще, чем сложные.

Простые предложения

Отсутствие в таитянском языке морфологических примет (падежных морфем, морфем рода и числа, лица, времени и наклонения), которые давали бы возможность четко выделять части речи, а в предложении соответственно члены предложения, послужило причиной того, что выделение последних основывается прежде всего на таких признаках, как определители классов слов, твердый порядок членов предложения, а в устной речи - интонация.

В таитянском языке, как и в других полинезийских языках, например, в маорийском [12, с. 1-54; 11, с. 17 и сл.], предложение очень легко распадается на отрезки, или синтаксические группы, объединяемые интонационным или тональным контуром и выделяемыми в нем вершинами слогов, наиболее четко произносимыми в связной речи, что зависит от конкретных семантических функций слов в данном контексте.

В отличие от словосочетаний, представляющих собой объединение двух или более полнозначных слов и выполняющих номинативную функцию, синтаксическая группа всегда состоит из знаменательного слова - ядра и служебного слова - частицы, определителя и т. д., несущего грамматическую функцию. Служебное слово показывает, какой характер имеет синтаксическая группа - субстантивный или предикативный, к какому временному плану она относится - к настоящему или прошедшему, и т. д.

Ядро синтаксической группы может получить расширение, поясняющее значение ядерного слова; это расширение в зависимости от характера служебных слов может находиться как в препозиции, например: te mau mouà 'горы' (mouà 'гора', ядро синтаксической группы, mau - именной определитель, показатель множественности), так и в постпозиции, например: farii mai 'получить' (farii 'получать' - ядерное слово, mai - предикативный определитель, показатель направления действия к субъекту речи). Можно выделить два класса синтаксических групп: 1) именные синтаксические группы и 2) предикативные синтаксические группы.

Именная синтаксическая группа состоит из ядра, которым обычно бывает существительное или его заместитель - личное местоимение, и служебного слова, находящегося в препозиции, которым может быть как один из именных определителей (см. выше, с. 50-53), так и местоимение указательное, притяжательное или вопросительное.

Существуют следующие типы именных синтаксических групп с существительным в качестве ядра:

Ядро синтаксической группы может расширяться за счет прибавления предикативов качества, которые ставятся после существительного: е mouà teitei 'высокая гора'.

Примыкающие постпозитивные предикативы качества могут быть расширены за счет наречия степени качества. Такое наречие (обычно это roa 'очень') ставится в постпозиции к предикативу качества: teitei roa 'очень высокая гора'; е taàta puai 'сильный человек'; е taàta puai roa 'очень сильный человек'.

Предикативная синтаксическая группа состоит из ядра, которым является предикатив действия, состояния или качества, и предикативного определителя (см. выше, с. 53-55), характеризующего действие, выраженное предикативом.

Существуют следующие типы предикативных синтаксических групп:

Предикативная синтаксическая группа может иметь расширение в виде обстоятельства образа действия или какого-либо другого обстоятельства, обычно выраженного соответствующими наречиями: е tae pinepine ratau i te ravaai 'Они часто ходят на рыбную ловлю' (е tae pinepine - предикативная синтаксическая группа-сказуемое с предикативным определителем e и с расширением pinepine 'часто'); Uа ani atu vau ia na ta haere mai oia "Я попросил его прийти' (ùа ani atu - предикативная синтаксическая группа - сказуемое с предикативным определителем времени àа, относящим действие в план прошлого, и вторым предикативным определителем - частицей atu, указывающей на удаление от говорящего).

Простые предложения подразделяются на повествовательные утвердительные, повествовательные отрицательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения

Повествовательные предложения в структурном отношении делятся па именные, в которых сказуемое выражено именем или предикативом качества, и предикативные, в которых сказуемое выражено предикативами действия или состояния.

Именные предложения. По содержанию и структуре выделяются следующие разновидности именных предложений:

Предикативные предложения. Предикативные повествовательные предложения являются основным видом повествовательных предложений.

Предикативные предложения составляются из предикативных и именных синтаксических групп, из которых каждая выявляется с помощью специфических определителей - предикативных и именных.

В таитянском языке, не имеющем синтетических способов выражения грамматических значений, порядок слов и членов предложения играет важную роль.

В подавляющем большинстве случаев в начале повествовательного утвердительного предикативного предложения стоит сказуемое - предикативная синтаксическая группа: Ùа tutau te pahi 'Пароход бросил якорь' (ùа tutau 'бросил якорь' - предикативная синтаксическая группа с предикативным определителем ùа); Те reva riei о Terii ma na nia i te pahi 'Teрии и другие отправляются па пароходе' (te reva nei 'отправляются' - предикативная группа сказуемого с определителями te nei, относящими действие в план настоящего времени).

