.RU

Военная реформа РФ. Ранее вышла в свет книга Военная реформа: оценка угроз национальной безопасности России (I часть) - 10

Раздел 4.3. Оснащение Вооруженных Сил Российский Федерацииновыми вооружениями и военной техникойи реформирование военной промышленности
Ключевая проблема повышения качества реформируемых Вооруженных Сил обновление оружия и военной техники
Обновление ВВТ является важнейшей задачей страны и составной частью военно-технической по-литики (ВТП), ибо новое оружие позволяет повысить эффективность выполнения боевых задач, компенсировать сокращение численности войск и сил флота, снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт техники, посеять сомнение у эвентуальных противников в возможности достижения ими своих целей силовыми методами и тем самым надежнее обеспечить сдерживание от использования таких методов (снизить вероятность возникновения военного конфликта или войны). В понятие новое оружие включаются системы и средства, поступившие на вооружение или снабжение войск за последние 810 лет.
Одним из важнейших требований к ВС любой страны является требование сбалансированности их состава, которое выражается в установлении рациональных пропорций между различными видами ВВТ. В каждой стране такие пропорции устанавливаются с учетом национальных особенностей, под влиянием многих, в том числе и субъективных, факторов. Однако наличие нового оружия в войсках позволяет компенсировать возможные нарушения такой сбалансированности, непрерывно происходящие в реальной жизни под влиянием различных условий и факторов. Обладание достаточным количеством новейших систем оружия позволяет добиться реальных успехов в силовом противостоянии, образно говоря, победить, не начиная войну.
Россия располагает самыми современными комплексами и системами вооружения, способными успешно конкурировать с лучшими зарубежными образцами, целый ряд образцов ВВТ имеет уникальные ТТХ. Российские системы вооружения получают высокие оценки на международных выставках оружия, растет заинтересованность иностранных государств в приобретении российского ВВТ. Наибольший интерес у иностранных партнеров вызывают российские достижения в области авиационного вооружения, бронетанкового и артиллерийского вооружения, зенитно-ракетных комплексов, стрелкового оружия. Однако оснащенность наших Вооруженных Сил и других войск современным оружием не может быть признана удовлетворительной.
При проведении военной реформы потребуется уделить существенно большее внимание оснащению Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований современным оружием.
В первую очередь речь идет о системе оперативно-тактических вооружений. В состав системы оперативно-тактических вооружений для отражения агрессии на континентальных ТВД по функциональному признаку включаются боевые средства и средства обеспечения. Основу боевых средств составляют: ракетно-артиллерийское вооружение; авиационная техника и вооружение; бронетанковое вооружение и техника; вооружение и техника противовоздушной обороны.
В состав средств обеспечения входят:
автоматизированные системы управления; системы и средства связи; средства радиоэлектронной борьбы; авиационные и наземные средства оперативной, оперативно-тактической и тактической разведки и др.
Современное состояние системы оперативно-тактического вооружения характеризуется следующим.
Боевые средства
На вооружении преобладают устаревшие образцы ракетных комплексов оперативно-тактического и тактического назначения (доля устаревшего артиллерийского вооружения Сухопутных войск составляет около 80%). В дивизионном и полковом звене практически отсутствуют современные образцы противотанковых ракетных комплексов.
Технические средства наземной артиллерийской разведки, в основном, старые и не удовлетворяют современным требованиям (низкая помехозащищенность, одноканальность, большие массогабаритные характеристики).
Практически все самолеты фронтовой авиации эксплуатируются более 10 лет. Доля современных самолетов в группировке (Су-24М, МР, Су-27, МиГ-29, Су-25) составляет около 40%. Однако недостатки бортового оборудования самолетов фронтовой авиации, низкий уровень многофункциональности, всепогодности и круглогодичности применения, неудовлетворительная живучесть (в т.ч. за счет высокого уровня заметности) свидетельствуют об их недостаточной эффективности.
Основу парка военно-транспортной авиации (ВТА) составляют устаревшие самолеты типа Ил-76, М, МД, Ан-22, Ан-12. До 2000 г. предполагается интенсивное списание большей их части по срокам эксплуатации. Поэтому состав парка транспортных самолетов может уменьшиться к 2000 году на 2025%, а к 2005 г. на 5560%.
Находящиеся на вооружении авиации Сухопутных войск транспортно-боевые вертолеты Ми-24Д, В, П и Ми-8ТВ не отвечают современным требованиям по всепогодности и круглосуточности применения ПТУР, дальности обнаружения цели, потолку, маневренности и боевой живучести.
Производство вертолета Ми-8ТВ прекращено в 1978 г., а Ми-24П в 1990 г.
Парк военно-транспортных вертолетов состоит из морально и физически устаревших авиационных комплексов (Ми-8Т, Ми-8МТ, Ми-6А), из которых только малая часть вертолетов выпуска после 1990г. Современным требованиям отвечает лишь тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26. До 2000 г. может быть списано по ресурсу и срокам хранения до 60% всех устаревших военно-транспортных вертолетов.
