.RU

ПРОСЬБА, МОЛЬБА, ПРИКАЗ, КОМАНДА - Многофункциональность русского литературного языка. Различие в функциях литературного...


^ ПРОСЬБА, МОЛЬБА, ПРИКАЗ, КОМАНДА,


ЗАПРЕТ, РАЗРЕШЕНИЕ, СОВЕТ,


РЕКОМЕНДАЦИЯ, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Побуждение — это призыв, просьба. По­буждение может выражаться как в устной, так и письменной форме. На письме побуждение выражается восклицательным предложением.
Просьба — это побуждение к действию в уважительной, вежливой форме. Как правило, просьба выражается предложением-вопросом с последующей благодарностью. Вежливая форма просьбы выражается голосом, интона­цией. Просьба начинается словами: «Будьте любезны ...», «Не могли бы Вы...» и т.д.
Степень крайней безвыходности выражается в разновидности просьбы, называемой моль­бой. Предложение отличается умоляющей ин­тонацией и подбором слов, выражающих необ­ходимость прошения. Начинается предложение, содержащее мольбу, словами: «Я умоляю Вас...», «Я очень Вас прошу...». Обычно в предложении-мольбе на первое место ставит­ся личное местоимение.
Приказ — это форма побуждения, выражаю­щаяся в устном или письменном распоряжении, требующая беспрекословного выполнения.
В устной форме приказ строится в повели­тельном наклонении. Отдающий приказ должен голосом выражать твердость и жесткость.
Команда — это жесткая форма приказа, употребляющаяся в военном деле и состоящая из одного или двух слов и носящая повелительный характер: К бою! На штурм! Команда тре­бует строгого, сиюминутного выполнения, отли­чается краткостью и твердостью интонации. В команде как форме приказа различают за­прет и разрешение.
Запрет — это отрицательная команда, на­чинается со слова «нельзя, нет». В письменной речи запретное предложение имеет в конце восклицательный знак.
Разрешение носит положительный харак­тер, начинается со слов: «Да, разрешая; да, можно» и т.д. Разрешение произносится спо­койно. Разрешение чаще всего является поло­жительным ответом на просьбу или запрос. Как документ разрешение пишется от первого лица и начинается глаголом РАЗРЕШАЮ.
Совет — вид побуждения, отличающийся ненавязчивостью, имеющий скорее совеща­тельную, чем назидательную форму повество­вания, отличается мягкостью интонации. Начи­нается предложение-совет с местоимения «Я» или «Мы» и является повествовательным.
Частный вид совета — рекомендация может иметь официальный и частный характер. Как правило, это благоприятный отзыв о чем-либо или ком-либо.
Предостережение — это вид совета, но­сящий благожелательный характер. В письмен­ной форме это обычно обращение внимания на высокое напряжение, ремонтные работы и т.д.
Предложение — это любое высказывание, являющееся сообщением, рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие. Оно часто является формой побуждения, а иногда и призыва.

^ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОБУЖДЕНИЯ


В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ,


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕЧЕВЫЕ


НОРМЫ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ


Действие, к которому говорящий побуждает собеседника, в русском языке обозначается глаголом в повелительном наклонении. Побуж­дение встречается в виде требования, приказа, просьбы, предложения, совета, мольбы, напри­мер: (Позвоните ему! Сделай уроки!).
Глаголы в повелительном наклонении также могут выражать просьбу или пожелание того, чтобы действие не происходило. В данном слу­чае используется частица не, которая ставится перед глаголом. Например, в предложении; Не берите трубку! выражается желание, чтобы некто не совершал действия «брать».
Выражая просьбу, говорящий часто использу­ет слова пожалуйста, будьте любезны, будь­те добры. Данные слова являются вводными и выделяются на письме запятыми. Слово пожа­луйста используется с глаголами повелитель­ного наклонения, являясь показателем вежли­вого обращения.
При обращении к одному человеку глагол упо­требляется в форме множественного числа по­велительного наклонения (Дмитрий Иванович! Напишите, когда прибудете на место).
Повелительное наклонение не сочетается с первым лицом единственного числа, т.е. в русском языке не существует глагольной формы, которая выражала бы желание чело­века заставить самого себя что-либо сделать.
Средством выражения повелительного на­клонения на письме является побудительное предложение. Как правило, побудительные предложения имеют один главный член — ска­зуемое (Читайте молча! Дай совет!)
Часто в побудительном предложении употреб­ляется вводное обращение, которое называет лицо, которое хотят побудить к действию, напри­мер: Мой друг, отчизне посвятим души пре­красные порывы! (А. С. Пушкин)
В побудительных предложениях специаль­ные глагольные формы, а также частицы мо­гут отсутствовать. Предложения такого типа образуются при помощи начальной формы (инфинитива), форм будущего времени, форм прошедшего времени глаголов определенных семантических групп (со значением начала или временного ограничения) (Ждать! Рабо­тать!) В данном случае побуждение выража­ется с помощью интонации.
В разговорной речи для выражения побужде­ния, изъявления желания используются части­цы да, же, которые имеют значение усиления (Да иди же! Смотри же!; частица -ка, имеющей значение мягкости: Расскажи-ка!; междо­метие ну: Ну, делай!).
В предложениях, где прямая речь представ­ляет собой побудительное предложение, упот­ребляется союз чтобы, (Он попросил: «Выбе­ри любую книгу». — Он попросил, чтобы я выбрал любую книгу.).

