.RU

Литература - Карачаево черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева


Литература

:



Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980.

Кроль Л.М., Михайлов Е.Л. Человек – оркестр: микроструктура общения. – М.: Независимая фирма "Класс", 1993.

Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-на-Дону, 1986.

Дополнительная литература.



Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997 (глава II. §5).

Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИПСАН, Центр "Искусство и наука", 1998.

Ниренберг Г., Калеро Г. Читать человека, как книгу. – М., 1990.

Пиз А. Язык жестов. – Воронеж, 1992.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии типологии характеров. – Самара: Издательство Дом "БАХ РАХ", 1997.

Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1999 (разд. VIII).

Фаст Дж. Язык тела. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995.ъ

Интерактивное общение.



План



1.Структура межличностного взаимодействия. Сценарии и механизмы взаимодействия.

2.Теории "диадического взаимодействия". Подход к взаимодействию в трансактном анализе.

3.Модели кооперативного и конфликтного взаимодействия. Стратегии поведения участников взаимодействия.

4.Понятие о кинесико-проксемических паттернах общения. Функции невербальных интеракций в организации взаимодействия.

5.Понятие о личном влиянии. Типы личного влияния в общении.

Литература.



Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988

Вацлавик П., Бивин Дж., Джонсон Д. Прагматикачелове ческих коммуникаций. – М.: изд-во "Апрель-пресс", "Эксмо-пресс", 2000. - Гл.3.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: изд-во Канон-пресс-Ц, 2000. - Гл. 1-5.

Куницина В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Межличностное общение. - С-Петербург: изд-во "Питер", 2001. - Гл.6,7,9,10.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1999. - Гл. 3.

Социальная психология. Хрестоматия. – М.: изд-во Аспект-Пресс, 1999. - С.11-136.

Особенности восприятия и понимания людьми друг друга в общении.



План



1.Понятие о социально-перцептивной стороне общения. Виды социальной перцепции.

2.Механизмы межличностного познания: эмпатия, идентификация и рефлексия.

3.Функционально-экспрессивные характеристики внешности партнера как пусковой механизм интерпретации личности. Компоненты экспрессивного Я личности.

4.“Первое впечатление” как уровень понимания. Факторы, влияющие на содержание первого впечатления.

5.Эталоны и стереотипы как результат и основа понимания в общении

6.Различия между пониманием, интерпретацией, оценкой и атрибуцией в межличностном общении. Проблема точности в межличностном познании.

7.Понятие о социально-перцептивных способностях личности.

8.Понятие о взаимопонимании в межличностном общении. Стратегии взаимопонимания.

Вопросы для самопроверки



  1. Чем отличается понятие "межличностное взаимодействие"?

  2. Назовите уровни взаимодействия, выделяемые в зависимости от целей, поставленных его участниками, и степени личностной вовлеченности.

  3. Какие дополнительные виды взаимодействия называет Э. Берн в своей классификации способов структуризовыания времени?

  4. Дайте характеристику пространственным составляющим межличного взаимодействия?

  5. С какими социальными сценариями вам приходиться чаще всего иметь дело в настоящий момент?

  6. Какие процедуры обеспечивают взаимоотношение, координацию и согласование в межличностном взаимодействии?

  7. Каковы особенности эмоциональных проявлений по социально-ролевом, деловом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?

Основные термины:



Межличностное взаимодействие, деловое взаимодействие, деловая беседа, совместимость, сработанность

Учебные задания



1. В каком из перечисленных ниже видов взаимодействия, в соответствии с концепцией Э. Берна, сторона осознанно или неосознанно стремятся достичь превосходство друг над другом:

а) уход;

б) ритуалы;

в) времяпровождение;

г) совместная деятельность;

д) игры;

е) близость.

2. Если целью общения является подтверждение человеком его статуса, выполнение ожидаемых от него функций, то имеет место (выберите правильный ответ):

а) социально-ролевой уровень общения;

б) деловой уровень общения;

в) интимно-личностный уровень общения.

Литература

.

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.:"Аспект-Пресс", 1997. - Гл.2-3.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ,1982. - Гл.1-3, 6, 9.

3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: изд-во Канон-пресс-Ц, 2000. - С.251-279.

4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М., 1994. - Гл. 3-4.

5. Куницина В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Межличностное общение. - С-Петербург: изд-во "Питер", 2001. - Гл.16-17.

6. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1999. - С.107-130; 246-274.

7. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - С.-Петербург, 1999. - Гл.8.

