.RU

Украшения - Г. Н. Белорыбкин Золотаревское поселение

Украшения
Найденные на поселении украшения изготавливались преимущественно из бронзы, а также из серебра, олова, свинца, стекла и сердолика. Они представлены такими деталями костюма, как бусы, бубенчики, сюлгамы, височные подвески и т. д. Некоторые из них были явно привозными и ценились очень высоко, другие изготавливались на месте из более дешевых материалов и распространялись в соседние регионы.

Бусы

(рис. 23) встречены на поселении в основном разрозненно, но некоторые составляют набор. В частности, вместе были найдены янтарные бусы и часть сердоликовых. По материалу выделяются группы, а по сечению – типы бус.
Среди стеклянных бус (11 экз.) (рис. 23, 2, 3, 9-11, 14-17, 19, 21) выделяются цилиндрические (3 экз.), усеченно-эллипсоидные (1 экз.), шаровидные (2 экз.), уплощенно-шаровидные (2 экз.), овальные (2 экз.) с круглым сечением, кроме одной уплощенно-ромбического сечения. Почти все бусы одноцветные и в основном синие, кроме двух цилиндрических, где на одной бусине орнамент из волнистых зеленых полос, а на другой – глазчатый. Большинство бус изготовлены из трубочек, сделанных способом навивки, хотя встречаются бусы и из тянутых трубочек. Бусы с полосами имеют аналогии в памятниках XI-XIII веков как в Поволжье, так и в Средней Азии (Город Болгар, 1988. С. 177-178). Глазчатые бусы этого типа характерны для XII-XIV веков (Город Болгар, 1988. С. 179-180). Остальные бусы встречаются на многих домонгольских памятниках Восточной Европы (Львова, 1959. С. 324; Щапова, 1956. С. 175; Город Болгар, 1988. С. 164).
Большую группу составляют бусы из драгоценных камней (15 экз.). Среди них выделяются бусы сердоликовые (6 экз.), янтарные (4 экз.), из яшмы (4 экз.) и горного хрусталя (1 экз.).
^ Сердоликовые бусы (рис. 23, 4-8, 20) относятся к граненым и представлены бусами желтого, розового, оранжевого и коричневого цветов. Одна бусина имеет эллипсоидную форму с 8 гранями (рис. 23, 4), две – прямоугольной формы с 6 гранями (рис. 23, 5, 20), три – усеченно-конической формы с 6-7 гранями (рис. 23, 6-8). На последней бусине есть орнамент в виде волнистых прожилок. Сердоликовые бусы были распространены в эпоху средневековья по всей Восточной Европе (Федоров-Давыдов, 1966. С. 74, 75).
^ Янтарные бусы (рис. 23, 23-26) все граненые и имеют оранжевый цвет. Одна бусина эллипсоидная уплощенная с 8 гранями, две – усеченно-биконические с 7 гранями, одна – квадратная уплощенная, многогранная. Отверстия в биконических бусинах не совпадают, очевидно, это брак местного производства. Янтарные бусы известны в материалах X-XI веков Саркела-Белой Вежи и кочевнических древностях (Федоров-Давыдов, 1966. С. 75), а также на Руси и в Волжской Булгарии, где известны мастерские по обработке янтаря (Казаков, 1991. С. 149).
Бусы из яшмы (рис. 23, 1, 12, 13, 18) все крупные, округлые, белого цвета и тщательно отполированы. Из них одна бусина уплощенная, одна усеченно-биконическая, одна шаровидная и одна эллипсоидная. На последней край оббит и имеются прожилки в виде волнистых линий. Фрагменты таких бус встречаются на булгарских домонгольских памятниках (Казаков, 1991. С. 144).
^ Хрустальная бусина (рис. 23, 22) относится к типу граненых квадратных с 6 гранями. Подобные бусины встречаются на большой территории. Почти все виды бус встречаются и в близлежащих мордовских могильниках (Беляев, 1998).
^ Металлические бусы (15 экз.) составляют довольно большую группу украшений. В основном они сделаны из олово-свинцового сплава, а также из сплава серебра со свинцом. Среди них есть бусы сплошные, а есть и полые. По способу ношения выделяется группа бус-подвесок (6 экз.) (рис. 23, 28-30), которые, как правило, имеют в середине пояс и петельку сверху. Большинство этих бус имеют биконическую форму и имитируют, по сути, серебряные бусы. Бусины с отверстиями (4 экз.) (рис. 23, 27, 34, 37, 38) округлые и сделаны в виде цилиндров, кроме бронзовой бусины шаровидной формы, являющейся, вероятнее всего, частью гривны. Подобные гривны бытовали у мордвы до XI века (Финно-угры, 1999. С. 134). Полые бусы (4 экз.) (рис. 23, 31, 32, 33, 36) сделаны из сплава серебра со свинцом и имеют индивидуальные формы. Одна бусина подчетырехугольная в сечении и усеченно-эллипсоидной формы имеет на гранях орнамент в виде треугольников из ложной зерни и похожа по общему виду на головку мака. Другая также сделана в виде усеченного эллипса, но круглого сечения и с ребристой поверхностью. Третья по форме схожа с предыдущей бусиной, но здесь лишь четыре продольных ребра, расположенных крестообразно, а между ними орнамент в виде кружочков из ложной зерни. Четвертая бусина сделана в виде кубика с ромбическим орнаментом на гранях. Внутри ромбов точки. По внешнему виду эта бусина напоминает игральный кубик. Вполне очевидно, что практически все металлические бусы являются дешевым подражанием ювелирным изделиям.

