.RU

IV. На склоне лет - Вешки интереса


IV

. На склоне лет



Асимптота:

Архив Д.И.Менделеева

. Л.: ЛГУ, 1951, том 1, 207 с.

«Тот, кто будет писать мою биографию, скажет мне спасибо» (Д.И.) - эпиграф к предисловию, написанному М.Д.Менделеевой.

Он сам собрал свои произведения (55 томов) и дал два их списка – хронологический и тематический. Дал обзор биографии, библиотеки, художественных коллекций,… Рукописный отдел архива (научные рукописи, записки, письма и прочие документы) содержит 12261 документ, число томов библиотеки 5052. Разделы: 1) Автобиография. 2) Биографии. 3) Химия. 4) Физика. 5) Метрология. 6) Просвещение. 7) Промышленность. 8) Арктика. 9) Библиотека, искусство, фотография. В библиотеке, помимо обычной картотеки, описи 4-х видов: 1) Указатель по брошюрам. 2) 4 варианта каталогов: по предметам дробно, по авторам, по номерам томов, по предметам усовершенствованно. 3) Карточный алфавитный каталог – 100 тетрадок. 4) Карточный указатель по авторам – 30 тетрадок.

1. Дементьева Е.Ю.



Всё громче зов небес. Всё глуше песня жизни.

Мечтаю, чтоб скорей пришёл конец пути.

И шепчет кто-то мне в беззвучной укоризне:

«Пойми – пока живёшь, нельзя желать уйти…».

«Не всё завершено. Обязанностей много.

Ещё не обретён безмолвный мир души.

Пока не отойдут волненья и тревога –

Свою земную жизнь окончить не спеши».

«Уходят только те, кто выполнил заданье.

Иль те, кто не сумел, не захотел дойти.

Прими, благословив, как дар, свои страданья,

Чтоб каждый новый день был шагом на пути».

* * * * *

Не плачьте обо мне в томительном бессильи,

Желая удержать, когда мой час придёт,

Поймите – смерти нет. Я расправляю крылья,

Что унесут меня в стремительный полёт

Рожденье, а не смерть… Спираль ведёт всё круче.

Очередных витков я вижу смутный ряд.

И впереди, во мгле, невидимые кручи,

Когда уходишь ввысь, нельзя смотреть назад.

Но я люблю тебя, Земля моя родная,

И я вернусь к тебе, когда настанет срок.

Но скоро или нет – я этого не знаю…

Там времени уж нет, лишь вечности поток. Р.Б.- 1992.

2. Индийская притча.



Чандрасекхар // Успехи физических наук. 1974, т.112, в.2, с.322.

Личинки стрекоз жили на дне пруда. Их постоянно мучила одна загадка: что происходит с ними, когда, став взрослыми, они поднимаются к поверхности пруда, проходят через неё и исчезают, чтобы больше никогда не вернуться? Каждая личинка, ставшая взрослой и готовящаяся подняться наверх, обязательно обещает вернуться и рассказать оставшимся внизу подругам о том, что же происходит наверху. Ведь только так удастся подтвердить или опровергнуть слухи, распространяемые лягушкой, будто бы личинка, пересекающая поверхность пруда и оказавшаяся по ту сторону привычного мира, превращается в удивительное существо с длинным стройным телом и сверкающими крыльями. Но, выйдя из воды, личинка превращается в стрекозу, которая, увы, уже не может проникнуть под поверхность пруда, сколько бы она ни пыталась и как бы долго ни парила над его зеркальной поверхностью. И в летописи, которую ведут личинки, нет записи о личинке, которая возвратилась бы и рассказала, что же происходит с теми, кто пересёк границу их мира. И притча оканчивается плачем: «Неужели ни одна из вас из жалости к тем, кого вы бросили внизу, не вернётся и не раскроет тайну?».

3. Богданов В.А.

Бог, личность и алгоритмы саморазвития

. СПб, 1992, 86 с.

Автор предлагает модель личности в контексте восточного учения о Дао, русской философии всеединства, герметизма и т.п. Синтез науки и мистики. «То, чего сегодня ждёт весь мир – это грандиозная идея духовного Единства Вселенной» (Вивекананда).