Если же логическое ударение падает на именную группу - подлежащее предикативного предложения, то эта именная группа может быть поставлена на первое место в предложении: Na te tamuta i hamani i tele net poti '(Вот) этот плотник построил это судно' (te tamuta 'плотник' - именная синтаксическая группа - подлежащее предложение).

Предикативные предложения, имеющие в своем составе предикативную и именную синтаксическую группы, .могут быть расширены пояснительной синтаксической группой, вводимой предлогом i. Пояснительная синтаксическая группа обычно располагается после именной группы-подлежащего; семантика и синтаксические функции ее могут быть весьма различными. Пояснительная синтаксическая группа может:

Отрицательные предложения

Именные отрицательные предложения образуются при помощи отрицания е ere 'не', которое ставится в начале предложения, и частицы i перед тем членом предложения, в отношении которого высказывается отрицание: е ere oia i te taàta Rarotoà 'Он не раротонгец (т. е. не с острова Раротонга)' (i te taàta Rarotoà - именная группа с частицей i); E ere ratou i te mau buka reo Tahiti 'Это не книги на таитянском языке' (i te mau buka reo Tahiti 'книга на таитянском языке' - именная группа с частицей i).

В предикативных отрицательных предложениях отрицание выражается постановкой в начале предложения частиц, выражающих не только отрицание, но также и временной план отрицаемого действия.

Если отрицательное предложение относится к плану настоящего или прошедшего времени, то используется одна из отрицательных частиц - aita или aore: Aita matou e hopu nei i te miti 'Мы не купаемся в море' (e hopu nei 'купаемся' - предикативная группа); Aita i oti vau 'Я не кончил' (i oti 'кончил' - предикативная группа); Aita a i itehia te hoe vaà mai teie te nehenehe e te roa hoi 'Никогда не видели пирогу столь красивую и столь длинную' (i itehia - предикативная группа с ядерным членом itehia в форме пассива - соответствует сказуемому русского неопределенно-личного предложения).

Если действие отрицательного предикативного предложения относится к плану будущего времени, то употребляется отрицательная частица eita: Eita ratou e haere i Raiatea 'Они не поедут на [остров] Раиатеа' (e haere atu 'поедут' - предикативная группа).

Вопросительные предложения

Существуют три типа вопросительных .предложений: а) предложения, выражающие общий вопрос; б) предложения, выражающие специальный вопрос; в) предложения, выражающие альтернативный вопрос. Материал по таитянскому языку, которым мы располагаем, иллюстрирует первых два типа.

Предложения, выражающие общий вопрос, сохраняя структуру утвердительного повествовательного предложения, отличаются от него своей интонацией. Однако гораздо чаще для выражения общего вопроса используется оеобая вопросительная частица - anei, которая ставится непосредственно после предикативной синтаксической группы, включая и наречие, если оно служит расширением ядерного члена: E tae pinepine anei orua i te ravaài? 'Вы часто ходите на рыбную ловлю? (е tae pinepine - предикативная группа с расширением, anei - вопросительная частица); Ùа paia anei outou? 'Вы покушали?'; Ùa ite aneiraua i te reo Tahiti? 'Знают ли они (двое) таитянский язык?'.

Предложения, выражающие специальный вопрос, начинаются с соответствующих вопросительных слов (если вопрос относится к группе подлежащего, то она инвертируется - ставится в начале предложения):

Побудительные предложения

Побудительные предложения обычно имеют структуру утвердительного повествовательного предложения с той, однако, разницей, что на первом месте стоит побудительная частица а или e: A ani i te tahi oto! : Закажите машину!'; A haere anae mai i te fare tamaaraà 'Пойдемте в ресторан'; A piì atu' nа i te hoe faàhoro pereoo tarahu! 'Позовите водителя такси!'; Е haere anae tatou e hopu i te vai! 'Пойдемте купаться в реке'.

Запретительные предложения имеют структуру, сходную со структурой отрицательного предложения, причем в начале такого предложения используется частица eiaha 'не': Eiaha а maniani! 'не шуми(те)!'; Eiaha e rave i te ahu faàrari! 'Не бери свой плащ!'; Eiaha e amu i teie vi maohi 'He ешьте это яблоко'.

Сложные предложения

В зависимости от характера связи между предложениями в таитянском языке можно выделить два типа сложных предложений - сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные предложения могут быть сочинительными и противительными.

В предложениях первого типа сочинение осуществляется чаще всего без помощи союзов, реже - союзным способом.

Предложения первого типа с союзным сочинением используют союз е 'и': Tera te fenua Tahiti e tera te oire i Papeete! 'Вот остров Таити и вот город Папеэте!'; Ùа haàmauhia te èà е te tauma nei te taàta 'Лестница установлена (трап спущен) и люди поднимаются [по трапу]'.