^ Височные подвески

(20 экз.), сделанные из серебра, представлены двумя видами.
1. Кольцо диаметром от 5 до 6 см из проволоки толщиной 0,3 см и тремя крупными желудевидными полыми внутри бусинами (15 экз.) (рис. 24; 25, 7-10; 27, 2-4, 10-11). Диаметр бусин около 2 см, длина – 3-4 см. Среди подвесок 8 штук в сборе, 5 представлены лишь кольцами и еще 2 бусины. По качеству изготовления подвески можно разделить на украшения местного изготовления (6 экз.) (рис. 24) и привозные (9 экз.) (рис. 25; 27). Привозные изделия, как правило, были сделаны из высокопробного серебра, украшены зернью и сканью, а местные делались из низкопробного серебра с примесью меди, свинца и олова и без дополнительных ювелирных приемов. Возможно, вместо скани на кольце они накручивали льняную нитку, обрывки которой встречаются на некоторых подвесках. Все это значительно удешевляло изделия. Привозные же подвески представляют собой, в основном, фрагменты и предназначались, скорее всего, для переплавки. Такие подвески хорошо известны в булгарских домонгольских памятниках, где они ценились довольно высоко (Смирнов, 1951. Рис. 69; Валеева, 1983. С. 44). Дешевые же украшения изготавливались по булгарским образцам здесь, на Золотаревском поселении.
2. Кольцо с тремя желудевидными полыми внутри серебряными бусинами и тремя подобными бусинами, подвешенными на цепочках, прикрепленных на нижней кольцевой бусине (2 экз.) (рис. 26). Диаметр кольца с бусинами 4 см. Диаметр бусин как на кольце, так и на цепочке – 1 см, длина – 1,5 см. Помимо целых имеется еще отдельные бусины от подвесок этого типа (3 экз.) (рис. 27, 7-9). Одна бусина с кольца, другая тоже с кольца, но с тремя цепочками на боку, и еще одна бусина с подвески. Все они также сделаны из серебра с применением техники скани на первых двух и зерни на бусине с подвески. Это типично булгарские украшения и являются, очевидно, привозными из Волжской Булгарии (Степи Евразии, 1981. Рис. 79; Смирнов, 1951. Рис. 67-68; Валеев, 1975. Рис. 28).

Височные кольца

(9 экз.) (рис. 27, 6, 12; 28, 8-12, 19-20) сделаны из серебряной круглой в сечении проволоки. Диаметр колец около 2 см. Они делятся на две группы: простые кольца (7 экз.) (рис. 28) и кольца с напускной бусиной (2 экз.) (рис. 27). Первые по соединению концов можно разделить на три типа: с несомкнутыми концами (2 экз.), с заходящими друг за друга концами (3 экз.) и с концами, закрученными друг с другом (2 экз.). Одно кольцо с заходящими друг за друга концами сделано из височной подвески, о чем свидетельствуют остатки крепления бусин на проволоке, и имеет диаметр 3,5 см. Такого рода украшения были очень популярны среди восточных славян в X-XIII веках (Седов, 1982; Древняя Русь, 1997. С. 64). Встречаются они и на памятниках мордвы (Беляев, 1998. С. 11).
Кольца с бусиной не сомкнуты. На одном из них бусина круглая, на другом овальная, обвитая по центру и краям сканой проволокой. Подобные украшения встречаются на памятниках Волжской Булгарии. Причем, если кольцо с круглой бусиной можно отнести к X-XI векам, то крепить бусы с помощью сканой проволоки стали в XII-XIII веках (Казаков, 1991. С. 116).

