.RU

Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА - И. А. Кох сценическое фехтование

Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА


 Для создания исторической достоверности в теат­ре довольно большую роль играет правильная мане­ра обращения с широкополой шляпой XVII столетия (рис. 135). Широкополая шляпа надевалась на голову так, чтобы отогнутое вверх поле было с левой сторо­ны, а правая сторона опускалась к уху. Чтобы снять шляпу, необходимо поднять правую руку над шляпой, положить предплечье спереди сверху на поле. Кисть четырьмя пальцами захватывает поле шляпы снизу, а большим пальцем — сверху.

Упражнение № 254.

Снимание и надевание шляпы



Построение: стайкой.

Техника исполнения. По команде «Взять шляпу!» ши­роким жестом положить правую руку на поля шляпы,

захватив пальцами ее левую сторону. По команде «Снять шляпу!» поднять руку со шляпой в направлении направо вверх и держать ее так, чтобы тулья и перья были направлены вперед, к тем лицам ко­торых приветствуют.

По команде «Поправить шляпу!», взявшись двумя руками, пра­вой справа, а левой слева за поля, надвинуть ее на голову.

Упражнение № 255.

Бытовые позы

с

широкополой шляпой



В старину считалось недопустимым быть на улице без головно­го убора, но при входе в жилое помещение головной убор снимался.

 252

Жилым помещением считались только комнаты — в передних и ко­ридорах (в подсобных помещениях) можно было оставаться в шляпе. Головной убор не снимали военные, пришедшие по делам службы. Снятую шляпу можно было либо держать у правой ноги, либо пове­сить на эфес шпаги, кроме того, ее можно было положить на левую руку.

Первое положение — шляпа у ноги. После того как шляпа снята с головы, следует держать ее в правой руке, опущенной вниз, вдоль бедра правой ноги. Если, опуская ее, не переменить положение кис­ти, шляпа обязательно окажется тульей и перьями к ноге, а изнанкой наружу, что недопустимо по этикету. Поэтому в момент, когда рука опускает шляпу к ноге, надо быстро перенести указательный палец на поле сверху, а большой — под него: тулья окажется в верном по­ложении (рис. 136, а).

При надевании шляпы положение пальцев на полях менять не надо. Следует набросить шляпу на голову так, чтобы правая рука оказалась около левого виска, а затем поправить ее двумя руками, как было указано выше.

Второе положение — шляпа на эфес. После того как шляпа была снята с головы, кавалер набрасывает ее на эфес шпаги, при этом он придерживает ее снизу пальцами левой руки или кладет руку сверху на тулью, можно было и совсем не придерживать шляпу. Это поло­жение удобно тем, что оставляло свободными обе руки.

Третье положение — шляпа «на подносе». Это положение шляпы для торжественных обстоятельств: прие­мов, аудиенций и богослужений. Та­кое положение диктовалось правилами этикета. В момент, когда снималась шляпа, левая рука, сгибаясь в локте­вом суставе, оказывалась в положении, когда предплечье, располагалось поч­ти горизонтально, но чуть ниже плеча. На этот своеобразный «поднос» шляпа укладывалась тульей и перьями вверх (рис. 136, б).

 253

Для того чтобы шляпа не падала, ее придерживали пальцами ле­вой руки. В дальнейшем ее было удобно взять и правой рукой.

Методические указания. Тренировать действия со шляпой в со­четании с ходьбой, остановками, поклонами.

Упражнение № 256.

Поклон

со

шляпой



Жители средневековья, приветствуя друг друга, обязательно снимали головной убор. Этот обычай соблюдали, здороваясь либо с людьми своего круга, либо с вышестоящими. По отношению к про­стому люду дворянин мог этот обычай не соблюдать.

Техника исполнения. Кавалер клал правую руку на поля шляпы. На счет «Раз!» надо, снимая шляпу, вытянуть правую руку в сторону и слегка вверх, одновременно шагнув левой ногой назад. На счет «Два!» приложить руку к сердцу, поля шляпы при этом должны лечь на грудь так, чтобы тулья и перья были направлены вперед, и одновременно слегка согнуть левую ногу в колене. На счет «Три!» склонить голову и корпус, как бы «подметая пол пером», руки — в стороны.

После первого поклона, не приставляя правую ногу вперед в за­ключительное положение, слегка оттолкнувшись от пола левой но­гой, в прыжке перенести правую ногу за левую (сначала приземляет­ся правая нога, затем левая), руки в момент толчка (через положение опять «К сердцу!») развести в стороны. Эта последовательность дви­жений выполняется два, три и более раз.

На счет «Четыре!» надеть шляпу на голову и, выпрямляясь, при­ставить с легким ударом правую ногу к левой.

Методические указания. Более почетное приветствие выража­лось в двойном поклоне, а в торжественных обстоятельствах — даже тройном. Они были выражением церемониала.

