.RU

Дрессировщик – комплексный раздражитель - Владимир Исаевич Круковер

Дрессировщик – комплексный раздражитель


Самый главный раздражитель собаки – дрессировщик. Он действует на собаку своим запахом, тембром голоса, движениями, мимикой лица, позой, формой одежды, темпом движений и т.д. Более всего действуют голос дрессировщика, движения и запах. Собака хорошо различает особенности голоса (высоту, тембр, силу, интонацию), точно реагирует на произнесенные им команды и не реагирует на команды, которые подает посторонний человек. Собака без большого труда находит хозяина в толпе по пахучему следу.

Больше всего собака выделяет в семье того человека, который ее воспитывает, растит, дрессирует. Постоянный присмотр за собакой, кормление, прогулки очень укрепляют взаимный контакт.

Дрессировщик, воспитывая собаку, должен быть строгим, сдержанным и справедливым. Чрезмерная приветливость, частая игра с собакой отрицательно действуют на ее дисциплинированность.

При обучении собаки часто должен участвовать помощник дрессировщика, незнакомый собаке человек, иногда даже несколько. Помощник дрессировщика, как и сам дрессировщик, – комплексный раздражитель собаки (действует на собаку обликом, запахом, ударами прута, хлыста и т.д.). От помощника зависит качество дрессировки, выработка нужных навыков. Действия помощника должны быть обдуманы заранее, обращая внимание на поведение дрессируемой собаки. Дрессировщик обязан предварительно предоставить помощнику информацию о собаке, указать очередность действий. Помощник должен действовать правильно, быть проворным и находчивым. Самое главное – помощник дрессировщика не должен бояться собак. Лучше всего роль помощника выполняет человек, хорошо знающий правила дрессировки.

Методы дрессировки


Собаку дрессируют различными методами. Это комплекс способов и средств, с помощью которых вырабатываются условные рефлексы. В дрессировке собак применяются 4 основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

С помощью механического метода дрессировки условный раздражитель закрепляется механически (слегка стискивая, дергая поводок, ударяя прутиком). Например, произнеся команду «Сидеть!», рукой чуть нажимаем на поясницу и легко дергаем поводок вверх и назад.

Механическим методом можно выработать множество рефлексов, но не все. Применяя этот метод, нельзя научить собаку различать предметы по запаху, у нее может возникнуть чувство страха. Поэтому дрессировщик обязан обдуманно пользоваться этим методом, избегать частых и болезненных действий, обратить внимание на индивидуальные особенности поведения собаки.

Вкусопоощрительным методом закрепляют условный раздражитель, давая собаке лакомство. Например, произнеся команду «Ко мне!», показывают лакомство, а после того,

как собака подойдет, дрессировщик скармливает ей это лакомство.

Применяя этот метод, можно намного быстрее сформировать условные рефлексы. Кроме того, усиливается привязанность собаки. К сожалению, не все навыки вырабатываются этим методом, поэтому он часто применяется наряду с механическим.

Суть контрастного метода в том, что условный рефлекс закрепляется механически, а после этого – через дачу лакомства. Произнося команду «Сидеть!», слегка нажимаем на поясницу собаки, дергаем за поводок вверх и назад, а когда собака садится, даем лакомство. Контрастный метод – основной метол дрессировки служебных собак.

Подражательный метол основан на использовании врожденных способностей собаки подражать другим собакам. Например, достаточно залаять одной собаке, как на ее лай начинают реагировать и другие. Этот метод применяют, обучая собаку преодолевать препятствия, задерживать «нарушителя», лаять по команде, а также воспитывая молодых щенков.

Желая как следует дрессировать собаку, надо в первую очередь сформировать нормальные отношения между собакой и дрессировщиком. Голос дрессировщика, жесты, темп движения, выражение лица, одежда, запах – все это самый главный и сильный раздражитель. О том, что взаимные отношения собаки и дрессировщика нормальные, что они основаны на доверии, говорит преданность собаки хозяину: она быстро подходит, когда зовут, слушается, не боится.

Важное значение имеют жесты дрессировщика. Неожиданные (лишние) движения, топанье ногой могут вызвать у собаки пассивно-оборонительную реакцию, сформировать отношения, основанные на страхе.

Дрессируя собаку, надо обязательно:

– знать особенности поведения собаки, ее характер (нежный, недоверчивый, сердитый);

– организовывать каждое занятие, имея четкую задачу;

– точно и терпеливо закреплять условный рефлекс, строго придерживаться выдвигаемых требований;

– не менять жесты, сигналы и словесные команды, произносить их ясно и всегда одинаково. Менять команды и интонации в зависимости от поведения собаки;

– за каждое правильно произведенное действие поощрять собаку;

– разнообразить занятия, внимательно наблюдать за собакой, обращать внимание на ее физическое состояние;

– своими действиями помогать собаке правильно выполнять команды (толково и вовремя поощрить собаку; если собака не прыгает через препятствие, перепрыгнуть самому);

– точно ограничить рабочее и свободное положение собаки во время занятий. В зависимости от этого меняются и действия дрессировщика: он должен быть подтянут, командовать приказным, требовательным и умеренным тоном. В перерывах надо дать собаке возможность свободно побегать, поиграть.

Во время занятий надо менять команды, потому что, выполняя команды в одном и том же порядке, собака все делает автоматически – задержался после одной команды поизнести другую, а собака уже сама без команды выполняет действия в привычном порядке. Занятия не должны проходить постоянно в одном и том же месте и в одно и то же время. Так вырабатывается условная связь с местом и временем. Помощники дрессировщика на занятиях не должны быть одеты в одну и ту же одежду, поскольку это приучает собаку реагировать только на человека, одетого именно так.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.