8. Рюмшина Л.И. Взаимопонимание в общении. // Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: изд-во "Гардарика",2000. - Гл.14.

9. Социальная психология. Хрестоматия. М.: изд-во Аспект-Пресс, М. –1999. - С.136 -175.

10.Кронник А. Методика диагностики взаимопонимания в общении /Психологический журнал. - М., 1985. - № 5.

Дополнительная литература.



Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Издательство МГУ, 1982.

Головаха Е.И., Понина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев: Издательство политической литературы Украины, 1989.

Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, 1998.

Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию. – М.: Наука, 1994.

Социально-психологические характеристики субъектов затрудненного и незатрудненного общения



План



1.Понятие о затрудненном общении. Классификация причин затрудненного общения.

2.Социально-психологические и психологические критерии описания субъектов затрудненного общения.

3.Результаты преобразовательной активности субъектов затрудненного общения.

4.Принципы выхода из ситуаций затрудненного взаимодействия.

5.Методы изучения личности как субъекта затрудненного общения.

Литература

.



1. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1996. - С.98-129.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Межличностное общение. - С-Петербург: изд-во "Питер", 2001. - Гл.18-21.

3. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М.: изд-во "Академия", 2001. - Гл.1- 4;17.

4. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - С.-Петербург, 1999.- С.199-208.

5. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения.- Киев, 1985. - Гл.1.

Особенности делового общения.



План



  1. Стратегии ведения переговоров и их динамика.

  2. Конфликты и пути их разрешения.

  3. Этика делового общения.

Вопросы для самопроверки:



  1. Ролевое поведение в деловом общении.

  2. Тактические приемы ведения переговоров

  3. Деловое общение и психодиагностика.

  4. Деловое общение в рабочей группе.

  5. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта.

  6. Профилактика стресса в деловом общении.

  7. Этикет и культура делового общения.

  8. Открытый конфликт и переговоры. Общее и отличное.

  9. Раскройте взаимосвязь целей и результатов переговоров.

  10. Раскройте фазы переговорного процесса.

  11. Согласны ли Вы с моральными постулатами переговоров В.И.Курбатова?

  12. Каким образом можно достичь благоприятного психологического климата во время переговоров?

  13. По каким признакам можно выявить плохого слушателя?

  14. Чем отличается техника от тактики аргументирования?

  15. Американский, китайский, французский, японский, немецкий, английский стили ведения переговоров. Какой стиль Вам ближе? Обоснуйте свой ответ.

Словарь терминов

.



Переговоры, договор, пакт, конвенция, протокол о намерениях, декларация и меморандум, джентельменское соглашение, фаза побуждения, фаза регламента, фаза разногласий, фаза решений, моральный кодекс переговоров, "ключевая фигура" предприятия, конструкции аргументации, техника и тактика аргументирования.

Литература

:



  1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4 е изд., пераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. – 415 с.

  2. Тард Г. Законы подражанияю – Спб., 1992.

  3. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех.- М.: Прогресс, 1993.

Неформальное общение.



План



  1. Доверительное общение. Его функции и стадии.

  2. Формы и способы доверительного общения.

Вопросы для самопроверки:



  1. Формальное и неформальное межличностное общение.

  2. Контактное общение.

  3. Псевдодоверие.

  4. Психологическая близость.

  5. Аттракция.

  6. Любовь и дружба.

  7. Почему межличностная аттракция выступает одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений?

  8. По какому основанию разделяются внешние и внутренние факторы аттракции?

  9. Согласны ли вы тем, что на наше отношение к другим и на то, как, на наш взгляд, они относятся к нам, влияют политические и экономические новости, характер погоды, звучащая музыка?

  10. Как объясняется связь между внешней красотой и аттракцией?

  11. Какие личностные качества способствуют, а какие затрудняют аттракцию?

  12. Почему сходство между людьми может вызывать межличностную аттракцию?

  13. При каких условиях сходство усиливает аттракцию?

  14. Чем похвала отличается от лести?

  15. Перечислите виды вербального и невербального поведения, вызывающие чувство отказа в поддержке.

  16. Как построен социометрический тест?

  17. Какова роль обращения в процессе общения в формировании межличностных отношений.

  18. Что общего и в чем отличие между категориями "установка", "отношение", "оценка", "интерес"?

  19. Какие виды отношений можете выделить?

  20. Являются ли синонимами "доверительность" и "открытость"?

  21. Псевдодоверие – это… Назовите виды псевдодоверия.