Гривны

(10 экз.) (рис. 25; 27, 14-16) являются шейным украшением. Среди них можно выделить 5 фрагментов гривен из бронзы, два из которых имеют трапециевидное сечение, а два – круглое сечение. Еще один фрагмент представлен остатками тонкой плетеной проволоки. Один (почти целая гривна) имеет заостренный, отогнутый наружу конец, на другом фрагменте – бронзовая напускная бусина. Две гривны сделаны в виде перекрученной толстой пластины из низкопробного серебра. Концы этих гривен заострены и загнуты. Еще 3 фрагмента из чистого серебра происходят от гривен с шестью переплетенными проволоками и заостренными концами с петлей и крючком на концах. Бронзовые гривны, вероятнее всего, были местного производства и бытовали во второй половине I тысячелетия н.э. у финнов (Финно-угры, 1999. С. 134). Плетеные же являются типично булгарскими изделиями и попали сюда, очевидно, в качестве сырья для местных ювелиров (Ефимова, 1960. С. 197; Валеева, 1983. Рис. 1; Казаков, 1991. Рис. 42). Гривны из перекрученной пластины встречаются среди древностей XII-XIII веков на Нижнем Дону и Волге (Степи Евразии, 1981. Рис. 82 и 84; Ильюков, 2000. Рис. 38). Но и там их немного. Причем, иногда они встречаются сломанными и в распрямленном виде, что, по мнению одних исследователей, является знаком особого достоинства или жезлом власти (Степи Евразии, 1981. С. 215), а по мнению других – денежной единицей (Ильюков, 2000. С. 208). Очевидно, именно такие гривны изображены на половецких изваяниях второй половины XII века, причем, как правило, по две (Степи Евразии, 1981. Рис. 89). Возможно, и две гривны с Золотаревского поселения были принадлежностью костюма половца, погибшего в сражении.

Копоушка

(1 экз.) (рис. 27, 13) сделана из бронзы в виде подтреугольной пластины длиной 6,5 см. Сверху имеется ушко. На щитке сделан орнамент из ложной зерни в виде ромбиков и квадратиков, а по краям имеется насечка. Подобные копоушки были широко распространены в Восточной Европе, особенно в X-XIII веках (Финно-угры, 2000. Рис. 11; Салангина, 1998. С. 23), однако точных аналогов пока нет.

^ Подвески монетовидные

(19 экз.) (рис. 28, 1, 5, 21-37) сделаны в основном из низкопробного серебра в виде тонкого кружка диаметром 2-3 см. Сверху прикреплена петля из пластинки или проволоки. В центре сделан небольшой выступ. Вокруг него располагается орнамент из выпуклых точек, которые образуют различные геометрические фигуры: круги, треугольники, квадраты. По краю подвески также располагается точечный орнамент. На некоторых подвесках орнамент дополняется гравировкой. На одной подвеске изображен цветок с шестью лепестками. Монетовидные подвески широко представлены в средневековых материалах Восточной Европы и различаются лишь орнаментальными мотивами. Но даже по ним много совпадений. Эти подвески встречаются на памятниках X-XIII веков Белозерья (Дубов, 1989. Рис. 30), на р. Чепце в X-XIII веках (Иванова, 1982. Рис. 5), на Руси (Древняя Русь, 1997. Рис. 53) и в Волжской Булгарии (Казаков, 1991. Рис. 40).

Подвески-лунницы

(3 экз.) (рис. 27, 1; 28, 4, 7) сделаны из олово-свинцового сплава в виде луны с опущенными вниз концами и петелькой сверху. На одной по краю точечный орнамент, на другой внутри ребро жесткости. Подобные украшения также широко бытовали в XI-XIII веках в Восточной Европе (Седов, 1982; Древняя Русь, 1997. Рис. 54). Наибольший интерес представляет литая бронзовая лунница с узором из треугольных фигур, выполненных ложной зернью, диаметром 5,2 см (тип В-II-1 в Булгаре). Край лунницы оплавлен и обломан, но ее можно отнести к лунницам замкнутого типа. Орнамент немного затерт. Подобная лунница известна в слое XIII века в Булгаре (Город Болгар, 1996. Рис. 63, 21) и в домонгольском Прикамье (Финно-угры, 2000. С. 335).

