.RU

Концепция интегративных типов профессиональной деятельностиН.Е. Рубцова

Концепция интегративных типов профессиональной деятельности
Н.Е. Рубцова


Постановка проблемы интегративных типов профессиональной деятельности обусловлена объективными существенными трансформациями, которые претерпевает в настоящее время сфера профессионального труда. С одной стороны, изменяется психологическое содержание многих традиционных видов профессиональной деятельности. Детерминантами данных изменений являются, в частности, внедрение современных информационных технологий и новых форм организационной культуры. С другой стороны, появляются новые виды труда, имеющие существенные отличия от традиционных не только в объективно-технологическом, но и в психологическом плане. В обоих случаях подобные виды труда нередко не укладываются в рамки сложившихся типологий и схем профессиографирования. Нами проанализированы распространенные психологические классификации профессий (Е.А. Климов, Л.А. Йовайша, D. Campbell, J.L. Holland, J. Kuder, E. Strong, D. Super и др.) и на примере ряда современных профессий (web-дизайнер, франчайзи по экономическим программам, преподаватель компьютерных технологий, менеджер по продажам бытовой техники и др.) показана их недостаточность для адекватного отражения новой объективной ситуации, сложившейся в сфере профессионального труда. Тем самым показано, что в настоящее время появляется все больше видов профессиональной деятельности, занимающих в традиционных психологических классификациях (дихотомических, аттитюдных, типологических и др.) промежуточное, переходное, межклассовое положение, относясь одновременно более чем к одному классу. Соответственно, для подобных видов профессиональной деятельности отсутствует исходное теоретическое классификационное основание, позволяющее разрабатывать адекватные системы их прикладного психологического обеспечения (профориентацию, профотбор, профконсультирование и т.д.).

Запаздывание психологической рефлексии приводит, в свою очередь, к расширению эмпирических классификаций профессиональной деятельности, осуществляемой за счет констатации фактической дифференциации ее новых видов. Однако такие классификации, при всей их полезности, не имеют под собой теоретико-психологических оснований, достаточных для психологического анализа деятельности.

Отмеченное противоречие между состоянием психологической теории и объективно обусловленными потребностями практики позволяет сформулировать актуальную задачу разработки концепции, создающей адекватную методологическую основу для психологической классификации и психологического анализа сложных современных видов труда.

Методологическую основу исследования составляют теория деятельности и ее развитие в русле субъектно-деятельностного подхода, системный подход, концепции профессиографии. Характеризуя используемые методы, отметим, что разработка концепции базируется на многолетнем цикле эмпирических исследований современных видов профессиональной деятельности, выполненном с помощью профессиографирования, психодиагностики, анализа продуктов труда и документации, различных форм опроса и др. При этом использовались как широко известные методики (опросники ДДО Е.А. Климова, Л.А. Йовайши, Дж. Холланда и др.), так и специальные авторские разработки (в частности, методика определения представленности в профессиональной деятельности различных типов субъект-объектных отношений). Важную роль при сравнении различных видов деятельности выполнили методы структурного анализа, разработанные В.Н. Дружининым, А.В. Карповым, В.Д. Шадриковым .

Экспериментальную базу исследования составили 536 квалифицированных специалистов различных видов профессионального труда (312 женщин, 224 мужчины, возраст от 22 до 63 лет), работающих в организациях Тверской области.

Обобщая результаты исследования, можно отметить, что для решения поставленной проблемы понадобилось, в первую очередь, определиться с общей методологической позицией по отношению к базовым психологическим признакам профессиональной деятельности. Традиционно в качестве подобных признаков используется широкий спектр разнородных характеристик. Наиболее часто используются классификации, построенные по парным дихотомическим признакам и предусматривающие разделение деятельности на умственную и физическую, управленческую и исполнительскую, непосредственную и опосредствованную и т.д. Однако, как справедливо отмечал Л.М. Веккер, подобные дихотомические крайности обычно представляют собой лишь полюса континуума, которые именно в силу своей наиболее яркой выраженности и контрастности в первую очередь попадают в фокус внимания исследователей. Основная же часть признакового континуума, его «середина», остается «в тени», так как ее исследование объективно является более сложным и требует более тонких методических приемов. С нашей точки зрения, психологическое признаковое пространство профессиональной деятельности, как и иных психических реалий, является принципиально континуальным, а не дискретным. Соответственно, конкретный вид деятельности может быть представлен как многомерная точка в непрерывном признаковом пространстве. В силу этого, целесообразно отказаться от дихотомического описания деятельности и, опираясь на принципы полисистемности и дополнительности, использовать отмеченные выше «полюса континуума» в качестве отдельных самостоятельных шкал измерения и описания.

Следующим шагом стал выбор набора наиболее существенных психологических признаков профессиональной деятельности. Общим методологическим критерием выделения таких признаков выступила их соотнесенность с субъект-объектными отношениями, реализуемыми в процессе деятельности. Кроме того, из соображений общности все используемые признаки имеют триадное представление (включают по три градации).

В отечественной теории деятельности доказано, что наиболее принципиально виды труда отличаются по своему предмету, определяемому с точки зрения субъект-объектных отношений. В рамках развиваемой концепции среди базовых типов деятельности, выделяемых по данному основанию, наряду с традиционными субъект-объектным и субъект-объектным рассматривается субъектно-информационный тип, реализуемый во многих современных видах труда, имеющих информационный характер. Второй базовый признак – цели деятельности, рассматриваемые в аспекте характера реализуемого субъект-объектного взаимодействия и, в соответствии с подходом Е.А. Климова, разделяемые на гностические, преобразующие и изыскательские. Третий признак – средства труда, разделяемые по Е.А. Климову на внешние, внутренние и функциональные. Четвертый признак – положение субъекта в иерархии управления, позволяющее выделить управленческий, исполнительский или автономный типы деятельности.

Расширенная типология профессиональной деятельности, помимо традиционных базовых типов, выделяемых по каждому из отмеченных выше ключевых признаков, должна включать новые, интегративные типы, объединяющие такие виды деятельности, в которых одновременно представлены два или более базовых типа.

При этом установлено, что переход от базовых к интегративным типам профессиональной деятельности затрагивает не только ее функциональные и поведенческие стороны, но и глубинные основы психологической организации, в частности – закономерности структурно-функционального строения. В частности, интегративный характер профессиональной деятельности проявляется, в первую очередь, в ее структурных, а не в аналитических свойствах.

Выделение интегративных типов профессиональной деятельности создает адекватную методологическую основу для психологического анализа современных видов труда, поскольку позволяет не только однозначно классифицировать их по формальным признакам, но и выявить новые закономерности строения, детерминации и регуляции деятельности. В свою очередь, знание таких общих закономерностей, как мы надеемся, позволит улучшить работу по профориентации, профотбору, профконсультированию и другим направлениям подготовки квалифицированных кадров.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.