.RU

Международное таможенное право - Курс лекций по дисциплине «Международное таможенное право»


Международное таможенное право

– это самостоятельная отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие между государствами и иными субъектами международного права в процессе их сотрудничества в области таможенного дела (в сфере таможенных отношений). Таможенные отношения – отношения в области таможенного дела.
Сущность международного таможенного права проявляется в его назначении. Международное таможенное право создается государствами и иными субъектами международного права в целях регулирования международных таможенных отношений. Государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения лиц, товаров и транспортных средств, в том числе в рамках международной торговли.

^ 2. Система международного таможенного права как отрасли международного права и учебной дисциплины.


Международное таможенное право как отрасль международного публичного права представляет собой определенную систему норм и принципов. Система – это есть целое, состоящее из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В теории государства и права выделяют следующие составляющие отрасли права как системы: подотрасли, институты, нормы права. Соответственно, и система международного таможенного права может включать в себя некоторые из этих элементов или все эти составляющие.
Систему международного таможенного права как отрасли международного права следует отличать от системы международного таможенного права как науки и учебной дисциплины. Существует различие между

наукой и учебной дисциплиной. Если наука – это глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях этого мира, их взаимосвязи и развитии. (Изучить международное таможенное право как совокупность международно-правовых принципов и норм). Наука предназначена для изучения специалистами, учеными. Учебная дисциплина – первичное знание о науке. Ее цель учебной дисциплины – дать студентам представление об основах той или иной науки.
В ситуации: международное таможенное право как отрасль, наука и учебная дисциплина первичным является, конечно же, международное таможенное право как отрасль международного публичного права, именно она определяет систему международного таможенного права как науки и учебной дисциплины.
Предметом изучения международного таможенного права как науки и учебной дисциплины выступают общие вопросы правового регулирования в сфере международного таможенного сотрудничества: субъекты международного таможенного права, источники международного таможенного права, предмет международного таможенного права, конкретные международные таможенные правоотношения с участием государств и международных организаций (таможенные союзы, зоны свободной торговли, и многие другие организационно-правовые формы сотрудничества субъектов международного таможенного права в таможенных делах.
Международное таможенное право находится в стадии своего становления, вопрос о его системе представляется спорным.
По мнению таких исследователей международного таможенного права как К.Г. Борисов, К.К. Сандровский, В.М. Малиновская, принципами международного таможенного права, которые определяют построение отрасли являются, в частности: принцип невмешательства в экономический суверенитет государства и запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств, принцип равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, принцип содействия экономическому росту развивающихся и наименее развитых стран и т.д.
В соответствии с указанными принципами, например, В.М. Малиновская определяет систему международного таможенного права следующим образом:
- право международных договоров, касающихся регулирования отношений в сфере таможенного дела;
- право международных организаций, созданных для осуществления международного таможенного сотрудничества;
- институт таможенного пространства, таможенной юрисдикции и таможенного суверенитета;
- институт свободных экономических зон и таможенных союзов;
- институт принудительных мер, применяемых в сфере международного таможенного сотрудничества;
- право таможенных формальностей (таможенной очистки);
- институт таможенных режимов (таможенных процедур);
- право таможенных льгот и преференций;
- институт международного сотрудничества в области борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями;
- право международной экономической и технической помощи;
- нормы, регламентирующие формы международного промышленного сотрудничества государств;
- нормы, регламентирующие порядок разрешения международных таможенных споров (процессуальное международное таможенное право)1.
Приведенная структура системы международного таможенного права как отрасли международного права, которую предлагает В.М. Малиновская, не подкрепляется автором никакими обоснованиями, ссылками на какой-либо проведенный анализ международных договоров по таможенным вопросам.
Такая же ситуация складывается и относительно тех структур системы международного таможенного права, которые предлагают К.Г. Борисов и К.К. Сандровский.
Трудно представить, на каких основаниях данные авторы выделяют те или иные элементы системы международного таможенного права. Представляется, что под каждый из выделяемых институтов или групп норм системы отрасли необходимо подвести достаточную международно-правовую базу, и определить степень однородности регулируемых отношений, а также заинтересованность международного сообщества в урегулировании именно этих вопросов.
Системе международного таможенного права присуща определенная структура – то есть ее внутренняя организация, расположение ее элементов в их взаимосвязи и взаимодействии. Иными словами, структура системы международного таможенного права – это определенная упорядоченность ее элементов.
Система международного таможенного права основывается на совокупности специальных присущих только ей принципах (так называемых нормах наибольшей степени абстракции), обладает характерной для нее структурой.
Вполне очевидно, что система международного таможенного права как отрасли международного права не может быть результатом отвлеченных теоретических рассуждений, а должна основываться на реально существующей международно-правовой материи.