Состояние бронетанкового вооружения и техники характеризуется значительной долей устаревших танков Т-55, Т-62, Т-64А, Т-72А. Современных танков Т-80Б и новых Т-72Б, Т-80У, Т-90 в группировке СВ лишь малая часть. Из общего количества боевых бронированных машин большую долю составляют устаревшие (БМП-1, БМД-1, БТР-60ПБ).
Большинство средств автоматизации командных пунктов высших звеньев управления в формированиях Войск ПВО морально и физически устарели и требуют замены.
В радиотехнических войсках (РТВ) ПВО, создающих основу радиолокационного поля страны, доля современных и новых радиолокационных станций составляет лишь около 2030%. Только около 50% командных пунктов формирований РТВ ПВО автоматизированы. Более 50% РЛС прошли от одного до трех капитальных ремонтов. Объемы поставок новых РЛС и средств автоматизации управления не компенсируют объемы списания устаревших.
Сравнительно высокая оснащенность Войск ПВО современными самолетами и автоматизированными средствами управления сохранится до 20002005 гг., после чего ожидается массовый выход из строя вследствие устаревания средств, поставленных в 7080-х годах.
В тактическом звене ПВО СВ (батальон) оснащенность современным вооружением (ЗРК Тор, ЗРПК Тунгуска, ПЗРК Игла) крайне низка (около 1015%). Новые зенитные и авиационные средства ПВО, разработанные в 90-х годах, отвечают мировому уровню, но объемы серийного производства этих средств для оснащения войск крайне недостаточны.
Средства обеспечения
Разведывательные части и подразделения укомплектованы современными и новыми станциями радио- и радиотехнической разведки лишь на 1015%. Существующие средства не обеспечивают радиоразведку наземных УКВ-СВЧ источников на требуемой дальности, имеют недостаточную точность местоопределения, не обеспечивают ведение разведки перспективных линий связи.
Особо тяжелое положение сложилось в оснащении АСУ оперативно-тактического звена управления. Это обусловлено существовавшим традиционным подходом к приоритетному оснащению группировок войск передовых эшелонов в ущерб внутренним округам. В результате этого большая часть АСУ оперативно-тактического звена управления осталась на территории государств ближнего зарубежья, а в ВС РФ доля современных и новых средств АСУ составляет не более 10%, что влияет на уровень сбалансированности между системами управления и боевыми средствами и, соответственно, на эффективность войсковых формирований и ВС в целом.
Основная часть находящихся в войсках систем и средств связи является морально устаревшими. По своим тактико-техническим характеристикам, в первую очередь таким, как устойчивость, оперативность, пропускная способность, мобильность, помехозащищенность, они не удовлетворяют современным требованиям. До 50% из этой техники выработало свой ресурс и требует замены. Оснащенность войск РФ современными средствами связи не превышает в настоящее время 1015%. Новых средств (выпуска после 1991 г.) в войсках крайне мало.
В целом состояние системы вооружения ВС РФ для решения задачи отражения агрессии на суше свидетельствует об острой необходимости их оснащения современными средствами вооруженной борьбы в больших масштабах.
Система оперативно-тактических вооружений для отражения агрессии на море
Эта система по функциональному назначению состоит из ударной (боевой), управляющей, обеспечивающей и обслуживающей подсистем.
В ударную подсистему входят подводные лодки, надводные корабли и боевые катера, летательные аппараты авиации флота, береговые ракетные и артиллерийские комплексы, противолодочное, торпедное, минное и противоминное вооружение кораблей и авиации.
Элементами управляющей подсистемы являются общефлотские, корабельные и авиационные системы управления и связи.
К обеспечивающей подсистеме относятся средства всех видов разведки и освещения обстановки, средства поисково-спасательного, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, радиоэлектронной борьбы и маскировки, ядерно-технического, химического и противоподводнодиверсионного обеспечения.
В состав обслуживающей подсистемы входят средства тылового, инженерного, метрологического и технического обеспечения кораблей и судов.
Большая часть кораблей флота находится в эксплуатации свыше 1015 лет и имеет значительный физический и моральный износ. Только корабли, сданные после 19801985 гг., имеют эффективность, позволяющую сопоставлять их с кораблями иностранных ВМС. Доля таких кораблей в различных классах составляет от 30 до 60%.
Оснащенность ВМФ России новыми и современными кораблями, прослужившими менее половины установленного срока и не требующими заводского ремонта, крайне низка (2540%).
Оснащенность ВМС США такой техникой достигает 70% по подводным лодкам и 60% по надводным кораблям.
Низок уровень оснащенности сил ВМФ ракетным, артиллерийским, противолодочным оружием и боеприпасами, особенно по противокорабельным крылатым ракетам, противолодочным и зенитным ракетам, торпедам.
Современное состояние объектов системы управления и связи не отвечает существующим и перспективным требованиям по оперативности, помехозащищенности и надежности приема, обработки и передачи информации и сигналов боевого управления, особенно в условиях боевых действий при огневом и радиоэлектронном противодействии противника.