^ Подвески когтевидные

(5 экз.) (рис. 28, 13, 14, 16-18) сделаны из оловянистой бронзы и подражают подвескам, сделанным из когтей животных. Три подвески с одним когтем и две – с двойными когтями. Подобные амулеты были известны у салтовцев и мордвы в VIII-XI веках (Плетнева, 1967. Рис. 47; Готье, 1941. Табл. 7) и в раннебулгарских памятниках (Генинг, Халиков, 1964. Табл. XV).

Подвеска крестовидная

(1 экз.) (рис. 28, 38) сделана из серебряной пластины с неровными краями и напоминает трапецию с выступами по бокам. В центре сделана выпуклая полоса, по обе стороны которой выгравирован зигзагообразный орнамент. Немного выдавленная центральная часть и поперечная полоса как бы образуют выпуклый крест. Сверху пластина обломана, там, очевидно, располагалась петля для подвешивания. В целом пластина похожа на трапециевидные подвески с трезубцами, встречающиеся на Руси и в Прибалтике (Древняя Русь, 1997. С. 68). Интерпретация подобных изделий довольно противоречива. Одни считают их знаками русской княжеской администрации или печатями русских дипломатов, другие – скандинавскими украшениями (Древняя Русь, 1997. С. 68). В любом случае подвеска с Золотаревского поселения является, скорее всего, подражанием, так как смысловая нагрузка орнамента не прослеживается.
Помимо

подвесок

типичных форм встречаются такие, которые из-за их формы или сохранности трудно отнести к той или иной группе украшений. Это две выпуклые круглые подвески с орнаментом из выпуклых точек по краю (рис. 28, 2, 3). Одна из них сделана из бронзы, другая – из олово-свинцового сплава. Еще одна подвеска из олово-свинцового сплава, также выпуклая и круглая, имеет внутри ребро жесткости. Интересен и орнамент на не ней. Он представляет собой круг в центре, от которого расходятся лучи, плавно загнутые влево, а по краю выгравированы лучи, загнутые вправо (рис. 28, 39). Такой орнамент характерен для скандинавского щита, и подвеска как бы имитирует его. Еще одна подвеска сделана из небольшой бронзовой пластинки квадратной формы и имеет орнамент в виде треугольника из двойных прочерченных линий (рис. 28, 15).

Бубенчики

(17 экз.) (рис. 28, 40-43; 29, 1-17) бронзовые, шаровидные с одной прорезью внизу и петлей наверху, цельнолитые. Среди них выделяется один, сделанный в виде птицы. Петля имеет форму птичьей головы, а низ у бубенчика украшен полосками, имитирующими перья.
Они бытовали довольно широко и известны в Новгороде в слоях конца XI – начала XIV века (Рындина, 1963. С. 244), в Саркеле в комплексах X-XI веков (Артамонова, 1963. С. 57), в Средней Азии (Шишкин, 1963. С. 45), в Волжской Булгарии (Генинг, Халиков, 1964. Табл. XV), в мордовских могильниках VIII-XIV веков (Алихова, 1959; Жиганов, 1961. С. 173). Есть они и в Армиевском курганно-грунтовом могильнике (КГМ) IX-XI веков (Халиков, 1981а-1988), расположенном по соседству с Золотаревским поселением.
Особняком стоит комплект из 4 бубенчиков со знаком в виде утиной лапки на боку (рис. 28, 40-43). Судя по знаку, половинки отливались в одной форме и затем соединялись при помощи вставной пластины. Два бубенчика отливались в одной форме, два в другой.

Пуговицы

(4 экз.) (рис. 27, 5; 29, 31, 32, 45) сделаны из бронзы, олово-свинца и кости. По форме выделяются шаровидная, грушевидная и биконическая пуговицы с петлей наверху. Костяная пуговица (рис. 27, 5) имеет форму конуса с отверстием в центре. Поверхность этой пуговицы украшена треугольниками из циркульного орнамента, которые разделены тройными линиями. Елочный орнамент есть и на нижней части бронзовой биконической пуговицы. Такие пуговицы встречаются среди материалов Саяно-Алтая XIII-XIV веков (Степи Евразии, 1981. Рис. 73). Шаровидные и грушевидные пуговицы (типы А-I и А-III по Федорову-Давыдову) были широко распространены в течение длительного времени (Федоров-Давыдов, 1966. Рис. 12). Костяные пуговицы встречаются в Волжской Булгарии (Город Болгар, 1988. С. 232), в Нижнем Поволжье (Федоров-Давыдов, 1966. Рис. 12. Тип Б-I).