^ ЖАНРЫ РЕТРОСПЕКЦИИ: ОТЧЕТ, ОБЗОР


Жанры ретроспекции включают в себя такие виды, как отчет и обзор, которые являются доку­ментами, рассматривающими и описывающи­ми прошедшие события.
Отчет — это правовой документ о достигну­тых результатах, включающий в себя описание положительных и отрицательных моментов вы­полненной работы.
Различают научно-исследовательский, бух­галтерский отчеты, отчет о работе предприятия за определенный период и проч. Для составле­ния отчета используются специальные бланки. Вверху, в центре листа, пишется слово «Отчет», определяющее название документа, под кото­рым указываются название предприятия, сроки исполнения работы, тема и другие необходимые данные, связанные со спецификой составляе­мого отчета.
В случае отчета по научно-исследователь­ской работе указывается шифр работы. От­чет пишется нижестоящими сотрудниками вышестоящим и подписывается непосред­ственно человеком, который является подот­четным.
Отчет характеризуется стилевой обособлен­ностью, конкретностью, устойчивость жанровой тематики.
Лексика, используемая в данном случае, замкнута и определяется как официально-до­кументальная, дипломатическая, канцеляр­ская и др.
Как правовой документ отчеты имеют опре­деленный срок хранения, установленный зако­ном, правилами предприятия.
Обзор также относится к правовым докумен­там ретроспективного жанра. Обзор представ­ляет сведения о состоянии дел на предприятия, описание рабочего процесса и т.д. Кроме техни­ческих данных, он содержит некоторые рекомен­дации по улучшению производства. Документ пи­шется в официально-деловом стиле. Глаголы употребляются в неопределенной форме.
Обзор составляется нижестоящими по зва­нию и направляется вышестоящим, подписыва­ется подотчетным, утвержденным уставом пред­приятия. Рекомендации, включающиеся в обзор, исходят от руководства. Рекомендации (распо­ряжения, по сути) выражают причины создания документа, они не должны носить ультимативный характер. Обзор пишется в произвольной фор­ме. Используются устойчивые (шаблонные, стандартизированные) языковые обороты.
Так как отчет и обзор — виды жанра ретроспек­ции, то пишутся они в прошедшем времени, при их составлении используются конструкции типа: было произведено ..., было сделано .... При этом используются безличные конструкции, так как документы составляются от лица всего пред­приятия.
Соблюдение этикета в правовых документах является важной чертой официально-делового стиля. Соблюдение этикета подразумевает как определенные внешние правила, так и чисто стилистические, грамматические и синтакси­ческие приемы, что должно соответствовать жанру ретроспекции.