В предложениях второго типа сочинение осуществляется при помощи противительных союзов area 'но', maoti 'однако', teie ra, area ... ra 'но': е fenua rahi Raiatea, о Tahiti ra, е mea rahi аè ia 'Райатеа большой остров, но Таити еще больше' (букв. 'Таити же - это еще больше').

Сложноподчиненные предложения

Для таитянского языка характерно ограниченное употребление сложноподчиненных предложений. Придаточные предложения могут присоединяться к главному как при помощи союзов, так и без них. При помощи союзов вводятся: 1) определительные придаточные предложения; 2) дополнительные придаточные предложения; 3) обстоятельственные придаточные предложения.

Придаточные предложения могут как предшествовать главному, так и следовать за ним.

Определительные придаточные предложения обычно вводятся относительными словами и, как правило, следуют за тем членом предложения, к которому они относятся. Если определительное придаточное предложение относится к подлежащему главного предложения, то в качестве вводящего слова используется относительное местоимение tei 'который', также сочетание о te или te 'который': te vahine tei tae mai... 'женщина, которая пришла...'; Na te hoe taàta no te mau fenua Haavaii, о Punaia te iòa, tei, haàpiì i te tunu àva i to Tahiti nei 'Это был [один] человек с Гавайских островов, Пунайя по имени (имя его), который научил таитян приготовлять каву' (придаточное определительное предложение - tei haàpiì i te tunu àva i to Tahiti nei); te tamaiti о te himene nei... 'мальчик, который сейчас поет...'.

Если придаточное определительное предложение относится к дополнению, то в качестве вводящего слова используется относительное местоимение ta 'который': te meia ta'u (< ta au) iho atu no òe 'банан, который я дал тебе (для тебя)'; O te àva ta Tepano i inu, e àva maitai ia 'Кава, которую выпил Тепано, хорошая кава' (придаточное определительное предложение - ta Tepano i inu).

Придаточные определительные предложения могут вводиться и без помощи союза: te mau taàta, to ratou iòa o Tahiti... 'люди, которых звали таитяне...' (букв, 'люди, их имя таитяне...').

Как показывает материал, дополнительные придаточные предложения обычно занимают позицию после главного предложения. Они могут вводиться союзным способом или без помощи союза.

Бессоюзным способом дополнительные придаточные предложения вводятся чаще всего после таких предикативов действия, как ite 'знать', parau 'сказать', manao 'думать', ani 'просить' и др.: E parau atu òе ia ratou ùа reva atu te pahi 'Ты им сказал, [что] пароход отплыл (ушел)' (придаточное дополнительное предложение ùа reva atu te pahi введено бессоюзным способом).

Если дополнительное придаточное предложение вводится союзным способом, то в качестве союза используется е: Те manao nei аu, е haere au i Raiatea 'Я думаю, что я поеду на [остров] Райатеа' {дополнительное придаточное предложение - е haere au i Raiatea).

Обстоятельственные придаточные предложения вводятся различными союзами в зависимости от содержания предложения.

Придаточные предложения времени обычно вводятся союзами afea, ìa 'когда': Ùа ite anei òе afea oia e tae mai ai 'Ты знаешь, когда он придет?'; Е pipi matou i te tiare ia òre riì te ahu o te mahana 'Мы поливаем цветы, когда спадает дневная жара'.

Придаточные предложения цели обычно занимают позицию после главного предложения. Они вводятся союзом no 'чтобы': A ani i te tahi oto, no te faàuta ia matou i te uahu 'Закажите машину, чтобы отвезти нас на пристань' (no te faàuta ia matou i te uahu - придаточное предложение цели, состоящее из трех синтаксических групп: no te faàuta 'чтобы отвезти' - предикативная группа; ia matou 'нас' - именная группа с предлогом ia, который употребляется перед личными местоимениями вместо i; i te uahu 'на пристань' - пояснительная именная группа).

Придаточные предложения причины также обычно занимают позицию после главного предложения. Они вводятся союзом no te mea: Ùа haere mai matou i te uahu no te mea ùa hinaaro matou e farerei ia outou 'Мы пришли (приехали) на пристань, потому что хотели вас встретить' (no te mea ùа hinaaro matou e farerei ia outou -- придаточное предложение причины; ùа hinaaro 'хотели' - предикативная группа; е farerei ia ouiou 'встретить вас' - пояснительная группа).

Условные придаточные предложения, как правило, занимают позицию перед главным предложением. Они вводятся союзом ia 'если': la manuia tau ohipa, e ite teie tamaiti nei 'Если операция удастся (будет удачной), мальчик будет видеть' (ia manuia tau ohipa - придаточное условное предложение).

 

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.