  22. Связаны ли оптимизм и пессимизм с доверчивостью.

Учебные задания.



  1. Вспомните своих самых близких друзей. Что вам нравится больше в них? Чем эти люди отличатся от других ваших знакомых?

  2. Сергей обожает мотоциклы, сам – рокер. Лена, подруга Сергея, ненавидит мотоциклы, считает их опасными.

а) Используя теорию балонса, нарисуйте диаграмму, изображающие эти отношения.

б) Укажите варианты, доступные для Лены, с помощью которых она может сбалансировать ситуацию, и составьте диаграмму для каждого варианта.

Литература:



  1. Кружанская Ю.С., Третьяков В.Л. Грамматика общения. – М., 1999.

  2. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях – вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989.

  3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Любидь, 1990.

Дополнительная литература.



Панасюк А.Ю. Управленческая коммуникация. – М.,1994.

Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. – М.: Новосибирск, 1997.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. Перевод с анг. – М.: Педагогика. Пресс, 1992.

Развитие навыков эффективного общения.



План



  1. Общительность, контактность, коммуникативная совместимость.

  2. Стиль общения как фактор успешности.

  3. Мужской и женский стили общения.

Вопросы для самопроверки:



  1. Характеристики стиля общения.

  2. Темперамент и стили общения.

  3. Направленность личности и стиль общения.

  4. Культура и стиль общения.

  5. Оптимальный стиль общения.

  6. Полоролевые стереотипы.

  7. Гендерные особенности эффективного общения.

Диагностика уровня развития коммуникативных навыков



План:

1. Практика использования воспросов в процессе общения

2. Техника активного слушания

3. Методика В.В. Бойко

Диагностика состояний и намерений людей по невербальным каналам



План:

1. Роль голоса в установлении и поддержании контакта

2. Манера смотреть как фактор общения

3. Диагностика состояний и намерений людей по позе и жестам в процессе общения

Методы измерения особенностей общения и личностно-коммуникативных свойств



План:

1. CPL

2. FPI

3. СУМО

4. ПАЛ

Использование многофакторных методик в процессе диагностики особенностей общения



План:

1. MMPI

2. Методика Кеттела

Конфликтное общение



План:

1. Методика «Конфликтная личность» Н.А. Литвинцевой

2. Оценка способов реагирвоания в конфликте (К.Н. Томаса)

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П, Ильина, П.А. Ковалева).

Диагностика трудностей и дефектов общения



План:

1. Диагностика «Ригидности» (методика Г. Айзенка)

2. Методика «Измерение чувства вины и стыда» Дж. П. Тангей

3. Методика доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко)

4. Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества (по Д. Расселу и М. Фергюсону)

5. Методика изучения застенчивости (Стенфордский опросник застенчивости)

Диагностика особенностей эффективного общения



План:

1. Диагностика уровня эмпатии (Методика И.М. Юсупова. В.В. Бойко)

2. Тест на оценку самоконтроля в общении (М.Снайдер)

Вопросы



  1. Использование проективных методик для диагностики особенностей общения (ДДЧ, Несуществующее животное)

  2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зумге; В.А. Жмурова

  3. Методика диагностика показателей и форм агрессии А.Басса, А. Дарки.

  4. Методика определений акцентуаций, характера К. Леонгарда.

  5. Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга.

  6. Тест «Трансактный анализ общения»

  7. Методика «Самооценка стиля управления» А.В. Агрошенкова в модификации Е.П. Ильина.

  8. Методика А.Л. Журавлева «Стиль руководства».

  9. Тест «Стиль управления».

  10. Методика «Дипломатический и авторитарный стили поведения на деловом совещании»

3.3. Банк контрольных заданий

Контрольные задания по темам учебной дисциплины:

Задание № 1: Осветите историю возникновения этикета.

Задание № 2: Назовите основные категории психологии общения и раскройте их суть.

Задание № 3: Опишите влияние костюма делового мужчины и женщины на успешность общения.

Задание № 4: Назовите основные типы дистанций при общении и опишите их.

Задание № 5: Приведите пример фамильярного обращения.

Задание № 6: Представьте классификацию видов спора. Какой из них самый конструктивный, по вашему мнению? Согласны ли вы с фразой: "В споре рождается истина"?

Задание № 7: Аргументация, с помощью которой руководитель опровергает тезисы и утверждения собеседника, называют

а) доказательной;

б) контраргументацией:

в) дискуссионной.

Обоснуйте свой ответ.

