.RU

Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций - старонка 11


ческих процессов вообще и их специального ритма;

120

КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

общий двигательный темп или психомоторная сфера -

подвижность или заторможенность, специальный харак-

тер движений (быстрый, мягкий, закругленный и т.д.).

Таким образом, связав понятие темперамента, в основ-

ном, с аффективностью и общим психическим темпом,

Э.Кречмер описал три типа темперамента, соответствую-

щие конституциональным типам:

шизотимический (характерный для лептосоматическо-

го или астенического телосложения) - замкнутость вплоть

до аутизма, колебания эмоций от раздражения до сухос-

ти, упрямство, малоподатливость убеждению и измене-

нию установок, сложности в приспособлении к окруже-

нию, склонность к абстракции. При расстройствах психи-

ки обнаруживается предрасположенность к шизофрении;

циклотимический (соответствующий пикническому те-

лосложению) - противоположность шизотимику, легко

контактирует с окружением, эмоции колеблются между

радостью и печалью, веселостью и мрачностью. У одних

циклоидов центр этих колебаний направлен к гипоманиа-

кальному полюсу, у других - к депрессивному. При пси-

хических расстройствах обнаруживается склонность к цир-

кулярному или маниакально-депрессивному психозу;

иксотимический (греч. ixos - тягучий) - характерен

для атлетического телосложения. Иксотимик спокоен, ма-

ловпечатлителен, обладает сдержанными жестами и ми-

микой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспо-

сабливается к перемене обстановки. При психических рас-

стройствах проявляет предрасположенность к эпилепсии.

Связь между телосложением и темпераментом Э.Креч-

мер видел, как и многие до него, в обусловленности этих

параметров химическим составом крови, влияющим на

особенности гормональной системы.

Концепция Э.Кречмера оказала очень сильное влияние

не только на развитие дифференциальной психиатрии (см.

главу 15), но и на типологические исследования в самых

разных областях психологии. В России, как и в других стра-

нах Европы, учение о конституциональном факторе ин-

дивидуальности было встречено с одобрением. В Московс-

ком Психологическом институте разрабатывается поведен-

ческая типология, в которой помимо некоторых консти-

7"/;М11ЕРАМЕНТ - ПСИХОЬИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ

121

т\ цнональных координат учитывается также темп реаги-

рования (быстрый и медленный), и момент силы или ди-

намичности (Корнилов, 1926). Выделенные типы описыва-

ются так: мускульно-активный, с природной склоннос-

тью к быстрому и сильному способу реагирования; мус-

к\льно-пассивный, с природной склонностью к быстро-

му и слабому типу реагирования; сенсорно-активный, с

природной склонностью к медленному и сильному спосо-

бу реагирования и сенсорно-пассивный, с природной

склонностью к медленному и слабому способу реагирова-

ния. Затрагивая вопрос о возможном изменении типа тем-

перамента, что важно учитывать в процессе воспитания и

обучения, Л.С.Выготский (1926) отмечал, что человек

легко может перейти от ослабленного к усиленному типу

реакции, от пассивного к активному способу реагирова-

ния, и от замедленного к ускоренному. Зато обратный пе-

реход - от быстрого к медленному, и от сильного к ос-

лабленному оказывается чрезвычайно затруднительным.

Следовательно, легче всего поддается изменениям сенсор-

но-пассивный тип, то есть флегматик, легко усваиваю-

щий форму поведения активных натур. Труднее же всего

поддается изменению холерический темперамент (мускуль-

но-активный тип).

Обзор конституционально-типологических теорий темпе-

рамента был бы неполным без имени еще одного исследова-

теля - американского психолога Уильяма Шелдона (см.

