.RU

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. П 30 Психология: Учебник для студ высш пед учеб, заведений. 2-е изд., стереотип - 56

Глава 13
^ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ:
МЫШЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и не-
отложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем,
трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас
действительности есть еще много неизвестного, непонятного,
непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого
430
познания мира, открытия в нем все новых и новых процессов,
свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная беско-
нечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда
устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового.
Каждый человек делает множество открытий в своей жизни
(неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не
для человечества). Например, всякий школьник, решая учеб-
ную задачу, обязательно открывает для себя что-то новое.
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно свя-
занный с речью психический процесс поисков и открытия суще-
ственно нового, процесс опосредствованного и обобщенного
отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Мышление возникает на основе практической деятельности из
чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Познавательная деятельность начина-
Чувственное ется с ощущений и восприятий. Любое,
познание и даже наиболее развитое мышление всегда
мышление сохраняет связь с чувственным познанием,
т.е. с ощущениями, восприятиями и пред
ставлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность
получает только из одного источника - из чувственного по
знания. Через ощущения и восприятия мышление непосредст
венно связано с внешним миром и является его отражением.
Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно
проверяется в процессе практического преобразования при
роды и общества.
Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают
наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна
для его глубокого, всестороннего познания. В этой чувственной
картине непосредственно наблюдаемой нами действи-
тельности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия
различных предметов, событий, явлений и т.д., их причин и
следствий, взаимопереходов друг в друга. Распутать этот клубок
зависимостей и связей, который выступает в нашем вос-
приятии во всей своей красочности и непосредственности,
просто невозможно с помощью одного лишь чувственного по-
знания. Например, ощущение тепла, которое дает рука, при-
касающаяся к какому-либо предмету, неоднозначно характе-
ризует тепловое состояние последнего. Это ощущение опреде-
ляется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета и,
во-вторых, состоянием самого человека (во втором случае все
зависит от того, к каким телам - более теплым или более хо-
лодным - прикасался перед тем человек). Уже в этом про-
стейшем примере обе указанные зависимости выступают для
431
t
U
чувственного познания как одно нерасчлененное целое. В вос-
приятии дан лишь общий, суммарный результат взаимодействия
субъекта (человека) с познаваемым объектом. Но чтобы жить
и действовать, надо прежде всего знать, каковы предметы сами
по себе, т.е. объективно, независимо от того, какими они
воспринимаются человеком, и вообще независимо от того,
познаются они или нет.
Поскольку в рамках только чувственного познания невоз-
можно до конца расчленить такой общий, суммарный, непо-
средственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым
объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к
мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее,
более глубокое познание внешнего мира. В результате удается
расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между
предметами, событиями, явлениями.
Воспользуемся простейшим примером с определением теп-
лового состояния тела. Благодаря мышлению становится воз-
можным как бы отделить, абстрагировать друг от друга каж-
дую из двух указанных зависимостей. Это достигается путем
опосредствованного познания. Зависимость от состояния чело-
века, выясняющего тепловое состояние предмета, просто ис-
ключается, поскольку температуру предмета можно измерить
опосредствованно - с помощью термометра, а не непосредст-
венно - через тепловые ощущения руки, прикасающейся к
нему. В результате чувственный образ предмета однозначно
определяется теперь только самим предметом, т.е. объективно.
Так действует абстрактное, отвлеченное, опосредствованное
мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств
объекта для того, чтобы глубже познать другие его свойства.
В процессе мышления, используя данные ощущений, вос-
приятий и представлений, человек вместе с тем выходит за
пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие
явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые
непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому
непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики
изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно
увидеть даже с помощью самого мощного современного
микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспри-
нимаются: их нельзя видеть - о них можно только мыслить.
Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному
мышлению удалось доказать, что такие невидимые эле-
ментарные частицы все же существуют в действительности и
обладают определенными свойствами. Эти свойства непо-
средственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе
432
мышления опять-таки косвенным, не прямым, т.е. опосред-
ствованным, путем.
Таким образом, мышление начинается там, где оказывается
уже недостаточным или даже бессильным чувственное по-
знание. Мышление продолжает и развивает познавательную
работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко
за их пределы. Мы легко можем понять, например, что
межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000
километров в секунду, будет перемещаться к далекой звезде в
шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как непосредственно
воспринять или представить разницу в скорости тел, дви-
жущихся со скоростью 300000 километров в секунду и 50000
километров в секунду, мы не в состоянии. В реальной позна-
вательной деятельности каждого человека чувственное позна-
ние и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаи-
мообусловливают друг друга.
Для мыслительной деятельности чело-
Мышление века существенна ее взаимосвязь не только
и речь с чувственным познанием, но и с языком, с
речью. В этом проявляется одно из прин
ципиальных различий между человеческой психикой и психи
кой животных. Элементарное, примитивное мышление живот
ных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может
быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно связа
но лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами,
которые в данный момент находятся перед глазами животного,
и не выходит за пределы наглядно-действенного плана.