РИТОРИКА


Риторика (от греч. rhetorike) — Напыщенная, красивая, но малосодержательная речь;
В Античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия.
В настоящее время риторика как искусство правильно и красиво говорить распространяет­ся на различные области общения — официаль­ную, научную, бытовую.
Речь возникает в определенной ситуации. Говорящий осмысливает содержание высказы­вания, выбирает форму изложения — монолог или диалог, употребляет те или иные лексиче­ские единицы, грамматические конструкции, рассчитывая на ответную реакцию со стороны собеседника.
Риторика появилась около V в. до н.э. в Древ­ней Греции. В то время все общественные и по­литические вопросы решало народное собрание. Суды происходили публично, при большом скоп­лении народа. Человек защищал себя сам, про­являя красноречие.
Ораторское искусство зародилось и разви­валось вместе с древнегреческой литературой VI—III вв. до н.э., оно представлено в трагедиях Эсхила, Еврипида, комедиях Аристофана, баснях Эзопа. В это же время развивается те­атр, создаются шедевры архитектуры. Это и пе­риод расцвета философских учений: Сократ (ок. 470-399 гг. до н. э.) Платон (430/427-347 гг. до н. э.).
Риторика получила свое развитие и как искус­ство, и как отдельная наука. Стали возникать школы (в Сиракузах, Афинах, Аттике). Здесь учились мальчики от 7 лет. Риторика была основ­ным предметом, также преподавались литера­тура, философия, математика и др.
Эллинская традиция рассматривала 3 основ­ных момента риторики: истину, нравственность и артистизм. Образованность и культура орато­ра также имели большое значение.
Каноническая риторика включала 5 частей, таких как:
1) инвенция — «изобретение», рассмотрение содержания речи;
2) композиция — расположение;
3) элокуция и орнамента—украшение речи (ис­пользование различных средств языка, стиля);
4) мемориа — запоминание текста;
5) акция, или исполнение, — мастерство речи, умение подать себя.
Риторика была тесно связана со многими наука­ми. Такие принципы, как рассуждение, аргументация, риторика позаимствовала из логики. Затрагиваемые проблемы нравственности, проблемы добра и зла объединяли риторику и философию; вопросы власти, собственности, войны. Надо отметить, что главным для представителей эллинской традиции являлось убеждение в истине. Известно, что такие великие ораторы, как Сократ, Демосфен, не отказались от своих убеждений, выбрав смерть.
В риторике выделили различные стили:
1) высокий;
2) низкий;
3) деловой;
4) художественный.
Высоко ценилась импровизация, хотя, безус­ловно, выступления были детально подготовле­ны и записаны заранее.

^ ОТЧЕТ О КОМАНДИРОВКЕ,


ОТЧЕТ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ОПРОСЕ


(ТЕСТЕ, ПРОВЕРКЕ), О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ


По определению любой отчет — это обзор прошедших событий, т.е. все виды отчетов, мож­но отнести к жанру ретроспекции.
Отчет — это рассказ о совершенном собы­тии в прошедшем времени. Он относится к де­ловым документам, его главный признак — при­надлежность к официально-деловому стилю. Отчет отличается четкостью и строгостью из­ложения, точностью цифр и фактов.
Отчет о командировке (поездке с деловы­ми целями) содержит сведения о самом процес­се, о результатах поездки, о решенных и нере­шенных вопросах и достигнутых соглашениях. Иногда в отчете делается анализ того, что оста­лось нерешенным, что подлежит дальнейшей разработке, выясняются причины этого. Изло­жение ведется в прошедшем времени, приме­няются словосочетания типа: было провере­но..., было изучено... и т.д. Редко в отчетах дают подробное изложение заседаний (собра­ний, совещаний), если это необходимо.
Если целью командировки являлось испыта­ние оборудования, в отчете могут присутство­вать всевозможные графики и формулы, необ­ходимые для полноты отчета. В случае, когда командировка имела отрицательные результа­ты, отчет делается с подробным докладом и ана­лизом причин неудачи.
Лексика, как и во всех деловых бумагах, стро­го ограничена определенным кругом употребления. Предложения безличные и представля­ют типичные для этого жанра конструкции.
Отчет о социологическом опросе должен содержать четкие данные о количестве интер­вьюируемых, типах вопросов и сведения, полу­ченных в результате опроса. Чаще всего эти данные представляют в виде цифр, выражаю­щих проценты, или их процентное содержание. Данный вид отчета выглядит более лаконично, чем отчет о командировке. В нем не должны присутствовать оценка данных и их сравнение с предыдущими.
Отчет о проделанной работе чаще все­го существует на предприятиях и представля­ет собой обзор проведенной работы, ее ре­зультаты, числовые данные и процентное соотношение. Язык в отчетности строгий, в нем не должно присутствовать ничего, что могло бы отвлечь от основной направленнос­ти документа.
Отчеты — это, как правило, результат совме­стной работы коллектива, поэтому полностью отсутствует авторство, несмотря на то, что под­писан отчет может быть одним человеком (на­пример, финансовым директором или началь­ником предприятия).
Следует обратить внимание на то, что отчеты всегда составляются по истечении событий, отсюда и название жанра — ретроспекция, т.е. рассмотрение того, что было.

^ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ


ЖАНРОВ РЕТРОСПЕКЦИЙ


По определению жанра ретроспекции можно определить его назначение, лексику и синтаксис. Лексика точная, замкнутая, исполь­зуются устойчивые выражения типа: было про­ведено..., итоги исследования таковы... . Относительно всевозможных стилистических отступлений от правил и закономерностей сти­ля существует определенная норма, нарушение которой считается недопустимым.
Основная особенность жанра ретроспек­ции — это портативность. Форма написания свободная, может включать таблицы, формулы и т.д.
Иногда в жанре ретроспекции присутствуют сочинительные и подчинительные конструкции, которые выражаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, соеди­нительными союзами и или а. Подобные конст­рукции уместны по форме и содержанию в сво­бодных формах отчетности. В документах, написанных в деловом стиле, присутствие со­единительных и присоединительных конструк­ций представляет интересное явление. Язык на­писания деловых документов достаточно прост, в них не принято употреблять длинные конструк­ции, поскольку это приводит к неоднозначному пониманию текста. Встречаются предложения с однородными членами, которые образуют со­чинительное словосочетание. Однородные чле­ны выражаются словами разных частей речи. Вместе с однородными членами предложения
можно увидеть обобщающие слова, объединяю­щие перечисленные определения в один соби­рательный образ, например, миксеры, микро­волновые печи, тостеры иное — товары, произведенные на предприятии. Слово «товары» будет обобщающим.
Итак, языковые средства, лексика и другие лексические приемы, предназначенные для ис­пользования в жанрах ретроспекции, более сво­бодны и специфичны, чем в других документах официально-делового стиля. Это не просто сти­листические отступления, а необходимые для данного вида документов условия. Например, любой отчет должен быть подробным и четким, чтобы не упустить каких-либо важных моментов, здесь включают перечисления, однородные члены и обобщающие слова.
Все официальные бумаги, документы, отно­сящиеся к жанру-ретроспекции, несут в себе юридическую силу, поэтому четкость и точность их изложения должны быть максимальными.
В отчетах и обзорах присутствует еще и оце­ночный момент. При сравнении итогов прошед­шего и настоящего делаются выводы об общих достижениях, даются объяснение неудачам. Все это требует дополнительных языковых средств, не выходящих за рамки официально-делового стиля.

^ ЖАНРЫ ПОЛИЛОГИ: СОБРАНИЕ, СОВЕЩАНИЕ, ПЕРЕГОВОРЫ, ИНТЕРВЬЮ


Полилог — это такой жанр, который подра­зумевает не просто беседу, а вопросы и ответы, которые фиксируются на бумаге.
К жанрам-полилогам относят собрания, со­вещания, переговоры, интервью. Подразуме­вается участие в них двух и более человек. В ос­нове этих жанров лежит устная разговорная речь.
Собрание — это сбор коллектива в школе, на предприятии, в фирме и т.д. Оно имеет оп­ределенную цель и задачу, решение которой долж­но приниматься всем коллективом.
В начале собрания обязательно оглашается повестка дня, в которой указываются вопросы для рассмотрения и обсуждения. Перед нача­лом обсуждения основных вопросов выбирают­ся президиум, председатель, ведущий собра­ние и секретарь, ведущий протокол. В протокол записываются только основные моменты до­клада, его обсуждение и принятые постановле­ния и решения.
Совещание концептуально более строгая форма, чем собрание. На совещании присут­ствует не весь коллектив предприятия, а только представители и руководители производствен­ных единиц (начальник отдела, заведующий ка­федрой и т.д.). Этим людям доверено решение важных задач данного предприятия (школы, вуза). Каждое совещание решает определенный круг вопросов.
К устному жанру относятся и переговоры. Переговоры могут быть двухсторонними и более.
Переговоры могут быть между главами госу­дарств (переговоры на высшем уровне), перед заключением контракта на изготовление обору­дования и др. Для оформления переговоров предназначен протокол, включающий вопросы для обсуждения.
Течение переговоров стандартизировано и проходит по определенным правилам. Язык переговоров строгий, близкий к официально-деловому стилю.
Интервью — жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Беседа в ви­де интервью может проходить при приеме на ра­боту, когда объявляется конкурс. В этом случае в качестве журналиста выступает ответственное лицо предприятия или другого учреждения. Ес­ли это интервью берется для газеты или телеви­дения, то лексика может быть разнообразной. Если интервью берется при приеме на работу, то лексика может быть ближе к производствен­ной, хотя вполне допустимы стилистические от­ступления.
У интервью нет повестки дня, но есть цель — получить необходимую информацию.
Таким образом, жанры-полилоги относятся к разговорному стилю со всей его спецификой. Лексика, как и у всех разговорных жанров сво­бодная, замыкающаяся на круге решаемых во­просов.
При переговорах, на совещании или собра­нии должна соблюдаться культура общения, определяемая культурой поведения. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.