Skeleton, Stevens Tucker, 1940), сформулировавшего сома-

тотипическую концепцию темперамента. Важно отметить, что

эта теория зародилась не в клинике и не в психиатрической

практике. Кроме того, в основе классификации лежали не

дискретные "типы", а непрерывно распределенные "компо-

ненты" телосложения. У.Шелдон писал:

"Концепция типов сыграла свою положительную роль,

но сами типы при этом, пожалуй, больше всего напоминали

шесты, поддерживающие бельевую веревку, иными слова-

ми, что-то такое, к чему можно было "подвесить" всю клас-

сификацию. По мере того, как "веревка" заполнялась, пред-

ставление о типах отходило на задний план и, наконец, ис-

чезло совсем, уступив место представлению о непрерывном

распределении. Развитие шло от представлений о дихотомии

122

КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

до концепции изменчивости по различным пространствен-

ным осям" (цит.по Хиррчсои и др., 1968).

Эти компоненты получили названия в соответствии с

принятыми в эмбриологии обозначениями зародышевых

листков пледа: эндодермы, из которой развиваются пре-

имущественно внутренние органы; мезодермы, образую-

щей впоследствии мышечную ткань, и эктодермы, из ко-

торой развивается кожа и нервная ткань. Проанализировав

4000 фотографий студентов колледжа, У.Шелдон выделил

три крайних варианта телосложения, а затем составил

описания соответствующих им темпераментов, используя

наборы характеристик. Выделенные пятьдесят поведенчес-

ких признаков, после проведения обследования, раздели-

лись на три категории, положенные в основу трех компо-

нентов темперамента. Каждый компонент характеризовал-

ся двадцатью признаками, а каждый признак оценивался

по семибалльной шкале. Средний балл по двадцати при-

знакам определял соответствующий компонент. Таким об-

разом, соматотип описывался с помощью трех цифр. Пред-

положив, что люди с разными типами телосложения вы-

бирают различные способы действий, У.Шелдон провел

сопоставление данных по выраженности компонентов тем-

перамента с данными по соматотипам и получил коэф-

фициент корреляции порядка 0.80 между компонентами

соматотипа и темперамента (см. таблицу 6).

Более поздние исследования подтвердили, в частности,

выводы Шелдона, касающиеся соотношения между доми-

нирующей церебротонией и доминирующей эктоморфией

(Child, 1950).

Оценивая период развития конституциональных типо-

логий, известный специалист в области темперамента,

нынешний президент Международного общества по изу-

чению индивидуальных различий, польский психолог Ян

Стреляу (1986) приводит несколько основных критичес-

ких замечаний:

1. Большинство конституциональных типологий игно-

рирует роль социальных условий в формировании психи-

ческих свойств человека. В лучшем случае среде отводится

роль фактора, вызывающего проявление заранее запрог-

раммированных состояний.

fl.MIII-PAMEHr - ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 123

Таблица 6

Темперамент и соматотип

г телосложениетемперамент

~эндоморфиявисцеротония (лат. viscera -

преобладание шарообразныхвнутренности)

форм. вялье руки и ноги,преобладание дружелюбия; жажда

большое количество жира напохвалы; любовь к комфорту,

глечах и бедрах, но тонкиеприветливость со всеми; расслабленность

запястья и лодыжкив осанке и движениях; легкость в

выражении чувств; тяга к людям в

тяжелую минуту; мягкость при опьянении

мезоморфиясоматотония (лат. soma - тело)

хорошо развита мускульнаяуверенность в осанке и движениях;

система, широкие плечи илюбовь к приключениям; скрытность в

фудная клетка; кубическаячувствах и эмоциях; тяга к действиям в

массивная головатяжелую минуту; агрессивность и

настойчивость при опьянении

эктоморфияцеребротония (лат. cerebrum - мозг)

слабое развитие внутреннихскованность в осанке; необщительность,

органов и телосложения;социальная заторможенность; скрытность;

долговязый человек с худымустойчивость к действию алкоголя; тяга к

вытянутым лицом; узкаяодиночеству в тяжелую минуту;

грудная клетка и живот; тонкиеориентация к поздним периодам жизни

длинные руки и ноги

2. Отождествление личностных черт с признаками тем-

перамента, в частности, обусловленными конституцией.

