.RU

Организационные мероприятия включают - Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Эксплуатационные...


^ Организационные мероприятия включают:


- повышение грузоподъемности подвижного состава, например, за счет применения прицепов;
- выбор рациональных маршрутов;
- совершенствование методов нормирования, учета и анализа расхода топлива.

^ Технические мероприятия включают:


- повышение технической готовности автомобилей;
- совершенствование контроля технического состояния автомобиля;
- применение технических средств контроля и управления расходом топлива;
- контроль качества применяемого топлива и смазочных материалов;
- качество топлив и смазочных материалов существенно влияет на их расход.

^ Повышение расхода бензина на 5-10% наиболее часто вызывает:


- увеличение или уменьшение по сравнению с требуемым октановым числом (т.е. несоответствие марки бензина степени форсированности двигателя);
- утяжеление фракционного состава (при доливании в бензин дизтоплива);
- увеличение содержания фактических смол (при нарушении условий хранения топлив – повышении температуры окружающей среды, увеличении времени хранения).

^ Расход дизельного топлива возрастает на 10-15% при применении следующих параметров качества:


- увеличение содержания серы;
- увеличение или снижение вязкости по сравнению с требуемой;
- повышение температуры застывания.
Таким образом, расход топлив можно контролировать, соблюдая сохранение их эксплуатационных свойств.
Кроме того, на расход топлив оказывает влияние качество применяемых масел.
Применение загущенных (всесозонных) масел при низкой температуре позволяет не только экономить до 3-5% топлива, но и снизить расход масла на 20-35%.
Экономию расхода масел можно осуществлять как путем применения синтетических и полусинтетических масел, так и в увеличении сроков смены масла. Замена масла по его фактическому состоянию возможна при регулярном контроле качества масла экспрессными методами по ряду таких браковочных показателей работавших масел, как вязкость, диспергирующие свойства, щелочное число и т.д.
Значительным резервом экономии масел является их сбор, регенерация и дальнейшее использование.
^ 4 НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), специалистами Департамента автомобильного транспорта Российской Федерации и отраслевой службы «Росавтотранс» разработаны «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» Р3212194-0366-97 от 18.02.97. г. (срок действия до 1.01.2002 г.).
На автомобильном транспорте применяются следующие виды норм расхода топлива:

линейные нормы

, регламентирующие расход топлива в процессе передвижения автомобиля,

нормы расхода топлива на работу специального оборудования

, установленного на автомобилях, а также

удельные нормы расхода топлива

на единицу выполненной транспортной работы.
Линейные нормы и нормы на работу оборудования предназначены для расчетов с водителями, оперативной и статистической отчетности, а также служат базой для расчета удельных норм расхода топлива.

Удельные нормы расхода топлива

(г/т. км, г/пасс.км, г/пл. км) устанавливаются на основе линейных норм и являются показателем, с помощью которого обосновывается потребность в топливе, распределяются его лимиты и анализируется эффективность использования.

^ 4.1 Линейные нормы расхода топлива


Линейные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условием работы автомобильного транспорта. Линейные нормы являются технологическими нормами и включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с перевозками пассажиров и грузов, в состав линейных норм не включаются и устанавливаются отдельно.
Используется три вида линейных норм:
- базовая норма на 100 км пробега автомобиля;
- норма на 100 тонно-километров (т.км) транспортной работы, что учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом;
- норма на ездку с грузом (учитывет увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).
Учет дорожно-траспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
Нормы расхода топлива

повышаются

при следующих условиях:
- работа в зимнее время: в южных районах страны – 5%, в северных районах страны – до 15%, районах Крайнего Севера – до 20% (таблица 4);
- работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:
от 500 до 1500 метров – на 5%;
от 1501 до 2000 метров – на 10%;
от 2001 до 3000 метров – на 15%;
свыше 3001 метров- на 20%;
- работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) – до 10%;
- работа в городах с населением свыше 2,5 млн. человек – до 20%;
- работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 млн. человек – до 15%;
- работа в городах до 0,5 млн. человек – до 10%;
- работа в городах с населением свыше 1 млн. человек – до 10%;
- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега – маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.) – до 10%;
- перевозка крупногабаритных взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п., при выполнении полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч, движение в колоннах, требующая пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/ч) – до 10%;
- при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10%; при перегонке в спаренном состоянии – до 15%; при перегонке в строенном состоянии – до 20%;
- для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет – до 5%;
- почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов – до 10%;
- работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом - 10%;
- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) – до 20%;
- работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях – до 35%;
- при использовании кондиционера и установке «климат-контроль» - до 5%;
- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) – до 20%;
- при учебной езде – до 20%.
Нормы расхода топлива

