.RU

Вопрос 5: Причины и закономерности возникновения государства и права. Основные теории происхождения государства и права


Вопрос 5: Причины и закономерности возникновения государства и права. Основные теории происхождения государства и права.


Существуют объективные закономерности перехода от родового к государственно организованному обществу, и от первобытных обычаев к праву. По этому необходимо выделять следующие условия возникновения государства и права. 10 000 – 15 000 лет назад произошла 1)неолитическая революция, то есть процесс присвоения готовых растительных и животных форм к производящей экономике, которая повлекла за собой ряд крупных разделений труда:

  1. Выделяется скотоводство и земледелие

  2. От них отделяется ремесло

  3. Необходимость обмена продуктами

  4. Обусловило возникновение торговли

2)Специализация труда в совокупности с открытием металлов, усовершенствование орудий труда и работой военнопленных, способствовали повышению производительности труда и появлению избыточного продукта.
3)Разложение рода и возникновение семьи появление частной собственности, концентрация излишков в руках отдельных сородичей привела к социальному расслоению общества и появления класса богатых и бедных.
4)Для устранения конфликтов между классами решение внутренних(например строительство каналов, мостов, дорог,) и внешних (защита своей территории и захват других богатств выделяется особая группа людей то есть организации именуемая государство. Указанные выше причины привели и к возникновению права, формирование которого осуществлялось по 2ум направлениям:
1)первобытные обычаи и табу государственный аппарат приспосабливает или санкционирует к экономическим, социальным и ранее не известным политическим общественным отношениям. Охраняет их и карает за их нарушение. Таким образом появляется правовой обычай писанные законы и юридические прецеденты.
2) Государственные органы создают новые правила (нормы), которые по новому регулируют процесс производства и распределения результатов труда, учитывают имущественные, социальные и политическое неравенство людей. По способу изложения право так же развивалось в 2х направлениях:
1) Восточный путь: предполагал изложение юридических норм в нравственно религиозных сборниках в качестве общих мышлений и философски мыслей.
2)Западный путь предполагает формализованное законодательство в котором казуистическим образом в котором фиксируются наиболее распространённые жизненные ситуации и руководства по поведению в них.
Современное научное … существует несколько революционных идей возникновения государства и права в различных территориях:
1)военный путь – государство является результатом завоевания и выделением элитарной верхушки.
2)аристократический путь – выделяется аристократическая верхушка жрецы старейшины
3)плутократический путь – власть сосредотачивается в руках финансовой элиты и наиболее состоятельных граждан
Многообразие факторов влияющих на возникновение права и государства, обуславливает наличия множества теорий объясняющих происхождения данных явлений.
При этом каждая из теорий в отдельности не может объяснить в полной мере то многообразие исходных факторов влияющих на становление государтсвено-правовой реальности и в этом заключается главный недостаток нижеследующих теорий:
1)Патриархальная теория (сторонники Аристотель и Михайловский) – государство и право является результатом исторического развития семьи по этому государь должен относиться к своим подданным как к детям, а подданные должны соблюдать требования главы государства как члены семьи. Наибольшее распространение эта теория получила в рабовладельческий или феодальный период, современная наука опровергает основные постулаты этой теории поскольку, либо государств должно быть столько сколько семей либо должно остаться одно государство, что не соответствует действительности. В то же время юридическая наука признает существенную роль семьи в образовании государства и права.
2)Теологическая теория (Августин Блаженный, Фома Аквинский) – наибольшее распространение теория получила в период феодализма, государство и право созданы богом как акты божественного откровения, при этом религиозные источники как библия каран ссуны являются собранием божественного законодательства их авторитет не прирекаем и распространяется без исключения на всех людей в том числе и на светских правителей. Государство и право возникают с точки зрения теории путем делегирования церкви верховной власти которая в свою очередь наделяет ей свецких монархов, а они в свою очередь осуществляют власть и управление. Этим в частности обосновывается высшая власть Римского Папы, которому должны подчиняться все остальные феодалы.
3)Договорная или естественно правовая – наибольшее распространение в 17-18 вв связанна с трудами Гобса, Лока, Руссо. Государство и право возникли в результате общественного договора, то есть соглашения между всеми людьми. Изначально люди находились в естественном состоянии которое по мнению Гобса выражалось в войне всех против всех, а по мнению Локка и Руссо это был золотой век человечества. Для того чтобы остановить эту войну либо соответственно жить еще лучше был принят договор объединения людей в государство, а затем в сознание был заключен договор подчинения государства правителю. В данной теории таким образом идеологически обосновало право народа на свержение власти правительства, которое злоупотребляет дарованными ему правами и стало философским обоснованием лидер французской буржуазной революции принятие декларации Независимости и конституции США.
4) Теория насилия (конец 19 начало 20 веков) Круглович, Кауцкий – право и государство всегда возникают в результате акта насилия, внешнего либо внутреннего. Внешнее насилие заключается в том, что одно племя захватывает другое, и чтобы поддержать свою власть устанавливает правила (право) и институты управления и принуждения в отношении порабощенного народа. Внутреннее насилие заключается в том что один класс принуждает другой и в этом данная теория частично пересекается с материалистической теорией государства и права.
5)Психологическая (Петрожицкий, Фрэйд) – возникновение государства и права есть результат психической деятельности человека и объясняется особыми ее свойствами, такими как: стремление жить вместе, подчиняться либо подчинять, особыми паровыми переживаниями и т.п.
6)Органическая (в конце 19 века) авторы Спенсер и Вормс – государство и право это результат действия сил природы следовательно данная теория перемещается действие биологических законов на социальную сферу. Люди согласно этой теории представляются клетками образующие различные объединения то есть государственные и иные органы а правовые нормы отождествляются со свойствами человеческой психики.
7) Ирригационная теория (автор Литфогель 19 век) – государство и право возникают в следствии необходимости организации больших масс людей для строительства ирригационных сооружений таким образом возникают Китай и Египет.
8)материалистическая или классовая теория (Морган, Маркс, Энгельс) - обосновывает основные условия возникновения государства права и при этом основной акцент делается на различия между классом богатых и бедных при этом эмпирическая основа данной теории является возникновения Афинского государства и права.
Кроме перечисленных в эмпирической теории существует расовая и патримониальная, диффузионная и историческая, кризисная, космогоническая и иные теории.