Такие черты личности как любовь к компаниям, терпи-

мость или отсутствие сострадания считаются наследствен-

ными свойствами того же порядка, что и телосложение.

3. Необоснованным является часто встречающееся ут-

верждение, будто здоровые люди носят в себе зародыш

психического заболевания. Неправомерно также полнос-

тью переносить закономерности, установленные для груп-

пы больных людей, на всю популяцию.

Что было бы, если Санчо Панса и Дон Кихот поменя-

лись бы телами? Сохранили бы они при этом свою лич-

ность?" - многие авторы, задавая себе этот вопрос, быва-

ют вынуждены признать обоснованность некоторых дос-

тижений в области сопоставления конституциональных и

психологических параметров человека. Дело не в том, что-

бы избавиться от стереотипного образа, сочетающего в себе

воедино черты телесного и психологического портрета,

конституции и поведения. Проблема заключается в уме-

нии исследователя проанализировать отдельные части кон-

124

КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ституционально-поведенческого гештальта, не разрушая

целого.

5.1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

"МАГИЧЕСКИХ ТИПОВ"

Что же в это время происходило с уже привычным для

многих психологов традиционным четырехмерным описа-

нием темперамента? Вне всякого сомнения, традицион-

ная теория постоянно остается в поле зрения исследовате-

лей. Наиболее четкое психологическое звучание интерпре-

тация магических четырех типов темперамента начинает

приобретать в 20-30-х годах нашего столетия. В несколько

измененном виде Гиппократо-Галлено-Кантовские фор-

мулировки, дополненные данными наблюдения и лабора-

торного эксперимента, по-прежнему звучат убедительно.

Приведем портреты, составленные профессором К.Н.Кор-

ниловым (1921), создателем реактологии - учения, со-

гласно которому единицей человеческого поведения явля-

ется реакция, - применительно к детям:

"Вот ребенок сангвинического темперамента: он худощав,

строен, изящен. В движениях слишком быстр и подвижен,

даже суетлив; он хватается с горячностью за всякое новое

предприятие, но, не имея настойчивости довести его до кон-

ца, быстро к нему охладевает. Ум его - живой и острый, но

недостаточно глубокий и вдумчивый. Чувства быстро нарас-

тают, но захватывают его слишком поверхностно; он жизне-

радостен, любит наслаждения и стремится к ним...

Несколько иного склада ребенок флегматического темпе-

рамента. Физически упитанный, он медлителен в своих дви-

жениях, даже инертен и ленив. Его ум последовательный,,

вдумчивый и наблюдательный...Его чувства не горячи, но

постоянны..

Вот ребенок холерического типа. Он слишком решителен

и быстр, а потому часто и опрометчив в своих движениях. Он

настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. Его ост-

рый и насмешливый ум слишком категоричен в своих выво-

дах. Чувства слишком страстны и резки в проявлении симпа-

тий и антипатий. Он склонен ко всякого рода борьбе...

Иного склада ребенок меланхолического темперамента;

сумрачный и не по летам серьезный, он медлителен и осно-

125

fl: MIIEPAMEHT - ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ

иэтелен в проявлении своей воли. С глубоким и вдумчивым

умом, он непреклонен и настойчив до фанатизма в своих

излюбленных взглядах. Крайне впечатлительный и замкну-

тый, он редко проявляет свои чувства" (с. 125).

В объяснении природы темперамента продолжают дав-

леть те же традиции. Связывая темперамент с типом реак-

ции, Л.С.Выготский (1926) отмечает, что

"в конечном счете мы определяем темперамент по типу

движения, которое производится нашими органами, или

иначе - по возможности или готовности движений, кото-

рые мы угадываем в чертах тела".