Система международного таможенного права – это объективно обусловленная категория. Структура этой системы в немалой степени зависит от основных направлений международного таможенного сотрудничества, поскольку нормы международного таможенного права закрепляют достигнутые между государствами и иными субъектами международного права договоренности в процессе сотрудничества на мировой арене по таможенным вопросам.
Систему международного таможенного права, ее структуру и основные элементы можно определить исходя из анализа, во-первых, имеющихся международных таможенных соглашений, во-вторых, путем изучения основных направлений международного таможенного сотрудничества и деятельности универсальной международной межправительственной организации мирового масштаба в области таможенного дела Всемирной таможенной организации по разработке международно-правовых актов.
Основываясь на вышеизложенном, можно определить следующие основные элементы системы международного таможенного права как самостоятельной отрасли международного публичного права.
Как представляется, систему международного таможенного права как отрасли международного публичного права образуют следующие подотрасли и институты:
1) право таможенных процедур и иных таможенных формальностей,
2) институт классификации и кодирования товаров в таможенных целях (правил построения товарных номенклатур таможенных тарифов);
3) институт таможенной оценки товаров,
4) институт происхождения товаров в таможенных целях,
5) право таможенных льгот и преференций;
6) нормы, регулирующие отношения третьих лиц и таможенных органов (консультирование, информирование, обжалование);
7) нормы, регламентирующие организацию таможенного контроля;
8) институт международного сотрудничества в борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями.
В рамках каждой подотрасли и института международного таможенного права можно выделить источники соответствующего элемента системы отрасли.
Так, например, источниками института классификации и кодирования товаров в таможенных целях являются: Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г., конвенции, принятые государствами – участниками региональных экономических интеграционных группировок по вопросам товарных номенклатур (например: Соглашение о ТН ВЭД СНГ, Соглашение о ТН ВЭД ЕврАзЭС и т.д.), Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах от 15 декабря 1950 г. и т.д.
Международно-правовыми источниками института таможенной оценки товаров являются: конвенция об оценке товаров для таможенных целей от 15 декабря 1950 г., Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. в редакции 1994 г., Соглашение о порядке применения статьи VII ГАТТ и т. д.
Институт происхождения товаров в таможенных целях основывается на таких международных договорах как: Соглашение по правилам происхождения Всемирной торговой организации 1994 г., Соглашение и правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, Решение о правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 г. в редакции 2006 г., Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Брюссельского протокола 1999 г. и т.д.
Институт международного сотрудничества в борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями образуют международно-правовые нормы, содержащиеся в таких многосторонних договорах как: Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г., Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Брюссельского протокола 1999 г. и т.д.
Крупной подотраслью международного таможенного права является право таможенных процедур и иных таможенных формальностей. Основным источником этой подотрасли является универсальный кодифицированный международно-правовой договор в области таможенного дела – так называемая Киотская конвенция (официальное название договора – международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Брюссельского протокола 1999 г.).
В соответствии с выделенными основными элементами системы международного таможенного права как самостоятельной отрасли международного публичного права в рамках Всемирной таможенной организации функционируют специальные подразделения, занимающиеся обеспечением международного таможенного сотрудничества по соответствующим направлениям, например: Комитет по Гармонизированной системе, Подкомитет по пересмотру Гармонизированной системы, Технический комитет по таможенной оценке товаров (Соглашение ГАТТ), Постоянный технический комитет, Технический комитет по определению страны происхождения товаров.
Система международного таможенного права как учебной дисциплины включает в себя общую и особенную части.
В общую часть международного таможенного права входят такие составляющие как:
- понятие международного таможенного права и его место в системе международного публичного права;
- история возникновения и развития международного таможенного права;
- источники международного таможенного права;
- субъекты международного таможенного права;
- методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и их реализация инструментами таможенного дела в российском законодательстве и в международном таможенном праве;
- территория в международном таможенном праве;
- экономическая интеграция государств и международное таможенное право.
Особенная часть международное таможенное право включает в себя следующие элементы:
- международно-правовое регулирование классификации и кодирования товаров в таможенных целях;
- международно-правовое регулирование процесса таможенной оценки товаров;
- международно-правовое регулирование правил происхождения товаров в таможенных целях;
- таможенные льготы и преференции в международном таможенном праве;
- таможенные процедуры и таможенные формальности в международном таможенном праве;
- международно-правовое регулирование сотрудничества государств в борьбе с правонарушениями в области таможенного дела;
- международно-правовое регулирование взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов.
Система международного публичного права в целом, основным элементами которой являются отрасли, при всей свойственной для права стабильности, которая необходима для поддержания существующего в общественных отношениях порядка, вместе с тем достаточно динамична, подвижна и открыта для учета потребностей международного сообщества. Поэтому вполне логичен и закономерен процесс периодического обновления системы, изменений в ее структуре, выражающихся, в частности, в отделении от существующих отраслей совокупностей норм, в дальнейшем образующих новые отрасли права, к которым и можно отнести международное таможенное право.