снижаются

в следующих случаях:
- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) – до 15%;
- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 м до 1000 м) – до 10%;
- при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия) и гористой местности (свыше 1000 м до 2000 м на уровнем моря) – до 5%;
- при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах – до 10%.
В том случае, когда автомобиль эксплуатируется вне города с численностью более 2,5 млн. чел, в зоне до 50 км от границы города, а также для городов с населением от 0,5 до 2,4 млн. чел. в зоне до 15 км от границы города и с населением менее 0,5 млн. чел. в зоне до 5 км, поправочные коэффициенты.
В горной местности (свыше 2000 м над уровнем моря) коэффициенты снижения нормы расхода топлива для автомобилей, движущихся за пределами пригородной зоны, не применяются.
При необходимости применяются одновременно несколько надбавок. Норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

^ На основании приказа руководителя предприятия допускается:


- на внутригаражные разъезды и технические нужды автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей и др.) нормативный расход топлива увеличивается;
- до 1 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием;
- при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время с работающим двигателем в ожидании инвалидов, больных, клиентов и т.п. или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона автомобиля, устанавливать нормативный расход топлива из расчета: один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля;
- для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличающихся от базовой модели собственной массой (установка фургонов, дополнительного оборудования, бронирование и т.п.), норма расхода топлива определяется увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми, до 1,3 л/100 км – с дизельным двигателями; до 2,5 л/100 км по автомобилям, работающим на сниженном газе; до 2,0 куб. м по автомобилям, работающим на сжатом природном газе.
- при газодизельном режиме норма расхода топлива увеличивается (уменьшается) до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля.
В дополнение к нормативному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
- для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий на один газобаллонный автомобиль до5 л;
- для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0º С) на один автомобиль 10 л в месяц;
на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, – 25% бензина и дизтоплива от общего расхода.
Во всех указанных случаях нормированные расходы жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляются в тех размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.
Линейный расходы топлива на 100 км пробега автомобиля:
- для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах,
- для автомобилей, работающих на сжатом нефтяном газе, - в литрах сжиженного газа;
- для автомобилей, работающих на сжиженном природном газе, - в нормальных метрах кубических (куб. м);
- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.
Значения норм расхода дизельного топлива отмечены индексом «д», поставленным после цифрового значения нормы (например, для автомобиля ЗИЛ-4331-25д и т.д.). Соответственно нормы расхода сжиженного нефтяного газа отмечены индексом «гсн», а нормы расхода сжатого природного газа- индексом «спг». Для газовых автомобилей в скобках указанны норма при работе на бензине, для газодизельных – на дизтопливе.
Нормы приведены в последовательности, регламентированной действующей системой классификации и обозначений марок автомобилей.
Таблица 4 – Предельные значения надбавок к линейным нормам расхода топлива

Климатическая зона

Республика, край, область, входящие в состав данной зоны (при применении
зимних надбавок к линейным
нормам расхода топлива)

Срок действия в течение года (в мес.)

Предельная величина надбавки, %

1

2

3

4

1

Дагестан, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия

3

5,0

2

Северная Осетия, Краснодарский, Ставропольский края

3

5,0

3

Белгородская, Калининградская, Ростовская области

4

5,0

4

Республика Калмыкия, Астраханская, Брянская, Воронежская, Волгоградская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Самарская области

5

10,0

5

Республики: Марии-Эл, Татарстан, Чувашская; области: Владимирская, Ивановская, Тверская, Рязанская, Ленинградская, Московская, Тульская, Смоленская, Новгородская, Псковская

5

10

6

Мордовская республика, Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Ярославская области

5

10

7

Удмуртская республика, Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области

5

10

8

Башкирия, Карелия, Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская области

5

12

9-10

Амурская, Оренбургская, Камчатская, Кемеровская, Архангельская, Иркутская области, острова Баренцева и Белого морей

6

15

11

Тува. Таймыр, Ханты-Мансийск. Ямало-Ненецкий, Магаданская обл., о-ва моря Лаптевых

6

18

12

Якутия, о-ва Ледовитого океана и Карского моря

7

20

^ 4.1.1 Легковые автомобили


Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

QН=0,01·НS· S(1+0,01·D)