Пифагор учил поклоняться тройственному единству. Только отсюда мог попасть в христианскую теологию через неоплатоников догмат о Троице, наполненный мистическим ощущением тернарных отношений как некоей новой ступени после унитарного единства и дуальности оппозиций. В озарении о порядке эволюции Шарден пишет о тройном единстве – структуры, механизма и развития. Я.А.Пономарёв утверждает одновременное возникновение в простейшем живом существе трёх форм взаимодействия: психической, органической и социальной. Автор предпочёл бы трёхуровневое разложение системы, не желая расставаться с идеей поступательного развития. Психология полна концепций о трёх стадиальных формах регуляции поведения: врождённого, условно-рефлекторного и основанного на самосознании. Амосов выделает три стадии воспитания: импринтинг до двух лет, воздействие близких и самовоспитание.

В нашей системологической модели личности постулированы три основных принципа: 1) Единство структурного, функционального и генетического аспектов представления системы; 2) Воспроизведение общесистемных закономерностей в описании объекта; 3) Периодическое повторение структуры целого в подсистемах описания, т. е. рекуррентность. Три главных стадии развития: интро-, интер-, экстра-. Размышляя о душе мира как форме вселенной, Н.Кузанский повторяет, что «целое находится в своих частях в любой части через свою часть». Психолог Пиаже при обсуждении вопроса о становлении интеллекта указывает, что отношения между новыми элементами те же самые, что и между предшествующими. Рекуррентность пронизывает весь универсум.

Система кватернионов – рекуррентное продолжение системы комплексных чисел. Далее следует система октав или числа Кэли, в которых база мнимых элементов составляет уже семь единиц. Каждая из них находится в кольцевых отношениях со своими сочленами, образуя семь триадных контуров. Удвоение комплекса приводит к кварте, удвоение кварты – к октаве, но соотношение мнимых единиц во всех трёх системах образует мистическую последовательность 1-3-7. Других алгебраических систем со сходными признаками не существует. В.А.Ганзен пытался выразить инвариант всего сущего в структуре с числом 5, Э.М.Сороко – 6.

Усложняя исходный семимерный структурный модуль, я ввёл принцип симметрии и зацикливания в кольцо уже не для отдельных исходных элементов, а для их групп – подсистем модели. Повторив модуль трижды, проиллюстрировал тем самым уровни развития и уровни познания личности. Взяв комбинации каждых двух уровней, получил матрицы их взаимоотношений в разном порядке доминирования, т. е. асимметрии. Каждому из 21 (3×7) базовых элементов подобрал по дуальной паре, получив тем самым новую, зеркальную исходной, структуру. Если первая служила причинному анализу личности, то зеркальная – целевому.

Естественно полагать, что модель общества окажется сравнимой с моделью личности, а то и гомоморфной ей. Гиперсистемы, воплощающие алгоритмы развития действия, движения, бытия вообще, обладают рядом алгебраических свойств, которые и объединяют их в неразрывное триединство. А именно: ассоциативность, альтернативность, обратимость деления. Логико-алгебраические свойства: транзитивность, симметричность, рефлексивность – тоже обнаруживаются в этих системах. Триединство, преследующее нас при анализе любого аспекта личности, при синтезе её модели проявляется не менее выражено. Так, системные методологи привыкли выделять три типа общесистемных связей: детерминацию (направленно-причинную связь), корреляцию (связь ненаправленную, взаимную) и сосуществование (констелляцию или звёздную связь).

В рамках моей модели можно обсуждать современное поведение в терминах: хаос, космос, логос.

Корнелий Агриппа заменил аристотелевское представление о четырёх начальных стихиях на семеричное. Трудно назвать народ, у которого не имели бы место культурно-методологические инварианты, отображающие идею о семистадийности, семизвенности духовного восхождения. Согласно даосским представлениям за 49 дней после смерти рассеиваются семь животных душ человека. Будда ждал вдохновения 7 дней и 7 ночей. Бог света Кришна разделялся на 7 частей. Мухаммед возносился на седьмое небо. В Африке, Сибири, Океании возможность возвращения из загробного мира связывали с семью ступенями. Через то же русло интуиции к нам пришли представления о семи космосах Гурджиева, семи категориях человеческого бытия П.Д.Успенского, семи эрах человеческой цивилизации по Блаватской и т.п. Древние египтяне и индийцы считали, что из семи компонентов состоит человеческая душа. Штейнер утверждал: «Как свет являет себя в семи красках, как звук – в семи тонах, так семерично восходящее к Богу человеческое существо обращается в семи прошениях молитвы «Отце наш!». Семеричное число загробных состояний, как райских, так и адских, соответствует такому же числу судов Божиих согласно числу смертных грехов. С тем же числом связан символ Софии, воплощения и обиталища Логоса и вечной души мира (Лосев), что нашло воплощение в православной иконографии. Но и образ апокалиптического зверя – семиглазый агнец с семью рогами.