^ 3. Соотношение международного таможенного права с международным экономическим правом.


Вопрос о соотношении международного таможенного права и международного экономического права в юридической науке является дискуссионным. По этой проблеме имеются две противоположные точки зрения. Одни ученые полагают, что международное таможенное право является подотраслью международного экономического права. К ним относятся: Василенко В.А.1, Кучер Б.И.2.
Другие придерживаются мнения, что международное таможенное право и международное экономическое право представляют собой разные отрасли международного публичного права (например: Мицик В.В., Борисов К.Г., Сандровский К.К.).
Как уже было выше доказано, международное таможенное право не входит в систему международного экономического права поскольку, международное экономическое право регулирует международные экономические (хозяйственные) отношения, складывающиеся между субъектами международного права – государствами и межправительственными международными организациями.
Здесь следует согласиться с Малиновской В.М. о том, что международное таможенное право составляют принципы и нормы, регулирующие экономические и неэкономические отношения в сфере международного таможенного сотрудничества. Эти отношения носят публично-правовой характер, что доказывает также включение международного таможенного права в систему международного публичного права, а не в систему международного частного права1.

^ Соотношение международного таможенного права с международным торговым правом (МТП) как подотраслью международного экономического права.


Международное таможенное право связано с международным торговым правом, но предмет регулирования у них несколько различается. Они регулируют перемещения товаров и транспортных средств, но международным таможенным правом регламентируются отношения, связанные с перемещениями, возникающими не только в рамках международной торговли, но и отношения государств в процессе сотрудничества по вопросам разработки и обеспечения порядка и правил перемещений в рамках всего международного товарооборота, не только в рамках международной торговли (перемещения товаров и транспортных средств не в предпринимательских целях, перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, перемещения товаров в процессе культурного обмена – в рамках выставочной деятельности и т.д.). Международное таможенное право, международно-правовое регулирование в таможенной сфере направлено на облегчение международной торговли, поскольку таможенные аспекты международной торговли имеют большое значение для ее эффективного развития. Все таможенные процедуры напрямую влияют на процессы международного товарообмена. Без них невозможна сама международная торговля, невозможно ее регулирование со стороны государств и международного сообщества. Таможенные аспекты международной торговли носят технический характер, они опосредуют международную торговлю, однако в то же время, составляя в целом таможенное дело, представляют собой весомый инструмент в руках государств по регулированию международной торговли в своих интересах.
Резюме: международное таможенное право и международное экономическое право тесно связаны, но это разные отрасли международного права со своими собственными предметами регулирования. Международное таможенное право опосредует международную торговлю. Международное таможенное право связано с международным экономическим правом и международным торговым правом, поскольку тесно связаны сами международные таможенные отношения и международные торговые отношения, международные экономические отношения. Таможенные инструменты являются основными регуляторами внешнеторговой деятельности. Например, также Всемирная торговая организация в своей деятельности затрагивает также международные таможенные отношения и создает нормы международного таможенного права, что также свидетельствует о тесной связи международного экономического и международного таможенного права.
Нормы, регулирующие международные таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов. Примером, могут служить, в первую очередь, торговые договоры. Например, в ст. 2 Торгового соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины устанавливается, что договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении импорта и экспорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов и положений, относящихся к таможенной оценке.
Связь международного таможенного права и международного экономического права проявляется в следующем.
1) Нормы международного экономического права зачастую влияют на нормы международного таможенного права. Они учитываются при разработке норм международного таможенного права. Нормы международного экономического права обусловливают необходимость разработки тех или иных международных таможенных норм (например, в процессе создания экономических интеграционных объединений всегда затрагиваются таможенные вопросы).
2) От эффективности норм международного таможенного права будет зависеть и эффективность норм международного экономического права, то есть эффективность (степень достижения поставленных целей с минимально необходимыми затратами, усилиями международного сообщества).
3) Цели международного таможенного права – защита таможенными средствами экономической безопасности государств, содействие развитию международных обменов, международного товарооборота, в том числе и международной торговли. Естественно, что эти цели также тесно связаны с целями международного экономического права – установление выгодных международно-правовых основ экономического сотрудничества государств. Достижение одних целей невозможно без достижения других. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.