Задание № 8: Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют

а) нормальными;

б) конструктивными;

в) деконсруктивными.

Задание № 9: Какая из этих наций одна из самых пунктуальных в мире?

а) Немцы;

б) Англичане;

в) Китайцы;

г) Индусы.

Опишите особенности ведения бизнеса вышеобозначенных наций.

Задание № 10: Вопросы, на которые ожидается ответ "да" или "нет", называют

а) риторические:

б) закрытые;

в) открытые;

г) переломные:

д) вопросы для обдумывания.

Расскройте суть всех представленных типов вопросов.

Задание № 11: Раскройте влияние гендерного аспекта на ведение дел в бизнесе.

Задание № 12: Раскройте алгоритм подготовки совещания, конфе-ренции, симпозиума.

Задание № 13: Реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие: а) ложная: б) тайная реклама:

в) недобросовестная;

г) скрытая.

Задание № 14: Почему в общественном транспорте не принято подкрашиваться, причесываться, есть мороженое, пить из бутылки?

а) так как другим тоже захочется мороженного и т. п.:

б) так как при резком торможении вы можете испачкаться сами и испачкать других:

в) так как эти действия считаются интимными.

Задание № 15: Воздействие на человека при помощи речи с целью убедить его сознательно принять решение о каком-либо действии, передачи информации и т.д. это...

а) принуждение;

б) речевое воздействие;

в) манипулирование.

Контрольные вопросы для промежуточной аттестации:

1. Чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и

служебных отношениях, умение чувствовать разницу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, боль - называют

а) вежливостью;

б) тактичностью:

в) скромностью.

2. Что подразумевают англичане под "домашней курткой для курения"?

3. При деловом общении на расстоянии от 1.2 до 2.5 м устанавливается ....дистанция, а) личная; б)этническая;

в) интимная;

г) публичная;

д (социальная.

4. Какой вид делового письма обязательно писать от руки?

а) личную записку;

б) заявление;

в)соболезнования.

5. Вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения, называют

а) корректными;

б) некорректными;

в) риторическими.

6. Если собеседник не атакует ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который по существу, не имеет отношения к предмету дискуссии, то он использует

а) технику отсрочки;

б) технику введения в заблуждение;

в) технику изменения направления.

8. По объему конфликты подразделяют на (найдите лишнее):

а) внутриличностные;

б) безличностные:

в) межличностные;

г) между личностью и группой;

д) межгрупповые.

3.3.1. Контрольные вопросы для итоговой аттестации по дисци-плине «Психология общения»

1. Развитие представлений об общении как специфическом виде деятельности.

2.Представление М.Бахтина об общении как диалоге.

3.Общение и отношения в концепции Мясищева В.Н.

4.Взгляды Б.Г.Ананьева на общение как вид деятельности.

5.Основные отличия общения от предметной деятельности.

6.Вклад К.С.Станиславского в развитие представлений об общении.

7.Место общения в ряду других социально-психологических явле-ний. Общение и отношения.

8.Подход к общению как к творческой деятельности.

9.Уровни анализа общения и уровни общения.

10.Направления исследований на макроуровне анализа общения.

11.Направления исследований на мезоуровне анализа общения.

12.Направления исследований на микроуровне анализа общения.

13.Критерия выделения этапов общения.

14.Объективные критерии классификации видов общения.

15.Психологические критерии выделения видов общения.

16.Социально - психологические критерии выделения видов обще-ния.

17.Функции общения.

18.Аналитические модели межличностного общения.

19.Критерии определения структуры межличностного общения.

20.Характеристики примитивного вида общения.

21.Характеристики манипулятивного вида общения.

22.Характеристики делового общения.

23.Характеристики личностного духовного общения.

24.Особенности личностного подхода к общению.

25.Потребности, мотивы и направленность личности в общении.

26.Социальные способности личности и общение.

27.Стили общения.

28.Роль индивидно-личностных характеристик в протекании обще-ния.

29.Понятие о личном влиянии. Типы личного влияния в общении.

30.Специфические характеристики коммуникации в общении.

31.Речевое воздействие и типы включения в сознание реципиента.

32.Виды коммуникативных воздействий.

33.Структура сообщения в общении.

34.Особенности коммуникации, центрированной на партнере.

35.Критерии успешной - неуспешной коммуникации.

36.Способы речевого выражения отношения к партнеру.

37.Понятие о невербальных средствах общения.

38.Соотношение вербальных и невербальных средств общения.