В модели развития и интеграции последовательности психических процессов заложен естественный порядок вселенских метаморфоз, т.е. определённая иерархия, в которой видна тенденция к развитию адекватного, эквивалентного отражения мира. Рефлексия (по латыни “загибание назад”) придаёт спиралеобразное движение, так что цепочка связывается в кольцо. И вся эта совокупность процессов отвечает структуре из семи колец по три элемента, т. е. структуре системы октав. Уровень психических процессов: воля, эмоции, мышление, восприятие, внимание, память, воображение. Уровень личностных компонентов: характер, темперамент, интеллект, сознание, мотивация, опыт, способности. Уровень групповых процессов: управление, эмоциональная идентификация, принятие решений, коммуникация, консолидация, адаптация, соревнование. Центральный процесс ансамбля – восприятие – сам обладает триединством, включая в себя генетически ранние формы и самую позднюю – представление. Ему присуще одновременно и смутно отображать действительность, и целостно видеть, и адекватно представлять. Наш постулат: между психическими процессами и подструктурами личности существует взаимооднозначное соответствие. Третий уровень позволяет изучать личность в единстве с её социальной средой. Структурный модуль снова повторяется.

В Библии свыше 160 упоминаний седмирицы и свыше 14 - троицы. Именно мнимые числа, а через них и система октав, связывают в единое целое не только астрофизические, но и биологические константы. В этом смысл принципа антропности. Четверицу имеет смысл представлять как тетраэдр с 4-мя треугольными гранями. 32 вида симметрии кристаллов подразделяются на 3 категории и на 7 сингоний – систем по сходным углам.

Самая известная триада аспектов психологического анализа: эмоциональный, когнитивный, волевой. Во всех случаях место России увязывается с эмоциональным членом триады. Следы первооткрывателей психологической триады утеряны ещё во времена Платона. Р.Б. – 24.02.93.

4. Человек.

Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.

М., 1991, 464 с.

Аум – священный перволог, одна из наиболее почитаемых мантр, т.н. уддгихта. По смыслу и этимологии близок к слову “Амен” или “Аминь” в христианской традиции. Три звука этой мантры отождествляют как с тремя главными индуистскими богами (Брахма, Вишну, Шива), так и с тремя главными Ведами.

Йога – соединение, средство, порядок, гармония, созерцание. Три понимания: 1) Философская система.2) Совокупность психофизических и нравственно-аскетических предписаний и упражнений. 3) Секуляризованные формы.

Гуна – качество, нить. Из трёх гун состоит всё материальное единство мира: Саттва – свет, истина, сознание, блаженство; Раджас – страсть, деятельность, возбуждение; Тамас – низшее, косное, инертное начало.

Карма (действие, поступок, дело, работа, судьба) – сумма совершённого индивидом как в этом, так и в прошлых рождениях.

Протагор, провозгласивший знаменитый тезис о человеке как мере всех вещей, понимал его субъективистски: всё, что кому как кажется, так оно и есть, т. е. истинно.

Гераклит: Жизнь есть борьба, её нельзя прожить дважды, как дважды войти в одну и ту же реку.

Платон различал три сословия: философы-правители, стражи-воины, ремесленники-земледельцы.

Марк Аврелий: Телу принадлежат ощущения, душе – стремления, духу – основоположения.

Троица (Халкидонский символ веры – 451 г.): Неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно соединены в ней человеческая и божественная природы. В триаде “тело-душа-дух”, использовавшейся в посланиях апостола Павла, оригенист IV века Евагрий Понтийский заменил “дух” на “ум”.

Бог – всемудр, всеблаг, всемилостив.

Мирандола: Серафим горит в огне любви, херувим блистает великолепием разума, трон хранит твёрдость судьи.

Эразм Роттердамский: Ориген, следуя апостолу Павлу, считает, что есть три части у человека: дух (spiritus), душа (anima), плоть (caro). В послании фессалоникийцам (5.23): «Чтобы ваше тело, и душа, и дух сохранились в целости в день Господа нашего Иисуса Христа».