Пряжки фигурные

(2 экз.) (рис. 29, 37, 38) сделаны из оловянистой бронзы в виде кругов с фигурными выступами. На одной – 6 трехбусинных выступов и орнамент из ложной зерни, а на другой – S-образные завитушки. Первая имеет широчайшие аналогии в южноуральских древностях VI-VIII веков (Степи Евразии, 1981. Рис. 12-13; Мажитов, 1977. Табл.I), а также в Армиевском КГМ IX-XI веков (Халиков, 1981а).

Крючки

«кечказ» (2 экз.) (рис. 29, 47, 48) сделаны из железной пластины. Одна имеет два заостренных конца, а вторая – один конец острый, а другой с петлей. Вероятнее всего, они использовались как поясные крючки. Подобные крючки встречаются на мордовских памятниках XI-XIII веков (Мартьянов, 1976. С. 153).

^ Бляхи нашивные

(11 экз.) (рис. 29) служили украшениями одежды. Они делятся на две группы. К первой относятся две литые бляхи круглой формы с петлями изнутри (рис. 29, 29, 30). Снаружи бляхи отполированы до блеска. К другой группе относятся штампованные бляшки квадратной (3 экз.) (рис. 29, 20, 27, 28) и полукруглой (6 экз.) (рис. 29, 21-26) формы с отверстиями по углам. Полукруглые имеют по краям орнамент в виде насечки. Среди квадратных одна имеет орнамент из выпуклых точек, две других украшены по углам полукруглыми полосами из насечек и кругом из точек в центре.

^ Подвески шумящие

(9 экз.) представлены литыми из бронзы щитками и подвесками. Среди них можно выделить одну лапчатую (рис. 29, 34), две звездчатые (рис. 29, 42, 43) и четыре конусовидные (бутыльчатые) подвески (рис. 29, 35, 36, 39, 40), характерные для финских древностей (Иванов, 1952. Табл. 5, 6; Готье, 1941. Табл. 15). Они встречаются в раннебулгарских материалах (Генинг, Халиков, 1964. Табл. XVI), а также в Армиевском КГМ (Халиков, 1981).
Целая подвеска из оловянистой бронзы представлена арочным щитком шириной 2,3 см с окантовкой из жгутиков и выпуклиной в центре (рис. 29, 33). Подвеска односторонняя. Сверху расположена одна петля, снизу три петли, на которых подвешены три бубенчика. Бубенчики с прорезью соединены со щитком при помощи литой цепочки из двух перпендикулярно соединенных петель, на внешней стороне которых сохранились литники. Кроме того, на верхней петле снаружи расположен орнаментированный насечками щиток. Подобные украшения встречаются на домонгольских памятниках Волжской Булгарии (Город Болгар, 1996. Рис. 64, 12; тип В-VII-2), в Прикамье. Еще одна подвеска представлена щитком в виде трубочки с тремя петлями и одним звеном цепи (рис. 29, 41).

^ Подвеска коньковая

(1 экз.) (рис. 29, 44) отлита из бронзы в виде подтреугольного щитка с двумя конскими головами сверху. Головы коней повернуты в разные стороны и без ушей. В основании шесть прорезей, обозначающие семь ног, три круглых отверстия в центре и сегментовидные прорези на шее коней. По мнению Л.А. Голубевой подобные подвески (тип 1-1) были распространены в Верхнем Поволжье в XII веке (Голубева, 1979. С. 45; Финно-угры, 1999. С. 272, 331).

Пронизки

(5 экз.) (рис. 29, 46) представлены фрагментами бронзовой проволоки треугольного сечения, скрученной в спираль. Подобные украшения входили в состав украшений многих финских народов Восточной Европы (Финно-угры, 1987).

Зеркала

(4 экз.) (рис. 30, 1-3) представлены исключительно фрагментами и все они небольших размеров, отлиты из сплава меди с оловом. Диаметр сохранившегося зеркала 6,3 см. На нем имеется крестообразный орнамент из трех рельефных полос и петлеобразная ручка с двумя отверстиями. С одного края сохранился небольшой валикообразный бортик. На лицевой стороне процарапано изображение стрелы. Подобные зеркала были широко распространены в Волжской Булгарии (тип В-I-5 из Болгара), но, правда, в золотоордынский период XIII-XIV веков (Город Болгар, 1996. С. 237-238). В то же время небольшие зеркала с крестовидным орнаментом бытовали уже в VIII-IX веках на салтово-маяцких памятниках (Маяцкий, 1990. Рис. 21).