^ Вопрос 6: Понятие и признаки государства его место и роль в политической системе и обществе.


Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти признанная обеспечить нормальную жизнедеятельности людей имеющая свою территорию аппараты управления и принуждения , взимающая налоги необходимые для осуществления внутренних и внешних функций государства.
В современной юридической литературе сущность государства отождествляется с различными категориями, например: силой, порядком, контролем, общностью, корпорацией, арбитром и т.п. Что в той или иной степени отражает назначение государства и его роль в политической системе общества, по этому наиболее важным признаком государства является специфика организации публичной политической власти, эта власть не сливается с обществам а представляет особую систему органов, обеспечивает содержание цивилизованного прядка а следовательно нормальной жизнедеятельности людей, внешние и официально представляет все общество, регистрирует других субъектов политической системы определяет режим их деятельности может привлекать этих субъектов к осуществлению отдельных властных функций, но главное осуществляет контроль за ними и может применить к ним меры принуждения.
Суверенитет выражается в единстве государственной тое сть политической власти ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Единство государственного суверенитета означает, что он принадлежит всему государству а не отдельным органам.
Верховенство означает распространение власти государства на все население и организации в пределах страны, общая обязательность решения государственных органов в пределах территории и экстерриториальности возможность применения государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний. Независимость означает свободу государства в сфере взаимоотношений с другими государствами и международными организациями. При этом следует помнить, что государственный суверенитет является производным от национального и народного суверенитета, который в свою очередь обосновывает право народа на самоопределение.
Территория государства, то есть отделенная государственной границей определенная часть земной поверхности находящаяся под суверенитетом государства, в территорию включаются: суша, внутренние воды, территориальное море, недра и воздушные пространства над ними. Кроме того власть государства распространяется на территории посольств и консульств, дипломатический транспорт, воздушные и морские суда, находящиеся под флагом государства, космические аппараты, а так же принадлежащие государству линии связи и трубопроводы.
Наличие государственного аппарата то есть комплекса органов и должностных лиц профессионально осуществляющих управление и наделенных государственно-властными полномочиями на принуждение в целях решения задач стоящих перед государством.
Государство должно обладать казной формируемой за счет налогов и сборов, займов и иных поступлений, которые необходимы для содержания государственного аппарата и решения задач стоящих перед государством.
Только государство обладает правом законотворчества, то есть может придавать своим велениям общеобязательную силу.
Государство является официальным представителем всего общества и объединяет людей по принципу гражданства в республиках либо подданства в монархиях.
К факультативным признакам государства следует отнести: язык, валюта, религия, армия, государственной символики и международного признания

^ Вопрос 7: Типология государства его значения для практики государственно строительства.