Только с появлением речи становится возможным
от познаваемого объекта то или иное его свойство и закре-
пить, зафиксировать представление или понятие о нем в спе-
циальном слове. Мысль обретает в слове необходимую мате-
риальную оболочку, только в которой она и становится непо-
средственной действительностью для других людей и для нас
самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осу-
ществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и
развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и осно-
вательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и
ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И
наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается сло-
весная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и по-
нятнее становится сама эта мысль.
Специальные наблюдения в ходе психологических экспери-1
ментов показывают, что некоторые школьники и даже взрос->
лые часто испытывают трудности в процессе решения задачи,
433
Ч
пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Когда же ре-
шающие начинают специально и все более четко формулиро-
вать, проговаривать одно за другим основные рассуждения
(пусть вначале даже явно ошибочные), то такое думание вслух
обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои размыш-
ления вслух для других, человек тем самым формулирует их и
для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование
мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать
внимание на различных моментах и частях этой мысли и спо-
собствует более глубокому ее пониманию. Благодаря этому и
становится возможным развернутое, последовательное, систе-
матическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление
всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.
В слове, в формулировании мысли заключены, таким об-
разом, важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного,
т.е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного
мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове
мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она
прочно фиксируется в речевой формулировке, устной или
даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в
случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще
глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести
с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом
процессе является важнейшим условием их формирования.
Большую роль в этом процессе может играть и так называемая
внутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух,
а про себя, как бы разговаривая только с cojooft.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с
языком, с речью. Мышление необходимо существует в мате-
риальной, словесной оболочке.
Органическая, неразрывная связь мыш-
Социальная ления с языком отчетливо обнаруживает
природа социальную, общественно-историческую сущ-
мышления ностъ человеческого мышления. Познание
необходимо предполагает преемственность
всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта
историческая преемственность знаний возможна лишь в слу
чае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от од
ного человека к другому, от поколения к поколению. Такая
фиксация всех основных результатов познания осуществляет
ся с помощью языка - в книгах, журналах и т.д. Во всем этом
наглядно проявляется социальная природа человеческого
мышления. Умственное развитие человека необходимо со
вершается в процессе усвоения знаний, выработанных челове-
434
чеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс
познания мира индивидом обусловлен, опосредствован исто-
рическим развитием научного знания, результаты которого
каждый индивид осваивает в ходе обучения. Фактически это
общение человека с человечеством.
В течение всего периода школьного обучения перед ребенком
выступает уже готовая, сложившаяся, известная система
знаний, понятий и т.д., открытых и выработанных человеком в
ходе всей предшествующей истории. Но то, что известно
человечеству и не является для него новым, неизбежно оказы-
вается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка.
Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства
знаний требует от ребенка больших умственных усилий, серь-
езной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую
систему понятий, причем осваивает под руководством взрос-
лых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже из-
вестные человечеству знания и делают это с помощью взрос-
лых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость
самостоятельного мышления у самих детей. Иначе усвоение
знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным,
механическим. Таким образом, мыслительная деятельность -
необходимая основа и для усвоения знаний (например, детьми),
и для добывания совсем новых знаний (прежде всего учеными) в
ходе исторического развития человечества.
Логика
и психология
мышления
В процессе общественно-исторического развития познания и
преобразования природы и общества вырабатываются, разви-
ваются и систематизируются научные знания. Иначе говоря,
возникает и непрерывно возрастает совокупность
зафиксированных с помощью языка основных достижений и
результатов познания, сложившихся в систему науки - физики,
химии, биологии, социологии, психологии и т.д. Это
историческое развитие познания и возникающая в итоге
система научных знаний составляют предмет теории познания,
т. е. гносеологии как части философии и логики. Теория познания
как философская дисциплина исследует наиболее общие
закономерности всей познавательной деятельности. Например,
она исследует возникновение и развитие в ходе человеческой
истории таких категорий, как , , ,
, . На основе философских, предельно
общих принципов теории познания человеческое мышление
изучается двумя взаимодополняющими конкретными,
частными науками - формальной логикой и психологией.
435
Логика изучает логические формы мышления - понятия,
суждения и умозаключения.
Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, суще-
ственные и отличительные (специфические) признаки предметов и
явлений действительности. Например, в понятие
входят такие весьма существенные признаки, как трудовая дея-
тельность, производство орудий труда, членораздельная речь.
Все это отличает людей от животных. Содержание понятий
раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в сло-
весной форме - устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение - это отражение связей между предметами и
явлениями действительности или между их свойствами и при-
знаками. Например, суждение: <Металлы при нагревании рас-
ширяются>, - выражает связь между изменениями температуры и
объемом металлов. Устанавливая таким образом различные
связи и отношения между понятиями, суждения являются вы-
сказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отри-
цают какие-либо отношения между предметами, событиями,
явлениями действительности. Например, когда мы говорим:
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.