Гребень

(1 экз.) (рис. 30, 4) сделан из кости и относится к типу двусторонних составных гребней прямоугольной формы с накладками овального сечения. Накладки соединены двумя рядами клепок по 5 штук в ряду. С одной стороны гребня мелкие зубья, с другой – крупные. Ширина гребня – 3,3 см. Подобные гребни встречались в домонгольское время как на Руси (Загорульский, 1982. Табл. 33, 7-9), так и в Волжской Булгарии (Смирнов, 1951. С. 125). В Смоленске подобные гребни датируются XII веком (Асташова, 1993. Рис. 3. Тип Ж).

Перстни

(12 экз.) (рис. 30, 5-16) сделаны из серебра (8 экз.), олово-свинца (1 экз.) и бронзы (3 экз.). По общему виду их можно разделить на перстни, состоящие только из обруча, и перстни из обруча и щитка. Характерно отсутствие перстней со вставками. Практически все перстни, кроме бронзовых, имеют несомкнутый обруч.
^ Перстни из обруча (3 экз.) делятся на пластинчатые широкосрединные незамкнутые (2 экз.) (рис. 30, 8, 15) и проволочные равномерные (1 экз.) (рис. 30, 13). У пластинчатых, сделанных из серебра, обруч плавно расширяется от концов к передней части. Расширенная часть одного перстня орнаментирована выпуклыми точками по краям и центру. Подобные перстни бытовали на северо-западе Восточной Европы с X по XIII век (Сумина, 1999. Класс 1. Тип 2). Проволочный перстень отлит из оловянистой бронзы и имеет овальное сечение. Они были распространены в XI-XII веках (Сумина, 1999. Класс 1. Тип 3).
Перстни со щитком (9 экз.) делятся на перстни с плоским пластинчатым или объемным щитком (7 экз.) и перстни с выпуклым объемным щитком (2 экз.). Все они сделаны из серебра, кроме одного, изготовленного из олово-свинца. Среди плоских по форме щитка выделяются типы с шестиугольным щитком (4 экз.) (рис. 30, 5, 6, 11, 14) и с квадратным (3 экз.) (рис. 30, 7, 12, 16). На шестиугольных щитках располагается орнамент либо внутри двойного шестиугольника, либо делится полосками из мелких насечек на две зоны с одинаковым орнаментом. На одном это растительный орнамент, на другом – восьмеркообразный орнамент. Изображение на щитке выгравировано, а поверхность покрыта чернением. Подобные перстни получили распространение на Руси в XII-XIII веках (Сумина, 1999. С. 183-184: Макарова, 1986. С. 48), но основной территорией их распространения была Волжская Булгария, где известны абсолютно идентичные перстни (Город Болгар, 1996. Отдел Б-II). На квадратных щитках орнамент не прослеживается.
^ Перстни с выпуклым объемным щитком (2 экз.) (рис. 30, 9, 10) отлиты из бронзы и имеют сплошной обруч. Щиток одного сделан в виде сферы с шариком на вершине, а у другого – в виде усеченной четырехгранной пирамиды, на вершине которой имеется изображение креста. Такие перстни характерны для XII века (Сумина, 1999. С. 184).