Внешне наблюдаемые признаки по-прежнему отождест-

вляются с внутренними причинами, производящими тем-

пераментальные различия. В лучшем случае авторы доволь-

но эффективно реинтерпретируют "устоявшиеся" поло-

жения, например, гуморальной концепции, отмечая, что

установить корреляцию между строением тела и темпера-

ментом (который часто, надо отметить, подменялся и не-

редко продолжает подменяться понятием "характер") воз-

можно, так как существует общая "породившая" их при-

чина - работа секреторного аппарата, объединяющего

функционирование головного мозга, эндокринных желез

и нервной системы (Выготский, 1926).

5.2. НОВЫЙ ЭТАП В ИЗУЧЕНИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Хотя психология, в том числе и дифференциальная,

существует как наука лишь немногим более столетия, мож-

но отметить большие достижения в анализе природы пси-

хики и в объяснении причин человеческого поведения.

Конечно, исследования темперамента во второй полови-

не двадцатого века и теоретически, и экспериментально

несопоставимы по уровню оснащенности с исследования-

ми предыдущих поколений ученых. Тем не менее, основ-

ные подходы к изучению темперамента, порой трудноуз-

наваемые в контексте современной терминологии, про-

должают свое существование.

126

КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

5.2.1. ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Уильям Шелдон был не первым, кто предложил "свер-

нуть в сторону" с проторенной дороги типологического

подхода и рассматривать черты темперамента как диспо-

зициональные переменные, имеющие непрерывное нор-

мальное распределение. Подробнее мы говорили об этом

во второй главе, сейчас же важно отметить, что в соответ-

ствии с открытым немецким исследователем Гауссом ма-

тематическим законом, графически представленным в виде

одновершинной плавной кривой, большинство психоло-

гических характеристик редко проявляются в виде своих

экстремальных значений (то есть находятся на концах кри-

вой Гаусса), а гораздо чаще имеют среднее значение. Это

правило применили к изучению темперамента в 1906 году

голландские психологи Г.Хейманс и Е.Вирсма (Heymans,

Wiersma, 1912). Обследовав свыше двух тысяч детей и взрос-

лых с помощью разработанного вопросника из 90 пунктов

и обработав результаты с помощью доступных в то время

статистических средств, авторы выделили три характерис-

тики темперамента, имеющие два полюса, соответствую-

щие крайним значениям:

активность - пассивность: проявления деятельности во

всех сферах жизни (на работе, в школе, дома, во время

отдыха), а также манера выполнять задания немедленно

или откладывать их выполнение;

эмоциональность - безэмоциональность, частота и сила

эмоциональных реакций в ответ на ситуации-стимулы;

первичная (П) - вторичная (В) функция, темпорально-

энергетическая характеристика реакций человека. Люди с

развитой ПФ сильно и импульсивно реагируют на собы-

тия, но эффект или след реакции быстро угасает. Преоб-

ладание ВФ означает, что первая реакция будет слабой,

но затем сила реагирования нарастает и эффект сохраня-

ется более длительное время.

Исследователи выделили восемь основных типов тем-Д

пера.мента на основе комбинаций трех базовых парамет-

ров или общих факторов (подобных общему фактору, выде-

127

М1И.ГАМКНТ - НСНХОЫЮЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ

"иному Ч.Спирменом при исследовании интеллекта -

см. паву 6), то есть измерений, к которым сводится боль-

шое количество наблюдаемых явлений. Типология Хейман-

са- -Впрсмы практически не реализована в современных

исследованиях, однако она послужила толчком к созда-

нию непрекращающейся и поныне "череды" факторных

теорий темперамента, содержание которых сводится, в

основном, к поиску новых или реинтерпретации извест-

ных данных, а процедура - к отлаженному психометри-

ческому анализу переменных, из которых затем путем

вычисления корреляций и интеркорреляций, а также с

помощью различных моделей факторного и кластерного

методов статистической обработки, выделяется п-е число

первичных, вторичных, третичных и т.д. факторов.

Вполне возможно, что после открытия десятков темпе-

раментальных факторов должен наступить этап концепту-

ального осмысления результатов и сведения разнообраз-

ных характеристик к некоторому числу метапараметров,

выделение которых становится возможным благодаря изу-

чению механизмов функционирования формальной сфе-

ры психики и строения соответствующих психофизиоло-

гических и психологических структур.