Типология государства это учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерия объединения государств в типы, так и характеристику самих этих типов, таким образом при классификации производиться разделение элементов по каким то признакам, а в ходе типологии и группировки под типом государства понимаются общие системообразующие признаки присущие конкретной совокупности государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Традиционно государства формируются по тип общество – эконмический формаций данная типология признана показать.
1.Какова экономическая основа государства
2.Какой конкретно класс осуществляет власть
3. какие экономические и политические отношения и интересы охраняет данное государство
В рамках формационного подхода основателем которого является Маркс и Энгельс предложено 5 типов общественно экономической формации:
Первый тип или первобытно общинная формация имеет до государственный характер
Социалистически тип формирует не эксплуататорское государство, все остальные общественно экономические формации создают эксплуататорские государства.
Охарактеризуем
1.Рабовладельческие государства возникают около 9 века до нашей эры основаны на частной собственности господствующего класса рабовладельце на землю средства производства и рабов, которое являются вещами. Главенствует не эконмическое принуждение к труду, государство охраняет и поддерживает статус рабовладельцев.
2. Феодальные государства возникают около 9 века нашей эры характеризуются развитыми отношениями сюзеренитета-вассалитета в частной собственности феодала на землю и личной зависимости крестьян от феодала. Внеэкономическое принуждение к труду сочетается с экономическим.
3.Буржуазные государства возникают в 18 веке воплощают принцип формального юридического равенства, однако действуют законодательно установленные цензы, например имущественный, образовательный, ценз оседлости и прочее. Экономической основой является частная собственность, действует эконмическое принуждение к труду. При этом класс буржуазии который представляет капитал, господствует над классом рабочих представляющих труд.
4.Социальистическое государство характеризуется обеспечением власти трудящихся социалистической системой собственности включающий государственную собственность и личную вместо частной, плановой системой хозяйствования. По мнению авторов типологии являются высшим видом государства и со временем должен отмереть в своем развитии социалистические государства проходят три этапа:
1. Диктатура пролетариата
2.Собственно социалистическое государство
3.Общенародное государство или коммунизм.
В период смены типов функционирует переходный тип государства в котором сочетаются признаки предыдущего и возникающего нового типа. Недостатками подобной типологии являются: догматизм, представление о социалистическом государстве как о высшем типе государства, линейность и революционность смены типов, а так же умалчивание о существование восточного типа государств или восточной деспотии, которая характеризуется наличием развитого бюрократического аппарата, делению общества на касты, принадлежность к которым определяется должностным положением, производностью экономического господства от политического произвола и огосударствления частной собственности граждан.
В качестве альтернативы к формационному походу был предложен цивилизационный подход.
Цивилизация – это наиболее общий уровень культурной сущности людей включающий в себя как язык, религию и обычай, так и другие социальные явления в определенных пространственных и временных границах. Данный подход представлен 2мя направлениями:
1)Арманд, Тойнге на основе общности религиозных психологических социокультурных, географических и иных признаков предложил выделять 21 тип государства, в том числе Египетское, Китайское, православное, арабское и другие.
2)Уолт, Ростоу: в зависимости от уровня экономического развития общества предложил выделять государства с:
1.традиционным обществом (занимаются сельским хозяйством)
2.переходным обществом (развито ремесло)
3.Общество переживающее процесс сдвига (происходит внедрение результатов НТР)
4.Государство с созревающим обществом – характеризуется растущим выпуском продукции над ростом населения.
5.Государство с обществом достигшим высокого уровня народного потребления (экономика ориентирована на предметы длительного использования и услуги)
^ В зависимости от положения занимаемого индивидом в государстве выделяются:
-Древне восточные
-Древне греческое
-Средневековое
-Современное государство
^ По отношению к религии выделяют:
1.Теократические государства (Ватикан, Саудовская Аравия) в них власть полностью или большей частью принадлежит духовной иерархии, религиозные нормы являются основным источником законодательства, они регулируют все сферы частной и публичной жизни. Глава государства является высшим священно служителем.
2.Клерикальные государства: в них религиозная иерархия через законодательно установлено институты определяющим образом влияет на государственную политику и все сферы общественной жизни. Религия имеет статус государственной, конфессии обладают разнообразной собственностью, получают поддержку со стороны государства, наделена рядом юридических полномочий (например правом регистрации брака), осуществляет контроль за образованием и воспитанием существуют религиозные цензуры печатной продукции. К клерикальным государствам относится Великобритания, Греция, Норвегия.
3.В светском государстве не существует государственной или официальной религии, ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Государство не в праве оказывать поддержку конфессиям, контролировать отношения своих граждан к религии. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, могут обладать отдельной собственностью их деятельность как правило подлежит регистрации в уведомительном порядке.
4.Атеистические государства (Куба и Северная Корея): в них свобода совести сводиться к пропаганде атеизма, то есть отрицании бога, деятельность религиозных организаций запрещается либо находиться под жестким контролем государства, запрещается проведения религиозных обрядов и ритуалов в общественных местах, конфессия лишается собственности, верующие и священнослужители репрессируются, религиозные организации не имеют прав ЮЛ.
В зависимости от связи государства с правом выделяются:
1.Правовоые
2.Не правовые государства
По степени разбитости:
1.высокоразвитые
2.Среднеразвитые
3.бедные
По взаимосвязи с социально-политической средой:
1.открытые государства (США И РФ)
2.закрытые (северная Корея)
Кроме того типологию можно проводить исходя из критериев формы государства.
Значение типологии:
1.Она дает подробную характеристику каждому типу
2.Устанавливаются отношения между различными типами показывая их общие и отличительные черты
3.Расширяет представление о существующей картине мира
4.Способствует интеграции различных типов и их совершенствованию
5.Является основой исследования процессов преемственности и будущего развития. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.