Лейбниц: Священное триединство мудрости, добродетели и счастья.

Гоббс: Три основные причины войны: соперничество (цель – нажива), недоверие (цель – самозащита), жажда славы (из соображений чести).

Р.Б. – 02.04.93.

5. Лосский Н.О

.

История русской философии

. М., 1991, 480 с.

Хомяков А.С. (1804-1860). Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. В католицизме – единство без свободы, в протестантстве – свобода без единства.

Соловьёв В.С. (1853-1900). Истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. Задача философии – осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Дух – субъект воли и носитель блага, разум (логос) – субъект и носитель истины, душа – субъект чувства и носительница красоты. Т. о., три абсолютные ценности – благо, истина и красота – соответствуют трём ипостасям Святой Троицы. Три особенности евреев: глубокая религиозность, чувство самосознания, крайний материализм (с.138). Следует различать материализм практический, научно-философский и религиозный. Еврей верит в дух, но только такой, который проникает всё материальное. Несмотря на змеиный материализм своей природы, несмотря на прокажённый формализм своего ума, народ еврейский всё-таки остаётся избранным народом Божиим, ибо сильнее и полнее других хочет того, что составляет цель дела Божия на земле (с.140).

Соловьёв не был ни православным, ни католиком, ни протестантом. Он стоял выше рамок этих вероисповеданий и всегда стремился быть поистине универсальным христианином…. Божественное откровение продолжает существовать и развивается, ибо Бог учит человечество постепенным восприятием открывающейся истине. Само Божество всегда остаётся тем, что оно есть, - любовью; но лишь духовно совершеннолетних может Бог ввести в совершенный совет своей любви; а на духовное младенчество он действует как сила и власть; на духовное отрочество – как закон и авторитет.

Чичерин Б.Н. (1828-1903). Абсолютное бытие само себя определяет как абсолютная Мощь, абсолютный Разум и абсолютный Дух, т. е. причину производящую, причину формальную и причину конечную. В христианской религии таким единство является Святая Троица: Бог - отец, Бог - мировой разум и Бог - святой дух. Система Б.Н. Чичерина содержи две противоположности, пересекающие друг друга вертикально и горизонтально

Сочетание

Единство Множество

Отношение

Начала составляет неделимое единство, а конец – делимое множество, стремящееся обратно к единству. Середину составляют две противоположности – материя и разум.

Флоренский П.А (1882-1946). Главный вопрос философии – об истине – он связывает с тринитарным догматом. Истинная любовь создаёт такую реальность, в которой осуществляются три абсолютные ценности. То, что для субъекта знания есть истина, для объекта есть любовь к нему, т. е. добро, а для созерцающего познание – красота. Не три разных начала, а одна и та же духовная жизнь, рассматриваемая под разными углами зрения.

Булгаков С.Н. (1871-1944). Три пути религиозного сознания: отвлечённое мышление, мистическое самоуглубление, религиозное откровение. Без третьего два первых ложны.

Бердяев Н.А. (1874-1948). Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и человеческая свобода. Сотворив нашу волю свободной, Бог никогда не совершает над ней насилия, потому что свобода – необходимое условие достижения личностно совершенной добродетели. Однако же оно обусловливает и возможность зла.

Карсавин Л.П. (1882-1952). Три пути понимания абсолюта или Бога в отношении к миру: теистический, пантеистический, христианский. Система Карсавина – одна из форм пантеизма. Он рассматривает абсолют как всеобъемлющее единство.

Диамат. Марксизм-ленинизм обедняет мир: 1) Мир должен истолковываться как монистическая система. 2) Вся реальность должна представляться как пространственная и временная. 3) Нужно истолковывать содержание сознания в духе сенсуализма, т. е. сводить его к ощущениям. 4) Сознание должно рассматриваться как пассивное (определяться бытием). 5) Детерминизм обязателен, учение о свободе воли должно быть отброшено.

Единственный способ объяснения взаимосвязи физических и психических процессов и возможности их взаимовлияния при отрицании их причинной зависимости состоит в нахождении третьего начала, создающего и объединяющего их и не являющегося ни психическим, ни материальным. Согласно теории идеал-реализма, это третье начало конкретно идеальное бытие, сверхпространственные и сверхвременные субстанциальные факторы.

Р.Б. – 11.05.93.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.