Для того, чтобы сделать дальнейшее представление дан-

ных очередного этапа изучения темперамента, связанного

с появлением факторных моделей и анализом темпера-

ментальной структуры, более компактным, воспользуем-

ся структурным описанием находок различных авторов. В

качестве основания для простейшей классификации

возьмем четыре двухполюсных метапараметра (Либин,

1994), позволяющих в общих чертах описать взаимодейст-

вие человека с физической и социальной (то есть комму-

никативной) средой с точки зрения формального подхо-

да. Отметим, что деление индивидуальных проявлений на

Две категории, соответствующие "физической" (то есть

имеющие отношение к предметной, или субъект-объект-

ной стороне жизни) и "социальной" (относящиеся к ком-

муникативной, или субъект-субъектной форме взаимодей-

ствия) формам достаточно эффективно, что отмечалось

Рядом исследователей темперамента {Небылицын, 1978;

l-emer. 1984; Бодунов, 1988; Русалов, 1990), способностей

128

КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(Лейтес, 1960) и личности (Magnusson Endler, 1977; Ан-

цыферова, 1996). Поддерживая эту точку зрения, мы со-

храняем такое же разделение в нашей классификации (см.

таблицу 6) современных концепций структуры темпера-

мента, присваивая индекс П (проявляется в предметной

сфере в виде объектно-ориентированных стратегий) или

С (проявляется в социальной сфере в виде коммуникатив-

но-ориентированных стратегий) в зависимости от авторс-

кой интерпретации выделенного параметра.

Разумеется, большое количество довольно известных

показателей не вошли в таблицу, так как либо не могут -

даже условно - быть отнесены лишь к одному мета-пара-

метру (например, адаптивность или доминантность), либо

не относятся к темпераменту, описывая другие подструк-

туры личности, такие как стиль или характер. В число "фаль-

сифицированно"-темпераментальных признаков входят,

например, объективность, дружелюбие, отношение к лю-

дям, мужественность (Guilford, Zimmermann Guilford,

1976); агрессивность, подозрительность, чувство вины

(Schalling, Asberg, Edman Klinteberg, 1989; Magnusson, 1986);

I

t

с

,"

А

Отмеченные черты, по нашему мнению, не удовлетворя-

ют критериям выделения темпераментальных свойств (Buss,

Plomin, 1984; Strelau, 1991; Русалов, 1991), важнейшими

из которых являются проявление в раннем детстве, насле-

дуемость, кросс-ситуативная устойчивость, проявление

выделенных признаков как у людей, так и животных.

5.2.2. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА

ТЕМПЕРАМЕНТА

Однако, с помощью любого, даже самого полного,,

перечня факторов, невозможно решить фундаменталь-

ную задачу дифференциально-психологического исследо-

вания - познание природы выявленных индивидуальных

различий. Сущность темперамента раскрывают не факто-

ры, а механизмы, лежащие в их основе. Именно поэтому

одной из наиболее перспективных концепций, объясняю-

щих темперамент с позиций современной науки, является

функциональная типология высшей нервной деятельнос-

ти, разработанная И.П.Павловым (1926/1952), который

129

Ti-MUF.PAMEHT - ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ

Таблица 7

Метаизмерения темпераментальных проявлений

""Интенс предметнаяивность социальнаяУмере> предметнаячность социальная

общая активностьизбегание активности

Clifford Zimmerrn S.Ye.au: Buss Plomin активность П Tnmas. Chess:an: McDevit! Carey; Windle Lerner;Wilson. BariEtt Grayинтроверсия С Evsenk:

активность П энергичность П Thurstone: напряженность McDevitt Carey; Feij; Kuper;социабельность Thurstone;напряженность С CatteR; социализация Maanusson:расслабленность С Cattelt;

самодостаточностьCsfteli:социабельностьCaiteS;

реактивность П Strelau, эргичность П Русалов.приближение С Marlh; эргичность С Pvcanoe;

общительность Guilford Zimmerman; экстраверсия С Evsenk.