39.Трактовка терминов: социальная перцепция, межличностное восприятие, социальное познание.

40.Классификация видов социальной перцепции, предложенная Г.М.Андреевой.

41.Уровни восприятия и понимания человека человеком в общении.

42.Представление об эталонах и стереотипах в психологии социального познания.

43.Понятие о взаимопонимании в общении. Стратегии взаимопонимания.

44.Понимание, интерпретация, атрибуция - сходства и различия.

45.Понятие о взаимодействии. Виды взаимодействия. Теории "диа-дического взаимодействия". Подход к взаимодействию в трансактном анализе (Э.Берн).

46.Понятие о кинесико-проксемических паттернах общения и невербальных интеракциях как показателях вида взаимодействия.

47.Понятие о затрудненном общении и его причинах.

48.Представление о личности как субъекте затрудненного и неза-трудненного общения.

49.Социально-психологические и психологические критерии описания субъектов затрудненного и незатрудненного общения:

50.Различия преобразовательной активности субъектов затрудненного и незатрудненного общения (направленность, интенсивность, качество) и ее результатов.

51.Принципы выхода из ситуаций затрудненного взаимодействия.

52.Методы изучения личности как субъекта затрудненного и неза-трудненного общения.

53.Основные характеристики интерактивной стороны общения.

54.Основные характеристики конфликтной ситуации и способы по-ведения в ней.

55.Условия применения четырех-шагного метода ведения переговоров.

56.Особенности поведения на этапах ведения переговоров (4-х шагный метод).

57.Психологические требования организации беседы.

58.Психологические требования к организации и проведению дис-куссии.

59.Практическое значение исследований в области психологии об-щения.

    1. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
    2. Контрольная работа
    3. Контрольная работа
    4. Контрольная работа
    5. Контрольная работа
    6. Контрольная работа
    7. Контрольная работа
    8. Контрольная работа
    9. Контрольная работа
    10. Контрольная работа
    11. Контрольная работа
    12. Контрольная работа
    13. Контрольная работа
    14. Контрольная работа
    15. Контрольная работа
    16. Контрольная работа
    17. Контрольная работа
    18. Контрольная работа
    19. Контрольная работа
    20. Контрольная работа
    21. Контрольная работа
    22. Контрольная работа
    23. Контрольная работа
    24. Контрольная работа
    25. Контрольная работа
    26. Контрольная работа
    27. Контрольная работа
    28. Контрольная работа
    29. Контрольная работа
    30. Контрольная работа
    31. Контрольная работа
    32. Контрольная работа
    33. Контрольная работа
    34. Контрольная работа
    35. Контрольная работа
    36. Контрольная работа
    37. Контрольная работа
    38. Контрольная работа
    39. Контрольная работа
    40. Контрольная работа
    41. Контрольная работа
    42. Контрольная работа
    43. Контрольная работа
    44. Контрольная работа
    45. Контрольная работа
    46. Контрольная работа
    47. Контрольная работа
    48. Контрольная работа
    49. Контрольная работа
    50. Контрольная работа
    51. Контрольная работа
    52. Контрольная работа
    53. Контрольная работа
    54. Контрольная работа
    55. Контрольная работа
    56. Контрольная работа
    57. Контрольная работа
    58. Контрольная работа
    59. Контрольная работа
    60. Контрольная работа
    61. Контрольная работа
    62. Контрольная работа
    63. Контрольная работа
    64. Контрольная работа
    65. Контрольная работа
    66. Контрольная работа
    67. Контрольная работа
    68. Контрольная работа
    69. Контрольная работа
    70. Контрольная работа
    71. Контрольная работа
    72. Контрольная работа
    73. Контрольная работа
    74. Контрольная работа
    75. Контрольная работа
    76. Контрольная работа
    77. Контрольная работа
    78. Контрольная работа
    79. Контрольная работа
    80. Контрольная работа
    81. Контрольная работа
    82. Контрольная работа
    83. Контрольная работа
    84. Контрольная работа
    85. Контрольная работа
    86. Контрольная работа
    87. Контрольная работа
    88. Контрольная работа
    89. Контрольная работа
    90. Контрольная работа
    91. Контрольная работа
    92. Контрольная работа
    93. Контрольная работа
    94. Контрольная работа
    95. Контрольная работа
    96. Контрольная работа
    97. Контрольная работа
    98. Контрольная работа
    99. Контрольная работа
    100. Контрольная работа
    101. Контрольная работа
© Помощь студентам
Образовательные документы для студентов.