Упражнение № 257.

Тройной поклон



Техника исполнения. Следует выполнить первый поклон так, как это описано в предыдущем упражнении, но остаться в положении склоненной головы и туловища. По команде «Четыре!», выдержав небольшую паузу, нужную для реплики или в ожидании ответа, на­чать исполнение второго поклона. Для этого следует сделать вспо­могательное движение, то есть перебросить шляпу за предплечье,

 254

и, выпрямляясь, подтянуть правую ногу к левой и одновременно по­ложить шляпу на грудь, так же как в первом поклоне.

Далее, по счету «Пять!», шагнув левой ногой назад и сгибая ее в колене, склонить вновь туловище и голову, отводя руку со шляпой слева направо, снова скользнуть перьями по полу. Чтобы сделать тре­тий поклон, надо, опять шагнув правой ногой за левую, выпрямить голову и туловище и перенести правую руку со шляпой влево. В мо­мент после прыжка, когда левая нога окажется за правой и согнется в колене, надо, склонившись, отмахнуть широко шляпой вправо — это будет выполнением третьего поклона.

Методические указания. Не следует затрачивать много времени на детальное освоение этих элементов, надо постараться как можно скорее перейти к комплексному исполнению этих действий, а еще лучше — к этюдной форме.

Упражнение № 258.

Комплексное



Предложить ученикам надеть плащи, портупеи со шпагами, нож­нами и шляпы.

Техника исполнения. Приняв положение одной из стилевых поз, идти вперед семь шагов. На пятом-шестом шаге следует распахнуть плащ и оставить полу или свободной, или закинутой за предплечье. Затем, остановившись, выполнить тройной поклон, поместить шля­пу на «поднос» или повесить на эфес шпаги и сделать еще один пок­лон. В заключение надеть шляпу и запахнуться в плащ.

Методические указания. Ученики сами должны выбрать стиле­вую позу в начале упражнения. Они свободны в подборе движений при обращении с плащом, но, кланяясь, обязательно должны сни­мать шляпу. Приведенная схема упражнения позволяет легко пре­вратить его в этюд. Чем разнообразнее будут упражнения, тем боль­шую пользу они принесут. Заданная схема не должна меняться, она единая для всех, но детали исполнения могут быть индивидуальны.

Треуголка



Треуголку в XVIII столетии надевали на голову так, чтобы от бровей до полей шляпы было расстояние в толщину указательного пальца (рис. 137).

 255

 Упражнение № 259.

Снять

треуголку



Построение: стайкой.

Техника исполнения. По команде «Снять тре­уголку!» надо положить указательный и третий палец на ее поля сверху, в переднем или правом углу (в зависимости от того, как она надета), а большой, безымянный и мизинец подложить снизу. Пальцы сжать.

Методические указания. Такая манера держать шляпу позволяет удобно ее снять или надеть. Снятая с головы треуголка могла быть в трех раз­ных положениях.

Упражнение № 260.

Шляпа

у ноги



Техника исполнения. По команде «Шляпа у но­ги» надо, после того как шляпа снята, опустить правую руку вдоль правой или левой ноги (в зависимости от того, какой рукой она была снята), причем обязательно полями к бедру, а тульей наружу.

Упражнение № 261.

Шляпу под левую руку



Техника исполнения. По команде «Шляпу под руку!» надо, после того, как она снята с головы, правой рукой поднести ее к левому боку полями на уровне тазобедренного сустава или чуть выше (как удобно) и слегка прижать предплечьем левой руки. Правая рука при этом опущена вниз (это второе бытовое положение).

Упражнение № 262.

Треуголку «на поднос»



Техника исполнения. Техника этого положения полностью соот­ветствует аналогичному положению широкополой шляпы XVII сто­летия.

Методические указания. При приветственных жестах, выполня­емых руками, треуголку не снимали, тогда как при реверансах это было обязательным. Если кавалер кланяется при обнаженной шпаге, то шпагу держат в правой руке, а движения с треуголкой следует выполнять левой рукой по указанной выше схеме.

 256

 Упражнение № 263.

Поклон с треуголкой



Построение: стайкой.

Техника исполнения. Надо сделать семь шагов вперед, на вось­мом, останавливаясь, положить правую или левую руку на угол треу­голки и, выполняя первое движение реверанса, в то же время снять шляпу, отведя руку в сторону. Все остальные движения выполнять по схеме это­го поклона (рис. 138). В тот момент, когда впереди стоящая нога подтягива­ется к опорной, треуголку следует надеть на голову. Методические указа­ния. Это упражнение сле­дует повторить несколько раз, выполняя действия с треуголкой то правой, то левой рукой. Есть смысл заканчивать этюды по­добного типа в одном из бытовых положений: тре­уголка у ноги, под рукой или на подносе.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.