Браслеты

представлены многочисленными видами.
По форме сечения браслеты делятся на типы, а по оформлению концов – на виды.
Тип 1 (10 экз.) (рис. 31, 1-3, 6-8, 11, 13-15). Пластинчатые с загнутыми концами. Среди них выделяются 4 широкопластинчатых браслета с бортиками по краям, выпуклой сердцевиной и зауженными концами. Два равношироких браслета имеют на концах отверстия для колечек. На двух браслетах с сужающимися концами имеется орнамент в виде зигзагов из точек. Браслеты этого типа широко представлены в мордовских, марийских и славянских древностях XI-XIII веков (Беляев,1998. С. 12; Архипов, 1986. С. 43; Никольская, 1981. С. 113), в то же время широкопластинчатые с бортиками являются типично мордовскими.
Тип 2 (9 экз.) (рис. 31). Округлые.
а) С загнутыми и расплющенными концами (1 экз.) (рис. 31, 10). Этот браслет схож с браслетами из клада и также относится к VII-IX векам.
б) С округлыми концами (8 экз.) (рис. 31, 4, 5, 9, 12; 32, 1-3, 13) и полуовальным сечением дрота. На двух уплощенных браслетах имеется точечный орнамент. На одном – это редкие крестообразно расположенные точки и на конце между двойными полосками два кружочка циркульного орнамента. На другом нанесены две волнообразные пересекающиеся линии. Еще один браслет имеет бугристую поверхность. Округлые браслеты встречаются в древнерусских и мордовских памятниках XI-XIII веков (Седова, 1959. Рис. 8, 12, 13; Мартьянов, 1998. С. 100).
Тип 3 (9 экз.) (рис. 32, ^ 4-12). Плетеные.
а) С уплощенными петлевидными концами (8 экз.) (рис. 32, 4-7, 9-12). Из них 5 браслетов сплетены из четырех проволок, а концы слегка раскованы. Такие браслеты были популярны по всей Восточной Европе (Седова, 1959. С. 248; Город Болгар, 1996. С. 186; Беляев, 1998). Три браслета сплетены из шести проволок, что характерно для булгарских украшений (Степи Евразии, 1981. Рис. 79; Смирнов, 1951. Рис. 73, 74; Валеев, 1975. Рис. 27).
б) С острым концом на каркасе (кольчужные – по А.В. Арциховскому) (1 экз.) (рис. 32, 8). На бронзовом стержне сделана оплетка из тонкой бронзовой проволоки. Наибольшее распространение такие браслеты получили у мордвы в XI-XIII веках (Беляев, 1998), хотя встречаются у марийцев и вятичей (Архипов, 1986. С. 45).
Первые два типа браслетов бронзовые, последний – из серебра, кроме типа 3б.

Сюлгамы

(33 экз.) (рис. 33) использовались в качестве застежек-украшений и являются типично финскими, но в то же время и мордовскими. Сюлгамы найдены на всех площадках Золотаревского поселения. Они сделаны из бронзовой и серебряной проволоки в виде кольца с язычком и отходящими от него концами в виде трубочки или лопасти. По форме концов выделяются группы, по размерам – типы сюлгам.
Группа 1 (13 экз.) (рис. 33, 1, 3-13, 16). С «усами». Сделаны из плоской в сечении бронзовой проволоки, концы которой скручены в трубочку – «усы». Такие сюлгамы характерны для мордовских памятников VIII-XI веков.
Тип 1 (2 экз.). Малые сюлгамы. Одна из них литая с одним «усом», длина которого меньше диаметра кольца (рис. 33, 16). Подобные сюлгамы встречаются на дьяковских памятниках и датируются VII-VIII веками (Розенфельд, 1982. С. 78).
Тип 2 (11 экз.). Большие сюлгамы. Данный тип сюлгам по форме должен относится к IX-X векам (Алихова, 1959. Табл. 1). Однако сюлгамы таких крупных размеров (диаметр кольца до 5 см, длина «усов» до 9 см) нигде не встречаются.
Группа 2 (7 экз.) (рис. 33, 2, 17-22). Без «усов». Все они сделаны из бронзовой проволоки круглого сечения. Закрученные в спирали концы не выступают за ширину сечения кольца, которое, в свою очередь, иногда обматывалось тонкой проволокой.
Тип 1 (1 экз.). Малые сюлгамы.
Тип 2 (5 экз.). Средние сюлгамы.
Тип 3 (1 экз.). Большие сюлгамы.
Помимо этого обнаружено два спекшихся комплекта сюлгам (не менее 5 сюлгам), где между собой переплетены все типы (рис. 33, 14-15). Это наглядно свидетельствует об их одновременном существовании.
Сюлгамы этой группы встречаются в памятниках мордвы с первых веков н.э. и до середины II тысячелетия н.э. (Алихова, 1959. Табл. 1; Вихляев, 1977).
Группа 3 (6 экз.) (рис. 33, 23-28). Лопастные. Кольцо делалось из бронзовой или серебряной проволоки круглого сечения, концы которой отгибались наружу и расплющивались в виде узких и длинных лопастей. На кольце крепился язычок.
Сюлгамы этой группы появляются в мордовских памятниках в XII веке и становятся потом господствующими (Алихова, 1959. Табл. 1).
^ Поясной ремень представлен накладками и кольцами.

