.RU

План: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Функции философии - страница 11

^


Лекция ОНТОЛОГИЯ


План:

  1. Бытие как всеохватывающая реальность.

  2. Философское понимание материи. Ее свойства и атрибуты.

  3. Сознание, его структура и источники.

I.

Термин «онтология» (греч. – сущее, учение) означает учение о сущем. В философии этот термин употребляется с ХVII в., но имеет давнюю историю. Проблема бытия восходит к тому периоду развития человека, когда он стал способен рефлектировать.
В онтологии акцент ставится на рассмотрении вопросов, выявляющих сущность того, что имеет место «быть». Центральной категорией онтологии является категория «бытие». Впервые категорию «бытие» ввел Парменид, а Плотин вместо «бытие» употребил «Единое».
Любое философское рассуждение начинается с понятия Бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Чувственно воспринимаемый мир есть не весь мир. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Бытие – это всеохватывающая реальность, схваченная мыслью.
Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем Бытие не тождественно «действительности», «реальности». Понятие Бытие отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме их существования.

Бытие

– это философская категория, которая обозначает единство всего существующего (природа, общество, человек с его духовным миром).
Основные формы бытия:

  1. Бытие вещей (тел), процессов. В свою очередь делится на:

2. Бытие человека (бытие человека в мире вещей и собственно специфическое бытие). Непосредственно касается нашего материально-телесно-организмического и психического наличия в мире. С одной стороны, как тело – продукт неживой и живой природы, человек вписан в законы циклического развития природного целого. С другой – как конкретное тело – мы в своем бытии предстаем как хрупкое живое целое, чье бытие с момента рождения обращено в Ничто, к гибели. Поэтому человеческая жизнь – есть миг. А этот человеческий жизненный миг – уникален и неповторим, личностно-индивидуален и трагично-драматичен.
3. Бытие социального. Делится на:

Из приведенной классификации выделим, что по способу существования Бытие разделяется на 2 мира (реальности):
1. Мир физических состояний (существует объективно);

  1. Мир психических состояний:

Но как эти формы взаимосвязаны?
^ Внутренний психический мир человека развивается до уровня сознания, только в случае приобщения к объективно существующей духовной культуре человечества, а сам объективный дух, мир знания, морали, искусства, религии существует до тех пор, пока предполагается существование индивидов и мира их сознания.
Итак, каждая форма Бытия не существует сама по себе, а в той или иной степени зависит от других форм. Все данное разделение – условно. Это доказывается тем, что любую взятую вещь нельзя однозначно отнести к той или иной форме Бытия. Например, человек, Чебурашка, 2-ой закон Ньютона.
Какая из форм Бытия является основной? Спор ведется до сих пор. В зависимости от того, какое Бытие берут за основное, подразделяются и философские концепции на: материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм.
Учение о бытии дает представление о богатстве мира, его единстве, но выявляется основа, сущность этого единства. Это и привело философию к выработке такой категории, как материя.

^ II.

Понятие

материи

является фундаментальным как для философии, так и для естествознания. Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю.
^ Первый этап.

Наглядно-чувственное ее представление

. В античности философия строилась на обычной наблюдательности. Выводы делались на обобщении повседневного опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этот период заключалась в том, что какой-то элемент природы (вода, воздух, огонь и др.) считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира). Материя понималась как субстанция.
Такой взгляд на материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов.
Средневековая философия в разработке понятия материя не достигла уровня древнегреческой.
^ Второй этап.

Вещественно-субстратное ее представление.

Развитие в XVII – XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др. Наибольшего развития такое физикалистское (сциентистское) понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.
^ Третий этап.

Философско-гносеологическое представление.

Относится к середине XIX в. В естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира. И связаны они в значительной мере с деятельностью К.Маркса и Ф.Энгельса.
^ Четвертый этап.

Философское субстанционально-аксиологическое представление.

Зародившись примерно в середине ХХ столетия как реакция на сведение понятия материи лишь к одному ее свойству – «объективной реальности» данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки такой концепции можно обнаружить еще в философии Спинозы и потому ее можно было бы квалифицировать как неоспинозизм. Кстати, у Спинозы материи были присущи такие вечные свойства, как протяженность и мышление («мышление», т.е. сознание вечно).
В философской субстанционально-аксиологической концепции материи представлены в «снятом» виде все предыдущие концепции материи. Контуры этого синтеза только намечаются. Как будет развиваться в дальнейшем эта концепция – покажет будущее.
А пока многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее:

материя

– есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И.Ленин). Это означает, что материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир – это материальный мир со множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, т.е. объективно.
Материя не существует как телесно- и чувственно-существующее. Это общее можно воспринимать только при помощи разума (поэтому она является философской категорией). Материя как таковая – это чистая абстракция (как и бытие), общее свойство всех элементов мира. Понятие материи – это субъективный образ объективного мира.
Материя бесконечна, ей присуще самодвижение, она сложноструктурирована. Материя – основа всего, активное начало мира. Материальный мир делится на 3 сферы, имеющие свои уровни.
1.^ Неорганическая материальная система представлена уровнями:
а) субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны и т.д.);
б) микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков);
в) ядерный; г) атомарный; д) молекулярный; е) макротел; ж) планет; з)систем планет; и)галактик; к) систем галактик; л) метагалактик; м) Вселенной, мира в целом.
2. ^ Живая природа: а) доклеточный (ДНК, РНК, белки); б) клетки; в) многоклеточные организмы; г) виды и популяции; д) биоценозы; е) биосфера.
3. Социум: а) индивид; б) семья; в) коллективы различных уровней; г) социальные группы; е) этносы, нации, племена, расы; ж) государства; з) союзы государств (ЕС – 12 государств); и) общество, человечество в целом.
Различные концептуальные описания наукой этих составляющих позволяет высказать мысль о сложном характере их существовании, взаимодействии и развитии. Более того, эти виды материи не только взаимосвязаны, но и при определенных условиях преобразуются один в другой.
Таким образом, категория «материя» одновременно выполняет гносеологическую и методологическую функции, поскольку:

  1. материя определяет сущность мира и является основой единства мира;

  2. логика вещей (объективного) мира определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научную картину мира);

  3. материальная деятельность человека – источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку сознание является отражением, образом объективной реальности. Диалектико-материалистическое понимание материи позволяет рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы – человеческого общества, которое представляет собой единство материальных и духовных факторов: общественное сознание – отражение общественного бытия, но и общественное сознание воздействует на общественное бытие, изменяя его в процессе человеческой деятельности.

Еще одна особенность материи –

атрибутивность

: развитие, движение, пространство и время.
Движение является способом существования материи. Движение в применении к материи – это изменение вообще. Движение неотъемлемо от материи, материя невозможна без движения. Поэтому движение также несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя. Из закона сохранения и превращения энергии вытекает, что движение (и энергия) не может исчезнуть, а только переходит и одной формы в другую.
Отрыв движения от материи и отождествление его с энергией характерны для

энергетизма

, который отрицает научное определение энергии как меры движения материи.
Выделяют

^ 2 типа движения

: количественное и качественное. Количественное связано с сохранением вещества и переносом материи и энергии в пространстве. Качественное – с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свойствами.
Качественное движение, в свою очередь, разделяется на 5 форм движения материи, выделенных Ф.Энгельсом: механическую (перемещение макротел в пространстве); физическую (тепловые, электрические, магнитные и др. процессы), химическую (взаимодействие атомов и молекул), биологическую (развитие и функционирование живых организмов) и социальную (развитие общества).
В ходе движения, развития одни вещи возникают, другие – исчезают. Для выявления этого бытия материи, материальных систем, вещей в истории философии сформировались понятия пространства и времени.
В нашей повседневной практике

пространство и время

– это нечто простое и очевидное. На самом деле это совсем не так.
Поэтому принципиально важным является вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи? По этому вопросу сложились 2 концепции.

Субстанциональная.

В отдельных направлениях философии (Демокрит), в классической физике (Ньютон), пространство и время отделялись от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние условия существования движения вещей. Наиболее ярко такой взгляд отстаивал Ньютон. Время он называл абсолютным и рассматривал его как обычную продолжительность, на которую проецируются изменения вещей. Представления об абсолютных пространствах и времени были неразрывно связаны с пониманием движения, которое признавалось вторичным в отношении покоя.

Реляционная

(отношение). ЕЕ представители – Аристотель, Лейбниц, Гегель. Они считали, что пространство и время – это системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Лейбниц считал, что пространство и время характеризуют порядок размещения тел (пространство) и последовательность их изменения (время). Таким образом, пространство и время являются объективными, независимыми от человека формами бытия движущейся материи.
Итак, согласно реляционной концепции,

пространство

– это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Время

– форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Свойства пространства: трехмерность и обратимость;
свойства времени: одномерность и необратимость.

III.

Одним из свойств материи является отражение.

Рћ ----

физическое

Рў ----

химическое

Р  ----

механическое

Рђ ----

биологическое

Р–


Р•

раздражимость

Рќ

чувствительность

И

психическое отражение (восприятие, представление)

Р• ----

сознание

Отражение

– это способность материальных систем

воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте): следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, воде. Запечатленные изменения называются

информацией

.
Отражение

происходит как в органической, так и не в органической природе. В неорганической природе отражение воспроизводится в элементарных формах: механическая, физическая и химическая. Эти формы отражения не обладают формой активности, т.е. реагирование - условно.
Разновидностями биологических форм отражения (в органической природе) раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных (ощущение, восприятие). Отражение в живой природе отличается от отражения в неживой природе приспособительной жизнедеятельностью.
Так,

раздражимость

– это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая ответную реакцию. Раздражимость проявляется в виде физиологической реакции. (У простейших организмов имеется определенная направленность перемещения: к источнику светового воздействия или от него).

Чувствительность

– способность живых организмов реагировать на факторы окружающей среды в целях самосохранения. (Дотроньтесь до черепахи, и она вся войдет в панцирь).
На основе этого происходит дальнейшее развитие биологических форм отражения – появляются зачатки психической формы отражения: восприятие и представление.


Высшим уровнем отражения является сознание.

Сознание

– поразительный феномен Вселенной. В сознании величайшая сила человека и его величайшая печаль. Печаль в том, что мы в отличие от животных знаем о своем будущем (Во многом знании многие печали).
Сознание часто мешает нам (представьте себе, что Вы быстро бежите вниз по лестнице. Но стоит Вам подумать «Как мои ноги безошибочно сменяют друг друга и попадают на нужную ступеньку?» – и Вы тут же споткнетесь).
Сознание – великая сила (прежде чем что-то сделать, Вы формируете образ в мысли, Сознание позволяет вспоминать прошлое, формировать представления и проч.)
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.