Сохраняется хроническое отставание в развитии средств обеспечения и обслуживания от требований, предъявляемых к ним ударными системами вооружения. Существующая система морской космической разведки и целеуказания характеризуется недостаточным охватом разведываемой акватории, вероятностью обнаружения целей, возможностями их классификации и периодичностью выдачи информации. Современное и перспективное оружие не обеспечивается надежным целеуказанием на полную дальность стрельбы.
Особенно отстает в развитии техническое обеспечение и обеспечение базирования сил флота. Количество размещаемых в ремонт кораблей и судов уменьшается из года в год. За последние пять лет оно упало более чем в 5 раз. При этом продолжительность ремонта возросла в 34 раза, отсутствует возможность ремонтировать крупные корабли типа авианесущих, ракетно-артиллерийских крейсеров и больших десантных кораблей.
Инженерное оборудование баз не позволяет в полной мере удовлетворять потребности кораблей в электроэнергии, воздухе и воде, что вынуждает нерационально расходовать моторесурс технических средств и приводит к повышенной аварийности и дополнительным затратам на ремонт.
В целом система средств борьбы на океанах и морях нуждается в обновлении корабельного состава, его вооружения, средств управления и обеспечения.
Вместе с тем, Вооруженные Силы Российской Федерации, с учетом их сокращения, основными видами вооружения и военной техники, в основном, обеспечены. Однако доля современных образцов не превышает 30%.
В то же время обеспеченность современным вооружением армий развитых государств в среднем составляет 6080%.
Низкой остается обеспеченность войск некоторыми видами современных боеприпасов.
Изношенность парка вооружений по некоторым образцам достигла критической величины. Более 70% радиолокационных средств зенитно-ракетных и радиотехнических частей ПВО выработали установленный ресурс.
Часть вооружения настолько устарела, что будет списываться массово уже в начале 20002001 гг. Будут требовать ремонта к 2001 г. почти 60% подводных лодок и около 50% боевых надводных кораблей.
Резко сократились мощности по ремонту ВВТ, так как значительная часть важнейших элементов инфраструктуры, производственных мощностей и иных объектов осталась на территории Прибалтики, Украины, Белоруссии и других суверенных государств. Оставшаяся на территории России ремонтная база не обеспечивает комплексный ремонт целого ряда образцов ВВТ (ЗРК, САУ, РЛС и т.д.).
Таким образом, проведенный анализ только части системы вооружения ВС РФ, относящейся к силам общего назначения, которые могут осуществлять сдерживание и пресечение агрессии неядерными средствами с использованием традиционных форм и способов их применения показывает, что в настоящее время техническая оснащенность сил общего назначения находится на весьма низком уровне. При установившихся в последние годы крайне малых объемах поставок ВВТ невозможно переломить устойчивую тенденцию к продолжающемуся снижению качества оперативно-тактического вооружения и военной техники, что в свою очередь негативно сказывается на возможностях группировок войск и сил флота.
Сложившееся положение должно весьма настораживать политиков и военных, т.к. в случае обострения обстановки может ускорить переход к применению оружия массового поражения.
Что касается стратегических ядерных вооружений, то в них также существуют серьезные проблемы, связанные с моральным и физическим устареванием и невозможностью произвести своевременное обновление систем такого оружия.
Вместе с тем, на пороге XXI века становится все более очевидным, что в ближайшем будущем основное значение будут иметь не количество и убойная сила вооружений, а их качество и интеллект, но вряд ли произойдет демилитаризация планеты.
Поэтому решение проблемы обновления существующих систем ВВТ на новые и перспективные, повышения их тактико-технических характеристик до требуемого мирового уровня вынуждают в ходе военной реформы найти способ решения этой задачи. Таким способом может являться не только увеличение доли финансирования НИОКР по созданию ВВТ новых поколений, но и изменение системы перспективного программно-целевоого планирования развития ВВТ применительно к новым условиям существования России с целью повышения эффективности использования ограниченных финансовых средств на наиболее перспективных направлениях военно-технической политики.
В среднем срок эксплуатации в войсках вооружения и военной техники (ВВТ) составляет около 2025 лет. За этот период начальный состав ВВТ должен полностью обновляться. Если учесть, что длительность разработки и серийного освоения сложных военных систем составляет 1015 лет, то становится очевидной необходимость заблаговременного определения систем, на которые должны в будущем перевооружаться Вооруженные Силы и другие войска. Все это подтверждает необходимость реального долгосрочного планирования развития ВВТ и оборонной промышленности.
Усиление влияния передовых технологий на эффективность и качество ВВТ
Решение задач обеспечения обороноспособности страны на требуемом уровне предполагает создание военных технических систем нового поколения и модернизации существующих, значительно превосходящтх по своему тактико-техническому уровню существующие, а нередко и принципиально новых военно-технических средств. Осуществить это возможно лишь при активном создании и внедрении в вооружение и военную технику (ВВТ) передовых технологий.
Обладание передовыми технологиями, как свидетельствует мировой опыт, является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и, в первую очередь, военной безопасности, а также фактором процветания национальной экономики любой страны.
Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать качеством высоких технологий необходимые количественные сокращения Вооруженных Сил, вооружения и военной техники, диктуемые политическими и экономическими соображениями.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.