где QН – нормативный расход топлива, л;
НS – базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км. В расчетах принять 10000-20000 км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в %.
Таблица 5 – Базовые линейные нормы расхода топлива для легковых автомобилей

Марка, модель автомобиля

Базовая линейная норма

ВАЗ 1111

6,5

ВАЗ 2101, -21011, -21013, -21016

8,5

ВАЗ 2102, -21021, -21023

8,5

ВАЗ 2103

9,0

ВАЗ 21033, -21035

8,5

ВАЗ 2104, -21043

8,5

ВАЗ 2105, -21051, -21053

8,5

ВАЗ 2106, -21061, -21063

9,0

ВАЗ 2107, -21072, -21074

8,5

ВАЗ 2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083

8,0

ВАЗ 2109

8,0

ВАЗ 2121, 21211

12,0

ГАЗ 24 ГАЗ 24-13 (с двигателем ЗМЗ 4021, -4021,10)

13,5

ГАЗ 21.02 (с двигателем ЗМЗ-4022.10)

13,0

ЗАЗ 965,968

7,0

ЗАЗ 970, -970В, 970Г

8,0

ЗАЗ 1102

7,0

ЗИЛ 114, ЗИЛ 117,ЗИЛ 4104

24,0

ЗИЛ 41047

26,5

Москвич – 403, -4035, 403М, -40ЗТ

10,

Москвич –427, -427 ИЭ

10,0

Москвич –2141, -21412

10,0

ЛуАЗ – 969А, - 969М

12,0

ЛуАЗ – 1302

11,0

УАЗ – 469, - 469А, -469Б

16,0

УАЗ – 315100, -315101, - 31512-01

16,0

4.1.2 Автобусы


Расход топлива устанавливается аналогично легковым автомобилям.
В случае использования на автобусе в зимнее время отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:

^ QН=0,01·НS · S(1+0,01·D)+Нот·Т


где QН – нормативный расход топлива, метры или куб. метры;
НS – базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобуса, м/100 км или куб. м/100 км;
S – пробег автомобиля, км. (в расчетах принять 15000-25000 км);
Нот – норма расхода топлива на работу отопителя, л/ч;
Т – время работы автомобиля с включенными отопителем, часов;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в %.
Таблица 6 – Базовые линейные нормы расхода топлива для автобусов

Марка, модель автомобиля

Базовая линейная норма

ЗИЛ 155, - 158

41

Ikarus – 63

40д

Ikarus – 280

43д

Ikarus – 283

46д

Ikarus – 350

37д

Ikarus – 365

34д

Ikarus – 543

26

КАвЗ – 651, - 651 А

30

КАвЗ – 685,3270

40

ЛАЗ 697

43

ЛАЗ 699

35д

ЛАЗ 4202

33д

ЛАЗ 42021

46д

Mersedes Benz 0302 С V-8

32д

Nissan Urvan

10д

Nissan Urvan Transporter

14

Nusa 501М, - 521М, - 522М

15

ПАЗ 3201, -32016, -320101

36

РАФ 22031, -22032, -22035-01

15

УАЗ 220601, -396201

17

УАЗ 220602

22 гcн

Нормы расхода топлива на работу отопителей указаны в таблице 7.
Таблица 7 – Нормы расхода топлива на обогреве салонов автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями

Марка и модель автомобиля или автобуса

Марка отопителя

Расход топлива, литр на 1 час
работы на линии

Примечание

Ikarus – 255, -255. –260.01, -260.18< -260.37. –260.50, -260.52

Sirokko – 262

1,2


Ikarus – 260, –260.01

Sirokko – 265

1,4



Ikarus – 260, –260.01

Sirokko – 262
(2 отопителя)

2,4


Ikarus – 250, -250.58, -250.58S? –250.59, -250.93, -250.95, -256, -256.54, -256.59, -256.74, -256.75, -260.51

Sirokko – 268

2,3



Ikarus – 180

Sirokko – 268
Плюс
Sirokko – 265

3,7

С учетом обогрева прицепа

Ikarus – 280, -280.01, -280.33, -280.63, -280.64

Sirokko – 268
Плюс
Sirokko – 262

3,5

С учетом обогрева прицепа

ЛАЗ – 699 А, -699Р

ОВ-95

1,4



ЛАЗ – 4202, -42021

П-148106

2,5



ЛиАЗ - 5256

ДВ-2020

2,5



IFA –Robur LD-2002, LD-3000

Sirokko – 251

0,9


Tatra – 815 C1, С3

ХZA.КР-D2-24.1

0,8


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.