УстойчивостьИзменчивость

предметнаяритмичность П Thomas. Chess; McDevitt Carey; Win die Lemerсоциальнаястабильность С Thurstone;предметнаяимпульсивность П Thurstone; Barrett,социальнаяимпульсивность С Feii. Kuver. Barretf. Азаров

уравновешенность ПGuilford Zimmermanтемп П Русаловотвлекаемость П Thomas, Chess: McDevitt Сагеу: Martin: Windle Lemer.темп С Русалов

избегание монотонии Maanusson;

Включи предметнаявнность" социальнаяДiк:mа предметная-пность социальная

Taylor: Spietberger,Guilford Zimmerman;ЭМ.УСТОЙЧИВОСТЬ П

Eysenk; эмоциональность общаяCarte//; рефлексивность П Thurstone:рефлексивность С Guitford S Zimmerman.

. чувствительность Пдистантность П McDevitt Carey;дистанция С Thomas, Chess: Windle

Thomas, Chess: McDevitt Carey;отрешенность С Maanusson;

эмоциональнаянеустойчивость С CatteS:

раздражительность С

эмоциональность ПMagnusson; эмоциональность С

Р/СЭЛ06:Руса по в:

-> А. Либин

130

КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Таблица 7 (продолжение)

Широта диапазона Узость диапазона

предметнаяпластичность Псоциальная предметнаяпластичность С ригидность Псоциальная

Русапов:Windle Lemer: Запевский:

подвижность П Strelauгибкость С Cattellригидность С Cattell

К сожалению, характеристики этого полюса метапараметра пред-

ставляют лишь проявления отрицательных эмоций. Такова пе-

чальная традиция, согласно которой описание эмоциональности

дается в негативно окрашенных тонах (подробнее см. Либина,

1995). Однако есть надежда, что в ближайшем будущем в этот

раздел таблицы будут вписаны также достойные внимания иссле-

дователей характеристики положительных эмоций.

хотел объяснить индивидуальные различия в темперамен-

те, опираясь на концепцию свойств нервной системы.

Первые попытки применения теории типов нервной

системы, разработанной И.П.Павловым, к изучению чело-

века были предприняты двумя его учениками - Н.И.Крас-

ногорским и А. Г. Ивановым-Смоленским. Исследуя в 1917

году тормозные реакции у детей, Н. И. Красногорский

(1953) выделил два типа нервной организации - нормаль-

ный и инертный тип высшей нервной деятельности (ВНД).

Позднее, на основе результатов исследования безуслов-

ных и условных рефлексов (чаще всего анализировалась

реакция слюноотделения), а также учитывая вербальные

реакции и все поведение ребенка, было выделено четыре

основных типа нервной системы, которые соотносились с

четырьмя классическими названиями типов темперамента.

Основным классификационным признаком в типологии

Н. И. Красногорского (1958) стала уравновешенность не-

рвных процессов, которая понималась автором концеп-

ции (в отличие от И.П.Павлова, соотносившего уравнове-

шенность с процессами возбуждения и торможения) как

соотношение силы процесса возбуждения в корковых уча-

стках мозга с силой этого же процесса в его подкорковых

участках. Вот как выглядела, например, характеристика

темперамента "классического" сангвиника:

"сильный тип. в оптимальной степени возбудимый, урав-

новешенный. подвижный. Все отделы мозга функционируют

ТЕМПЕРАМЕНТ - ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ

131

в полном согласии, в гармоническом единстве; как положи-

тельные, так и тормозные условные рефлексы образуются

быстро и устойчивые. Сила реакции соответствует силе раз-

дражителей. Сильные клетки коры и нормальная возбудимость

участков подкорки обеспечивает хорошее приспособление к

требованиям среды. Деятельность коры характеризуется боль-

шой подвижностью. Это темперамент "живой", его облада-

тель не доставляет воспитателю особых хлопот. Образование

вербальных реакций протекает быстро и соответствует возраст-

ным нормам. Речь у сангвиника громкая, быстрая, вырази-

тельная, с правильной расстановкой акцентов и интониро-

ванная, плавная. Речь сопровождается оживленной жестику-

ляцией, выразительными мимическими движениями и эмо-

циональным возбуждением" (там же, с.156).