Накладки

(19 экз.) (рис. 34) сделаны в основном из бронзы и весьма разнообразны по форме, размерам и способам крепления. Накладка крепилась при помощи шпеньков, которые либо загибались, либо расплющивались с шайбами. Накладки можно объединить в группы: сплошные, прорезные, с петлей. По форме они делятся на квадратные, прямоугольные, геральдические, круглые, сердцевидные.
Прежде всего, выделяется круглая железная накладка полусферической формы с плоским бортиком (рис. 34, 16). На бортике расположены четыре клепки и нанесен орнамент. На поверхности сохранились следы позолоты, внутри сферы залит кусок серебра. Такие накладки встречаются в степях Поволжья (Федоров-Давыдов, 1966. С. 50. Тип IAII).
Такой же полусферической формы две накладки отлиты из бронзы (рис. 34, 18-19). На бортике по четыре клепки с полусферическими шляпками. На большой накладке в центре расположена маленькая петля. Подобные накладки известны в Нижнем Поволжье (Федоров-Давыдов, 1966. С. 50. Тип IIAII).
Квадратные накладки с прямоугольной прорезью (3 экз.) (рис. 34, 2, 13, 14) отлиты из оловянистой бронзы. Они были распространены по всей Восточной Европе в VIII-XI веках (тип АI по Федорову-Давыдову) (Федоров-Давыдов, 1966. С. 55). По размерам (ширина – 2,2; 2,2; 2,8 см, высота – 2; 2,2; 2,7 см) золотаревские накладки ближе всего к пермским VIII-IX веков (Ковалевская, 2000. С. 147-148).
^ Шатровые накладки отлиты из бронзы и имеют снизу петлю (2 экз.) (рис. 34, 1, 5), расположенную перпендикулярно щитку. На лицевой стороне по краю нанесен орнамент из кружочков. В результате на одной накладке получилось изображение закрытого шатра, а на другой – открытого. Подобные накладки характерны для памятников X-XI веков Волжской Булгарии (Казаков, 1991. Рис. 44, 54, 56, 63).
^ Прямоугольные накладки (2 экз.) сделаны из оловянистой бронзы и делятся на накладку с большим кольцом (рис. 34, 12) и накладку с рифленым краем (рис. 34, 15).
^ Сердцевидные накладки (2 экз.) также делятся на крупную накладку из оловянистой бронзы с двумя квадратными прорезями (рис. 34, 9) и маленькую выпуклую накладку из серебра с черненым орнаментом (рис. 34, 6). Подобные накладки встречаются в тюхтятских древностях IX-X веков (Степи Евразии, 1981. Рис. 33, 69) и булгарских памятниках X-XI веков (Казаков, 1991. С. 135. Тип АV7-8).
Розетковидная накладка (1 экз.) (рис. 34, 10) из оловянистой бронзы имеет внизу прямоугольную прорезь. Такого рода накладки бытовали в Прикамье и Средней Азии в начале VIII века (Овчинникова, 2000а. Рис. 6). Такие же накладки известны и с памятников булгар X-XIV веков (Казаков, 1993. Рис. 8, 50).
^ Серповидная накладка (1 экз.) (рис. 34, 4) с тройными ушками по краю и рифленым орнаментом из двух подпрямоугольных выступов и квадратных точек по краям. Поверхность накладки позолочена. Подобные накладки есть в Нижнем Поволжье (Федоров-Давыдов, 1966. С. 51. Тип IIЖVI).
Фигурные накладки (5 экз.) представлены разнообразными типами:
а) В виде трех вертикально соединенных кругов (рис. 34, 3). Подобная накладка есть на Лаишевском булгарском селище (Руденко, 2000. Рис. 26, 27).
б) В виде трех вертикально соединенных ромбов (рис. 34, 8) (тип IIKIV IX-XI вв. по Федорову-Давыдову).
в) Бабочковидная с гравированным растительным орнаментом (рис. 34, ^ 7) (тип IIKIII X в. по Федорову-Давыдову).
г) В виде топорика с двумя отверстиями в центре (рис. 34, 11).
д) В виде треугольного конуса с отверстием в центре и выступами по углам (рис. 34, ^ 17).

Кольца

(12 экз.) (рис. 34, 20-32) сделаны из бронзы и сплавов с оловом. Диаметр колец стандартный – около 3-4 см. Половина колец имеет круглое сечение, одно – овальное, два – полуовальное, три – сегментовидное. На пяти кольцах имеется орнамент в виде поперечной насечки с внешней стороны. Кольца сегментовидного сечения с насечками довольно часто встречаются среди мордовских древностей XI-XIV веков (Беляев, 1988. Табл. V; Петербургский, 1992. Табл. III; Мартьянов, 1998. Рис. 9).
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.