Н. И. Красногорский отмечает, что типы ВНД не явля-

ются неизменными. Представляя собой характеристику

безусловных и условных реакций, а также вербального

поведения, они могут модифицироваться тем или иным

образом под влиянием питания, научения, событий в со-

циальном окружении, воспитания. Следует отметить, что

последующие исследователи темперамента подвергли со-

мнению основные положения подхода Н. И. Красногорс-

кого, в частности тот факт, что скорость образования и

продолжительность условных реакций напрямую зависят

от силы нервной системы по отношению к возбуждению

и торможению. Также отмечалось (Strelau, 1983), что од-

нозначное соотнесение с типами нервной системы ребен-

ка соответствующих характеристик вербального поведения

не имеет обоснования в авторской логике.

Почти в то же время в лаборатории А.Г.Иванова-Смо-

ленского проводятся многочисленные исследования, по-

священные анализу свойств нервной системы детей дош-

кольного и школьного возраста. Используя двигательную

методику в сочетании с регистрацией частоты дыхания и

сердечных сокращений и принимая во внимание легкость

и скорость образования как положительных, так и отри-

цательных временных связей, исследователь выделил сле-

дующие четыре типа: 1) подвижный тип: как положитель-

ные, так и тормозные временные связи образуются легко

и быстро; 2) инертный тип: как положительные, так и

тормозные связи образуются медленно; 3) возбудимый тип:

132

КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

положительные связи образуются легко и быстро, а тор-

мозные наоборот - медленно и с трудом; 4) тормозным

тип: положительные связи образуются медленно, а тор-

мозные - легко и быстро. В отличие от И.П.Павлова,

А.Г.Иванов-Смоленский (1953) говорит о "типах образо-

вания временных связей", лежащих в основе темперамен-

та. Эта типология не претендует на характеристику так на-

зываемых общих типов нервной системы и сводится лишь

к характеристике образования условных рефлексов. Автор

использует только два признака ВНД - подвижность и

уравновешенность нервных процессов, тогда как И.П.Пав-

лов первостепенное значение придавал именно силе про-

цессов возбуждения и торможения.

Используя в качестве основы традиционную Павловс-

кую схему сопоставления свойств нервной системы и осо-

бенностей реакций с темпераментом (см. также Платонов,

1984, с. 149), можно представить следующую таблицу 8:

Таблица 8

Сопоставление параметров нервной системы, темперамента и

типа реакций

Тип нервной системыХарактерно нервных просила уравновешенностьтики цессовподвижностьХарактеристики реакцийинтенсивность скоростьТип темперамента

Безудеожный+ -чоезмеоная +Холеоик

Живой Инеотный+ + + ++умеренная + сильная -Сангвиник Флегматик

Слабый+слабаяМеланхолик

Примечание

"+" - выраженность силы, уравновешенности, подвижности, быст-

роты;

"-" - выраженность слабости, неуравновешенности, инертности,

медленности.

Каковы были достижения этого этапа изучения свойств

нервной системы как физиологического субстрата темпе-

рамента? Как отмечает В.Д.Небылицын (1976):

"...классификация А.Г.Иванова-Смоленского является

одной из первых, основывающихся на результатах экспери-

Tt.MIIKPAMEHT - НСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ

133

ментальных исследований, попыток введения принципа ди-

намичности нервных процессов в изучение человека".

Также принципиальным достижением этого подхода

является вывод о том, что "диагноз отдельных свойств

нервной системы зависит от характера раздражителей,

используемых в эксперименте"(5У/-е/яи, 1983).

5.2.3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ психофизиология - новый

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.